Существует ряд принципов противостояние рейдерам. В первую очередь необходимо поддерживать порядок в делах. Если речь идет об акционерном обществе, то требуется тщательное отслеживание введения реестра. Чаще всего в компаниях подобными вопросами занимаются самостоятельно. Но, для того чтобы обезопасить себя от рейдеров следует передать ведение реестра специалистам. К тому же на уязвимость компании влияет большое количество миноритарных акционеров и пограничных пакетов в 10-15%;

Необходимо регулярно производить отслеживание бизнес-процессов в своей организации. Нельзя забывать и о том, что, если в компании накапливаются долги, которые не выплачиваются более трех месяцев, это дает возможность инициировать банкротство. В этой связи ряд документов компании передаются в соответствующие органы, а информация об организации уже перестает быть закрытой;

Среди самых часто используемых приемов защиты предприятия от захвата – консолидация пакета акций или долей, обременение активов, внесение изменений в учредительные документы акционерного общества;

Считается, что наиболее защищенной от посягательств рейдера формой собственности предприятия является общество с ограниченной ответственностью. Это не так. Если рейдер придет в налоговую инспекцию с нотариально заверенной доверенностью и договором о продаже ему всей доли владельца предприятия, инспекция, не являясь экспертным органом, не будет оспаривать подлинность договора. По закону, она должна внести изменения в реестр в течение 5 дней, на практике же этого можно добиться в течение 1 часа, по истечении которого ООО начнут продавать по цепочке — от одной подставной компании к другой. В результате оспорить такую сделку невозможно и владелец теряет свои активы безвозвратно. Выход — преобразовывать ООО в ЗАО;

Для предприятий распространения применимо переструктурирование - расчленение на части, с созданием управленческой компании, компании для сбыта, закупок, производства, для аккумулирования активов. Между ними также можно установить сложные взаимоотношения: например, на фирму, которая занимается закупками, перевести все долги — тогда, если ее захватят, оставшаяся структура будет спокойно жить дальше.

В целом защиту от поглощения можно определить как систему правовых, административных, социальных и иных механизмов, препятствующих перехвату контроля над предприятием агрессором.

Систему защитных мер можно условно разделить на два основных блока:

• стратегические, или превентивные действия, направление на создание надежной корпоративной защиты и минимизацию рисков недружественного захвата;

• тактические, или оперативные действия, основная цель которых – не допустить перехвата контроля над бизнесом в условиях начавшейся атаки агрессора.

Рассмотрим более подробно превентивные меры, так как именно они имеют ключевое значение при обеспечении надежной корпоративной защиты. К числу таких мероприятий относятся:

1. Мониторинг информационной среды вокруг предприятия

Возникновение нежелательного интереса к бизнесу со стороны третьего лица обычно проявляется в ряде характерных сигналов, при своевременном обнаружении которых владелец бизнеса может принять необходимые меры для отражения атаки.
К числу таких характерных индикаторов можно отнести попытки скупки части акций компании, требования миноритариев о проведении внеочередных собраний акционеров или предоставлении документов, оспаривание акционерами сделок компании, неожиданные проверки контрольно – надзорных органов, факты поглощений в данном регионе или отрасли и т.д.
Для того чтобы вовремя обнаружить и оценить возможные признаки угрозы недружественного поглощения необходим тщательный мониторинг значительного количества факторов, связанных с деятельностью компании. Проведение такого систематического мониторинга должно быть продуктом совместной деятельности службы экономической безопасности и юристов предприятия. Ведь чем раньше удастся обнаружить, что к предприятию проявляется интерес со стороны потенциального агрессора, тем больше возможностей для защиты.

 2. Правовая диагностика

Уже избитая истина, что началом любого недружественного поглощения является сбор и анализ информации о компании-цели – о ее корпоративной структуре, основных акционерах, менеджменте, неформальных лидерах, активах, партнерах, контрагентах, административном ресурсе и т.д. Объем и качество собранной информации на 90 % определяет в дальнейшем стратегию поглощения, которую изберет агрессор.

Таким образом, потенциальный агрессор проводит своеобразную диагностику компании – цели, причем ее собственники и менеджмент часто и не догадываются об этом.

