Сегодня часто звучат слова «общественный контроль», участие гражданского общества в управлении, общественная экспертиза и т.д. Как следует из самого смысла фразы – "общественный контроль" - это некая деятельность людей, общества, направленная на какой-то контроль. Причем, если 10 – 15 лет назад еще существовали дебаты о целесообразности общественного контроля, то сегодня исследователи и практики едины во мнении, что он является неотъемлемым элементом успешного общественно-государственного развития. В настоящее время в центре внимания обществоведов находятся вопросы повышения эффективности общественного контроля, его реализации в различных условиях. Совсем недавно, в стенах Общественной палаты, невольно услышал из уст крупного полицейского чиновника «если у вас есть законное право, тогда и осуществляете свой общественный контроль».

Но что такое «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» и какие права закреплены законодательно по его осуществлению?

Общественный контроль является конституционно-правовым институтом, составляющим важный элемент демократической модели общества. Для устойчивого и сбалансированного функционирования аппарата государственной власти, сформированного при помощи демократических институтов, общество должно располагать современными и эффективными инструментами независимого контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это позволяет существенно подкрепить закрепленные на уровне конституционного законодательства, но с большим трудом реализующиеся на практике принципы разделения властей, верховенства права, народовластия, приоритета прав человека и т.д.
К числу инструментов общественного контроля в широком смысле можно отнести систему политической конкуренции, институт императивного мандата, независимые средства массовой информации, право граждан на информацию, свободу выражения мнений и т.д.

В то же время общественный контроль в узком смысле[ следует рассматривать как совокупную деятельность граждан и общественных организаций, направленную на достижение транспарентности работы органов государственной власти и местного самоуправления, учет общественного мнения, повышение эффективности государства, усиление его ответственности перед обществом и т.д. Не будет ошибкой, если скажем, общественный контроль – это коммуникации общества и власти, диалог в интересах государства.

Понятие "Общественный контроль" до настоящего времени в законодательстве России весьма размыто. В различных нормативных актах это понятие появляется, и используется, уже довольно давно и неоднозначно. В настоящее время в Российской Федераций действует довольно большой перечень нормативных правовых актов, в той или иной степени регулирующих нормы общественного контроля.

К числу таких актов относятся:

- Федеральные законы "Об Общественной палате Российской Федерации" (от 04.04.2005 № 32-ФЗ)  

- "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (от 10.06.2008 № 76-ФЗ),

- Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"

- Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"

- Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 21.11.2011) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

- Указ Президента Российской Федерации "Об общественных советах при МВД РФ и его территориальных подразделениях" (от 23.05.2011 № 668).

Нормы, закрепляющие механизмы общественного контроля можно встретить и в ряде других федеральных законов: «О рекламе» (от 13.03.2006 № 38-ФЗ), «О саморегулируемых организациях» (от 01.12.2007 № 315-ФЗ), «Об органах судейского сообщества в РФ» (от 14.03.2002 № 30-ФЗ), «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (от 31.05.2002 № 63-ФЗ) и т.д.;

Большой опыт общественного контроля накоплен профсоюзами их должностными лицами, направленный на выявление и предотвращение случаев нарушения прав работников в социально-трудовых отношениях,  в том числе — в области охраны труда. Права профсоюзов по осуществлению общественного контроля закреплены ТК РФ (ст. 370), ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ст. 19, 20). В целях осуществления своего права на контроль профессиональные союзы и их объединения вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами и их объединениями.

Столь широкий спектр нормативных правовых актов, принимаемых на самых различных уровнях в отсутствие структурообразующего закона, приводит к тому, что принципы общественного контроля, имплицитно воплощенные в федеральном конституционном законодательстве, не всегда получают адекватное отражение в конкретных законах и положениях. И наоборот, удачные юридические модели и позитивный опыт практической организации общественного контроля, закрепленные в том или ином нормативном правовом акте, зачастую оказываются незамеченными.

