Большая пресс-конференция Владимира Путина сегодня пройдет в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной.  Более тысячи двухсот журналистов придут, чтобы задать вопросы Владимиру Владимировичу. Президент впервые со дня инаугурации встретится с представителями СМИ в таком масштабном формате. 

"Это первая пресс-конференция после того, как прошел очень бурный год. Я имею в виду бурный год с точки зрения пробуждения гражданского общества. Бурный год, когда вдруг в истории все перевернулось. Вот, смотрите: мог кто-нибудь 10 лет назад представить, что мы будем говорить о России как об относительном, но все-таки островке стабильности в плане экономики по сравнению с бурлящим пространством Евросоюза?" – заметил Дмитрий Песков - пресс-секретарь главы государства. 

Тематика пресс-конференций никогда не ограничивалась какими-то рамками и носила общий, свободный характер. Путин отвечал на вопросы, касающиеся как внутренней, так и внешней политики России, а также на вопросы личного характера. Не станет исключением и эта конференция, и хочется надеяться, что в числе ключевых прозвучат вопросы об общественном контроле и его эффективности. 

При всем многообразии подходов, определений, функциональных предназначений понятия "общественный контроль" нет ответа на главный вопрос. А зачем нужен общественный контроль? В чем его цель? Ведь если государство есть общественный институт, то его деятельность и есть тот же общественный контроль. По своему смыслу, государство предназначено служить обществу, а значит осуществлять от его имени все действия, следовательно, нечего и контролировать, все делается само собой. Уже не говоря о том, что в государстве созданы особые механизмы самоконтроля (прокуратура, например). При осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства органами прокуратуры выявлено более 4,3 млн нарушений за 10 месяцев 2012 года, сообщил Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. В прошлом году прокурорами выявлено около 5 млн нарушений законности, таким образом тенденция роста составляет 7%. Кроме того, за прошедший год и девять месяцев текущего года установлено 7,8 млн нарушений закона, допущенных при производстве следствия и дознания. "Также настораживает ежегодный рост числа граждан, обращающихся в органы прокуратуры с жалобами и заявлениями о допущенных нарушениях законодательства. Традиционно к нам поступало примерно 2,5 миллиона обращений в год, а в текущем году мы прогнозируем показатели 3-3,5 миллиона", – отметил Чайка и подчеркнул, что это свидетельствует, с одной стороны, о росте доверия населения к органам прокуратуры, а с другой стороны, характеризует неблагополучное состояние соблюдения законности в стране. 

В целом ряде государств Запада (Европа, США) вообще нет понятия "общественный контроль". Оно нигде не прописано в законе, нет особых органов, действующих в качестве контролеров. Однако известно, что если государственный служащий не выполняет свои функции, на него могут "набросится" все, кто так или иначе возмущен этим фактом (общественные организации, СМИ и пр.). В итоге, такой служащий либо исправляется, либо уходит со своего поста.  

Очевидно, что такая реакция общества и есть общественный контроль. Но для этого общество должно само быть, что называется "вне подозрений". Не должно быть сговора между обществом и бюрократией. В некоторых странах, функции общественного контроля выполняют общественные организации, политические структуры, партии. Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. Это, в частности, предполагает общественный контроль за органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц. 

Сегодня у нас в стране складывается ситуация, когда государство представлено мощным бюрократическим аппаратом, обладающим колоссальной властью, практически неограниченными ресурсами, и, самое главное, практически абсолютной бесконтрольностью. Ситуация напоминает сюжет, когда удав-бюрократия запихивает себе в пасть кролика-общество. 