При выстраивании превентивной обороны предприятия можно видеть зеркальное отражение таких действий агрессора со стороны защиты (что вообще характерно для корпоративных войн), так как первым этапом любой корпоративной защиты служит проведение глубинной диагностики компании. Предметом диагностики являются такие вопросы, как история приватизации (если таковая была), или история приобретения контроля над предприятием действующим собственником, структура уставного капитала, система и компетенция органов управления, история общих собраний акционеров (участников) и решений советов директоров, анализ положений устава и иных корпоративных документов в части избрания органов управления и принятие ими решений, основные сделки компании за последние годы, соблюдение трудового законодательства, правовой режим недвижимости и иных основных активов (имущества), кредиторская и дебиторская задолженность, и многое другое.

В результате диагностики определяются основные «болевые точки» компании и разрабатывается программа действий по их устранению или минимизации.

3. Реструктуризация предприятия

Для слабо защищенного бизнеса характерна консолидация владельческих, управляющих и операционных функций в одной компании, что упрощает задачу агрессору – чтобы эффективно поглотить бизнес, ему нужно осуществить перехват управления в одной единственной компании.

Поэтому одной из самых эффективных превентивных мер, направленных на защиту предприятия от недружественного поглощения, является реструктуризация. В целях защиты под реструктуризацией понимается изменение внутренней структуры бизнеса путем выделения обособленных подразделений компаний в независимые юридические лица, формальное изменение собственников активов или их диверсификация, использование механизмов перекрестного владения и т.д.

Главным элементом реструктуризации является выделение владельческого, производственного, управленческого и торгового блоков деятельности компании, когда данные функции выполняет не одна структура, а четыре самостоятельных юридических лица (так называемая «схема четырех углов»).

 При этом владельческая компания является собственником главных активов бизнеса и практически не участвует в текущей хозяйственной деятельности, что значительно снижает риски возникновения неконтролируемой кредиторской задолженности, судебных споров и т.д.

Производственные компании пользуются активами на основании договора аренды, но также закрыты от внешней среды. Наиболее активную деятельность на рынке осуществляет торговая компания (чаще всего торговый дом), отвечающее за реализацию продукции на рынке.

Наконец, ядром схемы «четырех углов» является управляющая компания, концентрирующая профессиональных управленцев, финансистов и юристов. Основные функции этой компании – ведение бухгалтерского учета всех компаний группы, правовое сопровождение, оптимизация финансовых потоков и общая координация.

Реализация такой реструктуризации позволяет решить две основные задачи: вывести из зоны риска основные производственные активы бизнеса и оптимизировать финансовые потоки.

4. Изменения учредительных и иных документов компании

Все противоречия, пробелы и недостатки таких внутренних документов, как устав и внутренние положения об органах управления, всегда умело используются агрессорами для достижения своих целей. Характерные недостатки таких документов на практике – противоречия императивным нормам закона, излишние процедурные обременения, отсутствие должного регулирования сложных корпоративных аспектов.

Несущественные на первый взгляд ошибки или неясности в основных корпоративных документах практически всегда становятся юридической платформой для действий агрессора по перехвату корпоративного управления.
В связи с этим принципиально важно «прописать» в учредительных документах положения, связанные с проведением и принятием решений внеочередного собрания акционеров (участников), процедурой образования и досрочного прекращения полномочий единоличного исполнительного органа организации, полномочиями исполнительного органа, совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью, совершения сделок с определенными видами активов организации (напр., основными средствами, недвижимым имуществом и т.д.)

5. Защита информации

В данный блок защитных действий входят разработка и внедрение положения о защите конфиденциальной информации компании (в нем может определяться порядок предоставления документов и информации любым третьим лицам, общение с прессой и т.д.), подписание с топ – менеджерами индивидуальных договоров о неразглашении конфиденциальной информации с обязательным указанием серьезных имущественных санкций в случае их нарушения, введение дополнительной защиты сервера и внутренней информационной сети компании и т.д.

