Уже не первый день читаю, перечитываю, анализирую текст  проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности». Подготовленный в недрах МВД РФ законопроект вызывает сложные и не совсем однозначные чувства.

Не затрагивая нововведений, касающихся частной охранной деятельности, это тема отдельного и более сложного разговора, меня заинтересовали изменения, вносимые в раздел негосударственной (частной) сыскной деятельности в Российской Федерации.

В последние годы ведущие страны мира в вопросах обеспечения правопорядка и безопасности все более ориентируются не только на государственные органы правопорядка, но и на частные сыскные бюро и охранные агентства, привлекаемые к следственно-розыскной деятельности, исследованию различных аспектов в борьбе с правонарушениями и преступлениями.

Частный сектор все активнее подключается к правоохранительной деятельности. Это объясняется в ряде случаев недостаточной подготовкой сотрудников спецслужб и полиции для решения некоторых специфических задач на должном профессиональном уровне. Активизацией общества в борьбе с преступниками и террористами.

Зарубежный опыт наглядно свидетельствует о том, насколько важную роль в борьбе с преступностью, в защите прав и интересов граждан играют частные детективы. Характерно и то, что государство поощряет такой вид деятельности, создает благоприятные условия для работы частников путем принятия соответствующего законодательства, предоставления гражданам необходимой информации.

Частная сыскная деятельность в России, уже прошла этап становления и развития в направлении активного формирования цивилизованного рынка сыскных услуг, однако пока еще не получила должной государственной поддержки и не востребована в полной мере вследствие правовой неурегулированности, а также по некоторым другим экономическим и социальным причинам. И это несмотря на то что ее необходимость и полезность как для государства, так и для юридических лиц и граждан не вызывает сомнения.

Являясь частной, коммерческой, сыскная деятельность успешно сочетает частные и публичные интересы, потому что нацелена не только на извлечение прибыли, но и на создание безопасных условий развития российского бизнеса, защиту прав и законных интересов граждан, оказание содействия правоохранительным и иным государственным органам в решении стоящих перед ними задач.

По некоторым данным, необъятные просторы России сегодня обслуживают немногим более 1000 детективов, менее 200 из которых осуществляют свою деятельность в многомиллионной Москве.

Сколько их на самом деле, не знает никто. На виду только те, кто зарегистрирован в МВД. Остальные — а их, надо полагать, больше в разы — благоразумно остаются в тени, занимая должности помощников, консультантов, маркетологов. Эксперты полагают, что спрос на детективные услуги в России будет неуклонно расти, а объем экономической безопасности зашкалит за $20 млрд. Спрос есть, стабильность рынка, гарантирует высокий оборот денежных средств, а объемы детективных услуг не увеличиваются. Может быть, потребность бизнеса в данном случае, выражаясь макроэкономическим языком, является отложенной? Либо удовлетворяется иным способом?

Бесспорно не отдельные детективы, в формально в невидимый сектор уходят целые предприятия и крупные специализированные подразделения.

Что предлагает проект закона в этом вопросе?

На наш взгляд,  данный законопроект полностью скроет от учета и контроля такую структуру как службы безопасности юридических лиц.

Лишая СБ охранной функции, отказывая им в служебном оружии и специальных средствах МВД уклоняется от регистрации Уставов СБ, отдавая приоритет удостоверениям личности частного охранника и неизвестной до сегодняшнего дня  личной карточке охранника. Службы экономической, информационной безопасности остаются предоставленными самим себе, учитывая при этом, что сотрудникам этих подразделений и ранее не надо было получать документы частного сыщика, у них фактически развязаны руки, и они не имеют никаких правовых ограничений.

Логика или ее полное отсутствие на лицо.

Что же предлагается законопослушному частному сыщику, получившему удостоверение в МВД?

Ему запрещено формировать и хранить информационные системы и ресурсы, отражающие сведения, собранные в ходе выполнения договорных обязательств, о юридических лицах и (или) гражданах, их личной жизни, имуществе, распространять эти сведения, а также получать и использовать иным путем информацию, ограничения на получение которой, установлены законодательством Российской Федерации.

Нет необходимости говорить о том, что в любом учебнике по экономической безопасности или бизнес разведке, сбор, обработка и анализ информации стоит на первом месте. Трудно представить маркетинговое агентство, которому будет запрещено формировать и хранить информационные ресурсы по своему сегменту или рынку в целом.

Вывод звучит парадоксально,- «Вы в полной безопасности, если только не называете себя детективом». В сфере конфиденциальных услуг значительную нишу занимает информационная составляющая. Да, информационное поле становится все более прозрачным, факты — доступными, ими оперирует несчетное количество СМИ и аналитических групп. Не все детективы выдерживают конкуренцию в этом море предложений. С другой стороны, ни одна из «гражданских» маркетинговых фирм не располагает специальными навыками и средствами добычи специфической информации.

И здесь возникает запрет на получение и использование информации, содержащейся в специальных и информационно – аналитических учетах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Другими словами те источники информации, на которых сформировался существующий рынок детективных услуг, признаются противоправными, или может быть, такими путями мы начинаем бороться с «оборотнями в погонах», ставящих на прослушку кого угодно, или утечкой информации из собственных шкафов, выброшенных в коридор с материалами оперативной разработки.

А как смело звучит запрет на создание объединений частных детективов имеющих статус юридического лица. Вне сомнения, современный частный сыщик, прежде всего индивидуал и выдает штучный товар. Себестоимость такого продукта по карману людям с высоким достатком. Потому детективов немного. Однако крупный бизнес требует комплексного продукта. В пакете услуг должны быть заложены сыскная работа, охранные мероприятия, информационное обеспечение и многое другое, что отдельный сыщик даже с помощником предоставить никогда не смогут, а это значит, что охранный бизнес ограничивается в потенциальных возможностях для развития и будет загнан в проскурово ложе слежки за неверными женами и блудными детьми.

Статьи обсуждаемого законопроекта не урегулированы и противоречивы в своей основе. Мы уже писали о запрете на сбор и хранение информационных ресурсов, при этом «действия детектива, предусмотренные настоящим Федеральным законом и совершаемые им при оказании детективных услуг, подлежат обязательному документированию детективом» кто будет определять, где информационная база, а где задокументированные  действия? Конечно, контролирующие органы. Которые в зависимости от обстоятельств будут награждать или лишать детектива прав на работу.

И совсем анекдотично звучит предложение в статье 14 о том, что статус частного детектива может иметь «работник по трудовому договору, заключенному с детективной организацией», которая была ликвидирована в статье 8.

Вне всякого сомнения, принятие описанных норм нанесет существенный ущерб не только крупным детективным агентствам и частным детективам, они существенно ограничивают возможности негосударственных структур безопасности по борьбе с преступностью и терроризмом.

В Японии, например, негосударственные детективные службы наряду с противодействием локальной преступности активно участвуют в борьбе с гангстерскими группировками и терроризмом. Они наделены правами вести негласное наблюдение, опрашивать пострадавших, свидетелей и других граждан. В Германии детективы на законных основаниях участвуют в расследовании уголовных дел, в том числе экономического характера. В США детективы являются правомочными участниками в расследовании гражданских и уголовных дел. Имеют значительные полномочия в сборе доказательств. В ряду процессуальных действий используют получение объяснений, истребование предметов и документов. В отдельных штатах им предоставлено право производить аресты, обыски, выемки документов, а также использовать средства электронного наблюдения.

Кто и как защитит российский бизнес? Мы так и не нашли в законопроекте ответ на этот вопрос.

 

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038