Здоровых сил, понимающих реальную ситуацию, в обществе и государстве не так уж много. При этом сегодня мы находимся в ситуации, когда политические структуры (партии) и есть тот самый бюрократический аппарат, либо его представители, таким образом жаловаться к ним смысла не имеет. А функции самоконтроля в государстве срослись с естественными потребностями бюрократии к выживанию и воспроизводству. Гражданское общество рассмотрено в докладе Секретаря Общественной палаты Евгения Велихова (по итогам 2012 г), как сообщество активных и ответственных граждан, объединенных в разнообразные формальные и неформальные группы, либо выступающих индивидуально для защиты и реализации своих гражданских прав и интересов. В документе также приведены результаты анализа эффективности взаимодействия гражданского общества и государства. Отсюда видится один выход. Остатки здоровых сил в государстве должны объединиться с зачатками здоровых сил в обществе.  Субъектами такого контроля становятся общественные объединения граждан (профессиональные союзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы), а также отдельные граждане, выступающие как частные лица. Все эти субъекты выступают от имени общественности или от себя лично, а не государства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера. Для общественного контроля характерно предупреждение нарушений законности в деятельности органов исполнительной власти посредством использования мер общественного воздействия. Как и государственный, общественный контроль опирается на правовые основы. Общественные объединения, действующие согласно Федеральному закону от 19 мая 1995г., наделены достаточно широкими контрольными полномочиями в сфере исполнительной власти. В частности, они участвуют в формировании органов исполнительной власти и выработке их решений; представляют и защищают свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; выступают с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносят предложения в органы государственной власти. 

Особо важна роль профсоюзов. Согласно Федеральному закону "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г., они имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, требовать от них устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок сообщить профсоюзу о результатах рассмотрения требования и принятых мерах. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, наделяя их соответствующими полномочиями. Профсоюзные инспектора труда, в частности, вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности для проведения проверок соблюдения законодательства о труде, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения. В случае нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе обращаться с заявлениями в органы, рассматривающие трудовые споры. 

Контрольные функции выполняют также общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), создаваемые гражданами на добровольной основе. Эти объединения, согласно Федеральному закону от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", в частности, вправе: участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ, услуг) и соответствующих стандартов, а также проектов законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; 

-  проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг) и проверять соблюдение прав потребителей и правил всех видов обслуживания; 

- совместно с федеральными органами исполнительной власти участвовать в осуществлении контроля за применением регулируемых цен, вносить им предложения о мерах по повышению качества и изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, и привлечению виновных к ответственности; 

- обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей; 

- обращаться в суды для защиты прав потребителей.      

В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и акционеров, которым был причинен ущерб правонарушениями на финансовом и фондовом рынках России, а также усиления ответственности за нарушения законодательства согласно Указу Президента РФ от 18 ноября 1995 г. был образован Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Фонд занимается поиском потерянных вкладов; составляет реестры фирм-пирамидостроителей и лиц, их возглавлявших, и т.д. 

Контрольные полномочия в сфере исполнительной власти выполняют и некоторые другие общественные организации. Например, в Москве, Нижнем Новгороде и других крупных городах возрождаются добровольные народные дружины. Воссоздаются общественные пункты охраны порядка. Появились казачьи дружины, социально-профилактические центры, объединения собственников по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок автотранспорта. Общественный контроль - важная составляющая деятельности практически любой негосударственной организации, защищающей общественный интерес. Именно контроль позволяет оценивать, в какой степени эффективно и правильно представители государства выполняют свои обязательства. 

Работа правозащитных организаций немыслима без общественного контроля. В разных странах технологии и механизмы контроля разные. Например, в США только в части контроля за деятельностью полиции используются десятки разных техник. За последние двадцать лет правозащитники в нашей стране наработали богатый опыт разных технологий общественного контроля. Это не только традиционный мониторинг условий содержания в местах лишения свободы, но и мониторинг соблюдения прав человека и условий жизни в других закрытых учреждениях, и мониторинг за выборными процессами, и отслеживание исполнения отдельных нормативных актов, и общественные расследования. Как правило, конечная цель общественного контроля - не только и не столько отследить положение дел в определенной сфере, но заставить власть более полно выполнять свои обязательства и обеспечивать гарантии соблюдения прав и свобод. 

Правозащитники в России с начала 2000-х добивались принятия отдельного нормативного акта, регулирующего общественный контроль в местах лишения свободы. Документ наконец-то был принят в 2008 году. С одной стороны, это большое достижение, поскольку на государственном уровне произошло признание необходимости этой деятельности и появилась рамка, ее регулирующая. С другой стороны, именно эта рамка привела к сужению возможностей общественного контроля - по сути, к ограничению всего многообразия форм и акторов, осуществляющих контроль. 