В качестве правовой основы для таких действий собственника компании может использоваться Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98 – ФЗ «О коммерческой тайне», регулирующий отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

6. Создание консолидированного пакета акций (долей участия) и схемы «перекрестного владения»

Классической для недружественных поглощений является следующая картина: у компании – цели существует «рыхлый» уставной капитал, в котором при отсутствии мощного консолидированного пакета, принадлежащего владельцу бизнеса или топ - менеджменту, значительное количество акций распылено среди миноритариев, большинство из которых являются действующими или бывшими членами трудового коллектива. В данной ситуации рейдеры просто проводят активную скупку акций у миноритариев, которые с радостью избавлялись от ненужных им «бумажек». В итоге за короткие сроки формировался не менее чем 30 % пакет акций, позволяющий агрессору провести повторное внеочередное собрание акционеров и осуществить перехват управления предприятием.

Что же делать собственнику или топ- менеджменту бизнеса в такой ситуации? Ответ вроде бы прост и лежит на поверхности – скупить акции у миноритариев. Но зачастую это весьма капиталоемкий процесс, особенно учитывая возможность резкого возрастания рыночной стоимости акций в случае их целенаправленной скупки, а свободные финансовые ресурсы для этих целей можно найти далеко не всегда.

Наиболее распространенной корпоративной технологией, позволяющий решить данную проблему, является конструкция перекрестного владения акциями. Суть ее в следующем: компания (структура A) создает дочернее общество (структуру B) с преобладающей долей участия в уставном капитале (более 50 процентов акций или долей участия), а в качестве остальных учредителей дочерней структуры выступают миноритарии компании А, которые вносят в качестве вклада в уставной капитал принадлежащие им акции. Основной трудностью, конечно же, является привлечение миноритариев в дочернее общество, но эту задачу на практике также можно решить с использованием прессы, адресной работы с миноритариями, установлением привлекательной системы дивидендов в дочернем обществе и т.д.

Таким образом достигаются две важнейшие цели: во–первых, у контролируемой дочерней компании консолидируется существенный пакет акций материнской компании, который в совокупности с акциями собственника бизнеса формирует желаемый контрольный пакет акций.

Во–вторых, материнская компания в лице единоличного исполнительного органа может принимать «нужные» решения на общих собраниях акционеров (участников) дочерней компании по всем ключевым вопросам, а дочерняя компания в лице контролируемого генерального директора обеспечивает принятие таких же решений на общих собраниях головной компании.
Таким образом, формируется закрытая корпоративная конструкция, некая «вещь в себе», взломать которую с использованием полностью легальных методов крайне сложно.

7. Правовая защита основных активов (имущества)

Как правило, в российской практике конечной целью агрессора является получение контроля над каким – нибудь привлекательным активом, чаще всего объектом недвижимости, и гораздо реже захватчика привлекает работающий бизнес как таковой. В связи с этим в комплексе превентивных защитных мер одну из ключевых позиций занимают меры по правовой защите основных имущественных активов компании.

В качестве основных технологий здесь можно использовать концентрацию основных активов во владельческой компании, практически не участвующей в текущей деятельности; также эффективной мерой является обременение имущества договором долгосрочной аренды, включающий в себя серьезные штрафные санкции за одностороннее изменение или расторжение договора аренды арендодателем, или залогом, что создает невозможность для потенциального агрессора получения желаемого полного контроля в правовом смысле над активом и значительно увеличивает бюджет недружественного поглощения.
Также внимание следует обратить на правовую фиксацию прав компании на имущество.
Особенно это касается недвижимого имущества, права на которое должны быть зарегистрированы в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Если этого не сделано, недвижимость остается во многом подвешенной в воздухе в воздухе, и не исключена ситуация, что законный собственник имущества через некоторое время узнает, что права на объект недвижимости официально зарегистрированы на имя совершенно иной компании, подконтрольной агрессору, а сама недвижимость несколько раз перепродана новым собственником.

То же самое можно сказать в отношении товарного знака и иных объектов исключительных прав, о защите которых российские предприниматели стали задумываться только в последнее время. Согласно установленной процедуре товарный знак подлежит регистрации в Роспатенте и правовообладателем его является то лицо, которое раньше других подало заявку на регистрацию и получило соответствующее свидетельство.