В нашем случае функции общественного контроля за деятельностью полиции определены в статье 50 Общественный контроль за деятельностью полиции (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ),

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Нормы данной статьи являются новеллами, поскольку Закон 1991 г. о милиции подобного не содержал. Однако новизна этих норм формальна. Нетрудно заметить, что половина субъектов общественного контроля полиции имеют отсылочные нормы (32-ФЗ, 76-ФЗ), одна норма содержит наиболее общее положение о том, что общественный контроль за деятельностью полиции осуществляется гражданами РФ, общественными объединениями в соответствии с федеральным законом, а в четвертом случае сам федеральный орган исполнительной власти не только формирует контролеров, но и создают «Положения» об их деятельности. В этих условиях полагать, что специально созданная структура из  подобранных людей может представлять общественный интерес не совсем верно. Необходимо заметить, что около правоохранительных органов за последние 10-15 лет сложилась целая когорта «прикормленных общественников», которые нередко в уголовных делах фигурируют как «решалы» по делам полиции. Именно этих людей не только поддерживают, но и всеми силами сохраняют полицейские чиновники, так как через них, как правило решаются все "нестандартные вопросы".

Следует отметить, что Правовым управления Аппарата Государственной Думы в отношении рассматриваемой нормы, еще в период обсуждения, обращалось внимание на то, что Федеральный закон "Об общественных объединениях" не содержит положений, регулирующих формы и методы осуществления общественными объединениями общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Однако, это замечание, представляющееся вполне обоснованным, так и не учтено до сих пор.

Оставлено без реализации и уточнение, предложенное Комитетом Государственной Думы по безопасности (см. Заключение от 7 декабря 2010 г. N 161/1). Названным Комитетом отмечалось, что не ясно, в какой форме должен осуществляться общественный контроль за деятельностью полиции, каковы в этой связи задачи и полномочия граждан и общественных объединений. Как при этом указывалось, учитывая, что специального федерального закона об общественном контроле за органами исполнительной власти на сегодняшний день нет, отсылочная норма "в соответствии с федеральным законом" представляется излишней, а сами положения нуждаются в уточнении.

Таким образом, реальным органом осуществляющим контроль за деятельностью полиции является Общественная палата РФ. Создание и деятельность этого органа регламентированы Федеральным законом "Об Общественной палате Российской Федерации".

Как определено в ч. 1 ст. 1 названного Закона «Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан РФ, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания».

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 283-ФЗ) в целях реализации функций, возложенных на Общественную палату РФ она вправе:

1) проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты РФ;

2) давать заключения о нарушениях законодательства РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;

3) проводить экспертизу проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, проектов правовых актов органов местного самоуправления

4) приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты РФ;

5) направлять членов Общественной палаты РФ, уполномоченных советом Общественной палаты РФ, для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации, Государственной Думы, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ (соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 479 "О порядке направления членов Общественной палаты Российской Федерации для участия в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти";

6) направлять в соответствии со ст. 24 названного Закона запросы Общественной палаты РФ. В период между пленарными заседаниями Общественной палаты РФ запросы от имени Общественной палаты РФ направляются по решению совета Общественной палаты РФ;

7) вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве, направлять членов Общественной палаты РФ для участия в работе международных конференций, совещаний и в других мероприятиях в порядке, установленном законодательством РФ;

8) участвовать в работе общественных палат субъектов РФ, а также направлять членов Общественной палаты РФ для участия в мероприятиях, проводимых общероссийскими, межрегиональными и региональными общественными объединениями;

9) участвовать в соответствии с законодательством РФ в формировании общественных наблюдательных комиссий, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии (см. ниже);

10) оказывать общественным палатам, созданным в субъектах РФ, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в России, содействие в обеспечении их методическими материалами, предоставлять документы и материалы, находящиеся в распоряжении Общественной палаты РФ, а также проводить семинары в целях совершенствования деятельности указанных общественных палат и общественных объединений.