Сейчас идут бурные обсуждения нового рамочного законопроекта об общественном контроле. Задумано кодифицировать все виды контроля. В гражданском обществе существуют две разные точки зрения по этому вопросу. Первая состоит в том, что кодификация нужна и позволит дальше развивать эффективные технологии контроля. Вторая - кодификация приведет к сужению многообразия форм контроля, ограничит творческую гражданскую активность и не позволит развивать механизмы контроля. 

Но этого не достаточно, необходимо что бы органы власти активно реагировали на обращения гражданского общества. Тысячи госслужащих отгородились от людей металлодетекторами, помощниками, пресс-секретарями. И вся эта армия умудряется не слышать не только гласа отдельного гражданина, но и обращений общественности и СМИ!  

Отчуждённость у чиновников, что называется, в крови. Как показали результаты исследования, они практически не учитывают мнение населения при принятии решений, формировании и утверждении бюджета. Причина банальна – сменяемость исполнительной власти не зависит от граждан. Нижестоящий начальник подотчётен только вышестоящему, и вся эта властная вертикаль работает в закрытом режиме. Доходит до абсурда: муниципальные чиновники не в состоянии решить самые насущные проблемы на своей территории. «Нет полномочий» — самый популярный ответ, который слышат от чиновников жители на свои многочисленные жалобы. Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил правила оценки гражданами эффективности работы чиновников территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти на основании предоставляемых ими государственных услуг. "Граждане смогут по пятибалльной шкале оценивать качество этой услуги по следующим критериям: сколько времени она потребовала, сколько времени пришлось в очереди провести, какова компетентность сотрудника, который оказывал услугу, комфортность помещений, где все это происходит, доступность информации и так далее", - сообщил премьер-министр на традиционном совещании со своими заместителями. На основании мнений граждан ежеквартально будет формироваться сводная оценка по каждому территориальному органу, а по итогам года - годовая оценка. Если значение показателя ежегодной оценки составляет менее 70 процентов от значения, предусмотренного должностным регламентом, либо менее 70 процентов от прошлогоднего показателя, то в отношении руководителя соответствующего подразделения инициируется проведение проверки. Исключение сделано для тех руководителей, кто находится на замещаемой должности менее года. Если служебная проверка подтвердит факт ненадлежащего исполнения руководителем своих должностных обязанностей, то в его отношении будут применены дисциплинарные меры, предусмотренные законодательством. 

В развитых странах каждая территориальная единица имеет свой бюджет, каждый чиновник подотчётен населению. У нас даже в сельских округах его нет. Действует жёсткая централизованная система распределения бюджета. Так проще перераспределять средства, но при этом людей порой даже не пытаются услышать. Они лишь электорат, они выбирают депутатов, которые тоже не могут конкретно ответить на самые простые вопросы. Настраивать обратную связь приходится волевым путём, приказывая чиновникам общаться с людьми, реагировать на жалобы. Но и тут всё не просто. В «ручном режиме» постоянно происходят сбои. Метафора «ручное управление» была взята по аналогии с управлением самолетом. Обычно самолет идет в автоматическом режиме управления, но вот система перестает работать, возникает чрезвычайная ситуация, и пилот переходит к системе ручного управления. Значит, была система, которая перестала работать: надо выяснить, что это за система и почему она дала сбой. У нас же термин употребляется в другом контексте. 

Впервые в официальной речи метафора появилась в 2007 году. Президент Путин запустил ее во время общения с телезрителями. Что было сказано? Что мы перейдем окончательно к рыночной экономике нескоро, лет через пятнадцать — двадцать, а до этого целесообразно ручное управление. Словосочетание «ручное управление» даже сейчас произносится как нечто положительное.  

