Современная экономика функционирует в условиях комплексных процессов глобализации. Основной тенденцией развития бизнеса является его расширение за пределы национальных границ и конкурентная борьба за перспективные развивающиеся рынки. Часто эта борьба сопровождается недобросовестными действиями со стороны менеджмента и сотрудников компаний, о чем свидетельствуют многочисленные скандалы и потрясения на финансовых рынках, приводящие к тяжелым экономическим и социальным последствиям.

Для предотвращения этих событий в будущем государства усиливают регулирование деятельности организаций, что неизбежно ведет к усложнению правовой среды, а ужесточение штрафных санкций за нарушение законодательства влечет огромные потенциальные убытки.

Одним из наиболее важных условий выживания компаний на сегодняшний день является безупречная деловая репутация. Качество этого актива определяет рыночную стоимость всей компании, а потерять хорошую репутацию на рынке означает потерять весь бизнес.

Обозначенные факторы многократно увеличивают риски нарушения требований законодательства, потери деловой репутации и связанные с ними убытки, а тесная взаимосвязь этих рисков обусловливает для организаций необходимость выделения в системе управления рисками особой эффективной формы внутреннего контроля – комплайенс-контроля.

В российском бизнесе до недавнего времени такое явление как комплайенс-контроль не имело распространения, в то время как в западном деловом мире эта форма внутреннего контроля уже давно считается сформировавшимся институтом. Связано это с тем, что в России еще достаточно молодой рынок, на стадии формирования находятся законодательная база, профессиональные стандарты, этические принципы ведения бизнеса. Недавнее появление комплайенс-контроля в системе внутреннего контроля российских компаний связано с приходом на отечественный рынок западных финансовых структур, для которых наличие этой формы контроля обусловлено требованиями как национальных регуляторов, так и международных норм.

В России проводится позитивная практика адаптации международных нормативных актов в области комплайенс-контроля и их закрепления в национальном законодательстве. Но поскольку это относится лишь к финансовым организациям, в компаниях других отраслей такой контроль либо отсутствует вообще, либо представлен отдельными компонентами, рассредоточенными по смежным областям контроля. Тем не менее, практика показывает, что управление правовым и репутационным рисками важно не только финансовым, но и промышленным, торговым, аудиторским и консалтинговым организациям.

Риски, подлежащие управлению со стороны комплайенс-контроля, являются нефинансовыми, т.е. не влекущими прямой ущерб для компании, а законодательная необходимость наличия такого контроля у перечисленных выше организаций отсутствует. Поэтому многие из них недооценивают ту добавленную стоимость, которую эта функция дает бизнесу. Таким образом, актуальной проблемой дальнейшего развития комплайенс-контроля в России является разработка механизмов оценки его эффективности.

Проблемами организации и оценки системы комплайенс-контроля, разработкой теоретических основ системы и выработкой практических рекомендаций для руководителей организаций служб внутреннего контроля сегодня занимаются немногие отечественные исследователи.

Труды Авдийского В.И., Пименова Н.А., а также Сотниковой Л.В. посвящены теоретическим аспектам системы внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте.  Лебедев И.А. занимается исследованием вопросов корпоративного мошенничества и антикоррупционного законодательства, которые входят в сферу комплайенс-контроля.

Тимошкин А.В. определил предметом своих исследований комплайенс-контроль как инструмент экономической безопасности организации. Профессионалы в области комплайенс-контроля Данилин О. Д. и Пустовалова Е. Ю. представляют свое видение универсальной комплайенс-функции в организации, включающее принципы ее создания, структурирования и оценки. Малыхин Д. В., Шалимова М.А., Крупышев Д.А., Амброжевич О.В. специализируются на исследованиях в области комплайенс-контроля в кредитных организациях.

Несмотря на имеющийся массив научных исследований и практических разработок, связанных с проблемами организации комплайенс-контроля, на сегодняшний день пока нельзя утверждать, что все они нашли свое полное разрешение. Дело в том, что объектом этих исследований являются, в основном, финансовые организации, поскольку, как уже было замечено, система комплайенс-контроля является для них законодательно необходимой. Естественно, что многие разработанные для финансовых организаций рекомендации в области комплайенс-контроля не могут быть применены без модификаций организациями других отраслей. Особенно это относится к организациям, оказывающим услуги в области аудита и консалтинга: несмотря на высокую важность соблюдения ими многочисленных норм и стандартов и сохранения безупречной репутации на рынке, исследователи пока не выработали единой позиции по поводу создания в таких организациях формализованной эффективной системы комплайенс-контроля.

В связи с усложнением среды, в которой развивается современный бизнес, постоянно растет число рисков, оказывающих на него влияние. Некоторые из них являются так называемыми нефинансовыми рисками и связаны с репутацией фирмы, постоянными изменениями в законодательстве, возникновением конфликтов интересов. Нефинансовый характер таких рисков предопределяет возникновение сложностей в их идентификации и оценке, при этом игнорирование таких рисков может привести к тяжелым финансовым последствиям. Дело в том, что такие риски обладают особенностью: при небольшой вероятности наступления рискового события они могут повлечь значительный ущерб, порой превышающий стоимость всего бизнеса.

При всей декларативной независимости деятельности юридического лица в условиях рыночной экономики его поведение нельзя назвать абсолютно свободным. Любая компания «живет» в уже существующей правовой системе государства, поэтому не может контролировать полностью все аспекты своей деятельности. Часть своих прав она передает третьей стороне: государственным регуляторам, ведомствам, общественным организациям, другим частным компаниям. Помимо этого вся суть функционирования бизнеса заключается в постоянном взаимодействии с различными средами, например, в выборе партнеров по бизнесу, взаимоотношении с регулирующими органами, собственниками, формировании репутации компании, социально-трудовых отношениях, охране окружающей среды, взаимоотношении с местными сообществами. Каждая из этих сред способна сформировать свое мнение и позицию по отношению к организации. Неопределенность результатов взаимодействия с ними приводит к необходимости учитывать мнения этих сторон. Таким образом, вероятность возникновения в результате соприкосновения с внешними средами события, которое окажет негативное влияние на процесс достижения поставленной перед компанией цели, составляет ее нефинансовые риски.

Продолжение следует