Статья 20 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" регламентирует участие членов Общественной палаты РФ в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

В части 3 ст. 23 названного закона установлено, что федеральные органы исполнительной власти обеспечивают присутствие на заседаниях коллегий членов Общественной палаты РФ, уполномоченных советом Общественной палаты РФ. Согласно части 4 указанной статьи порядок участия членов Общественной палаты РФ в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (а таковым и является МВД России), определяется Президентом РФ. При этом предусмотрено, что количество представителей Общественной палаты РФ, принимающих участие в заседании коллегии федерального органа исполнительной власти, не может превышать пять человек.

Правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, устанавливает Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", к которому и отсылает рассматриваемая норма.

Согласно статье 5 названного Закона общественный контроль в соответствии с данным Законом осуществляют: 1) общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах РФ в порядке, установленном ст. 10 данного Закона; 2) члены общественных наблюдательных комиссий.

В отношении состава общественной наблюдательной комиссии в ст. 7 названного Закона (в ред. Федерального закона от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ) предусмотрено следующее: совет Общественной палаты РФ устанавливает для каждого субъекта РФ численность общественной наблюдательной комиссии, в составе которой не может быть менее пяти и более двадцати членов (ч. 1); совет Общественной палаты РФ после образования общественной наблюдательной комиссии вправе принимать решение об изменении численности общественной наблюдательной комиссии в пределах, установленных ч. 1 данной статьи (ч. 2).

В части 1 ст. 15 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" определено, что основными формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются:

1) посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном названным Законом, иными федеральными законами;

2) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;

3) подготовка решений по результатам проведения общественного контроля. Решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер;
4) направление материалов по итогам осуществления общественного контроля Уполномоченному по правам человека в России, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте РФ, в Общественную палату РФ, общественную палату соответствующего субъекта РФ, общественные объединения, выдвинувшие кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, средства массовой информации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам;

5) взаимодействие по вопросам, относящимся к ее деятельности, с органами государственной власти РФ, государственными органами, не являющимися органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в России, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, Общественной палатой РФ, общественными палатами субъектов РФ, общественными объединениями, средствами массовой информации, общественными наблюдательными комиссиями, образованными в других субъектах РФ, и иными субъектами по своему усмотрению;

6) участие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие;

7) проведение мероприятий (общественных обсуждений, слушаний) по вопросам своей деятельности.

Согласно части 1 ст. 16 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе:

1) в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения, в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка. Члены общественной наблюдательной комиссии вправе посещать камеры, карцеры, стационарные отделения, прогулочные дворики, библиотеки, столовые, штрафные и дисциплинарные изоляторы, одиночные камеры, помещения для обеспечения личной безопасности осужденных, иные помещения мест принудительного содержания, за исключением объектов и сооружений, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, на посещение которых необходимо согласие начальников соответствующих мест принудительного содержания;

2) беседовать с лицами, подвергнутыми административному задержанию и административному аресту, военнослужащими, подвергнутыми дисциплинарному аресту, осужденными к лишению свободы, несовершеннолетними правонарушителями, несовершеннолетними, находящимися в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и местах принудительного содержания, в условиях и порядке, которые установлены уголовно-исполнительным законодательством РФ, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ;

3) беседовать с подозреваемыми и (или) обвиняемыми, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав в местах принудительного содержания в условиях, позволяющих представителю администрации соответствующего места принудительного содержания видеть их и слышать, и в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством РФ, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ;

4) в соответствии с законодательством РФ принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;

5) в установленном законодательством РФ порядке запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии;

6) обращаться к должностным лицам администраций мест принудительного содержания, органов прокуратуры, органов внутренних дел по вопросам обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

В целях реализации Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" издан Приказ МВД России от 6 марта 2009 г. N 196 "О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий", которым утверждено Положение о порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий.

В части 4 статьи идет речь об осуществлении контроля за деятельностью полиции общественными советами, образуемыми при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России, при его территориальных органах. В отношении порядка осуществления данного вида общественного контроля рассматриваемая нормы отсылает к положениям об указанных общественных советах. Образование и деятельность указанных общественных советов регламентированы в ч. 7 и 8 ст. 9 Закона.

Продолжение следует