В этих словах слышится, что есть бюрократия, которая не способна к управлению, и есть политический лидер: стоит ему появиться, запустить режим ручного управления, и все будет хорошо. Он как некий культурный герой появляется и решает все проблемы государства, на что бюрократия с ее институтами не способна. Очевидно, что формула: «Вот приедет барин – барин нас рассудит», отражает вековые народные чаяния. Но и не только народные. В принципе это типичная для истории России ситуация. Был Петр I. Четырнадцать ремесел ставят ему в заслуги апологеты: он и зубы драл, он и на токарном станке работал. Но, значит, занимался человек не своим делом. Вспомним пушкинское эпиграммы на Александра I. Он, по выражению поэта, «кочующий деспот»: «всю жизнь провел в дороге, и умер в Таганроге». Та же иллюзия, поддерживаемая царедворцами, что приезжает царь в город, там учреждает театр, создает новый суд, решает проблемы провинциального города. Иллюзия больших дел. На самом деле, стратегические дела не осуществляются в ходе поездок по своей стране. Ручное управление не может быть глубинным. До каждого муниципалитета не дойдешь. Функционально только системное управление. А системное управление это, прежде всего, – люди.  

Главной проблемой бюрократии в период после 2-й мировой войны становится ее политизация. Если «классическая бюрократия» начала 20 в. ориентировалась на «общее благо» и «общественные интересы», убежденная в том, что государственные проблемы должны решаться на деловой основе и политически нейтрально, то современная политизированная бюрократия ориентируется на различные политические группы давления, пытаясь решать проблемы в процессе политических переговоров, используя плюралистическую полосу обеспечения (парламент, партии, лоббирование). Можно сказать, что современная бюрократия даже пытается руководить политиками: не только отдельные чиновники, но и вся высшая администрация выступает сплоченно за определенную политику и пытается диктовать ее правительству. 

Профессиональная деятельность бюрократии сегодня включает разработку, осуществление и оценку государственных программ с использованием современных методов социально-политической и экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки с помощью методов математического моделирования социальных процессов на локальном, региональном и национальном уровнях; организацию и проведение эмпирических исследований по изучению экономических и социально-политических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений; анализирование, обобщение, интерпретирование социально-политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны с применением рациональных приемов поиска, обработки и хранения информации; определение потребностей в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации. 

Государство — это постоянно работающий механизм, в котором у всех есть свои функции, и у президента тоже, и заниматься не своими функциями нельзя без ущерба по отношению к основным. Вопрос только в том, насколько эффективна система государственного управления и на какие целевые ориентиры завязана.  

В чем системность существующей модели государственности? Она основана на императиве первоначального накопления капитала, если говорить проще, это система роспила. Другие механизмы не действуют. Следовательно, современная бюрократия стремится расширить область контроля и подчинить себе новую сферу управления – информационную, чем и объясняется ее всевозрастающее воздействие на развитие современного общества. И не редко чиновник использует свои полномочия для личного обогащения. Как признал Сергей Иванов, глава президентской адмистрации, сегодня количество нарушений в этой сфере по-прежнему велико, а схемы увода средств, в том числе через аффилированные структуры, становятся все более изощренными.  

При этом 80% респондентов уверены, что коррупционные схемы, в которые оказался втянут бывший министр обороны России Анатолий Сердюков, - это проявление всеобщего разложения и коррумпированности власти. Лишь 12% решили, что это единичный случай, не типичный для высшего руководства страны, свидетельствуют результаты соцопроса, проведенного «Левада-Центром». 

Коррупция стала главной проблемой российского общества.  

Госслужащие могут иметь недвижимость за рубежом, но они должны отчитываться о ее происхождении и стоимости, об этом 12 декабря заявил Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Если человек выбрал для себя госслужбу, то он должен быть готов к ряду ограничений, подчеркнул глава государства. Но проблемы коррумпированности гос аппарата обострились как никогда. 

 А между тем, возникают угрозы: социальные, угрозы массового недовольства, внешние угрозы и т.д.. По-видимому, у власти есть ощущение этих угроз, она предпринимает попытку что-то сделать, включить другие механизмы. Назвали это ручным управлением, а оно не работает. Поэтому есть не альтернатива «автоматическое управление — ручное управление», а альтернатива «существующая система госуправления — иная система госуправления». Надо менять существо всей системы. 

Что ответит президент на непростые вопросы?