8. Управление кредиторской задолженностью

Просроченная и плохо управляемая кредиторская задолженность компании - цели нередко становится главным отправным пунктом в начале корпоративной атаки агрессора. Существующие права требования задолженности выкупаются агрессором со существенным дисконтом у кредиторов предприятия, причем в силу п.2 ст. 382 ГК РФ для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника.

В дальнейшем агрессор обращается с иском в суд и на основании полученного исполнительного листа накладывает арест и обращает принудительное взыскание на основные активы компании, или возбуждает процедуру банкротства в отношении предприятия.

Чтобы предотвратить это, собственнику бизнеса целесообразно сделать как минимум две вещи:
Во–первых, ввести в практику постоянный мониторинг кредиторской задолженности и активную адресную работу с крупными и средними кредиторами предприятия.

Во–вторых, создать контролируемую кредиторскую задолженность головной компании на одну или несколько подконтрольных компаний. Для этого возможно использовать договоры об оказании консультационных, рекламных и других услуг, посреднические договора комиссии или агентирования, договор поручительства, договор займа и векселя.
Осуществление этих мер серьезно осложняет жизнь потенциальному агрессору, который даже при перехвате управления столкнется с необходимостью вкладывать в поглощение дополнительные ресурсы, не предусмотренные бюджетом захвата. Кроме того, при самом мрачном развитие событий – банкротстве, наличие контролируемой кредиторской задолженности позволит собственнику компании получить большинство на собрании кредиторов в процессе наблюдения, сформировать нужный совет кредиторов, избрать нужного внешнего или конкурсного управляющего, заблокировать невыгодные решения представителей агрессора и т.д.

9. Работа с топ-менеджментом, работниками и партнерами компании

Практически в любой компании имеется какой–нибудь актуальный или потенциальный конфликт, например, конфликт между основными акционерами компании, конфликты между акционерами и менеджментом, конфликты между менеджментом и работниками и т.д.

Любой из указанных конфликтов, если он достаточно серьезен, сыграет на руку агрессору, который постарается максимально активизировать его и использовать в своих целях. Участвуя в развязывании конфликта, агрессор может привлечь на свою сторону одну из конфликтующих сторон или получить все необходимую ему информацию.

Исходя из этого, крайне важной является систематическая адресная работа собственника с топ – менеджментом в части мотивации и четкого определения границ полномочий, работа с трудовым коллективом и взаимодействие с профсоюзным органом для создания лояльной к существующему владельцу бизнеса корпоративной атмосферы. Не менее важно сделать своими союзниками на случай начала корпоративной войны основных партнеров и контрагентов компании, поведение которых нередко является одним из определяющих факторов в процессе конфликте.

В качестве основного вывода можно высказать следующий тезис: если Ваши слабые стороны находит потенциальный агрессор в процессе подготовки атаки и определения стратегии будущего поглощения, их оперативное устранение становится крайне затруднительным и во всяком случае связано с затратами огромных ресурсов. Наиболее оптимальным решением является проведение превентивной диагностики собственного предприятия с привлечением профессионалов, в результате которой можно будет выявить слабые места в корпоративной структуре и выстроить надежную систему корпоративной защиты.

Если в дальнейшем в ходе сбора информации о предприятии – цели агрессор выявит отсутствие значимых пробелов и уязвимых мест, то высока вероятность того, что он отступит, так и не начав нападения.

Оценка предприятия-распространителя

Большинство профессионалов сходятся во мнении о существовании трех методов определения стоимости предприятия (бизнеса): затратный, доходный и сравнительный.

Определенные виды предприятий как правило оцениваются  на основе их коммерческого потенциала. Такой подход называют доходным. Он основан на капитализации или дисконтировании прибыли, которая будет получена в случае сдачи недвижимости, бизнеса в аренду. Результат по данному методу включает в себя и стоимость здания, и стоимость земельного участка.

Если бизнес не продается и не покупается и не существует развитого рынка данного бизнеса, когда соображения извлечения дохода не являются основой для инвестиций, оценка производится а основе определения стоимости с учетом амортизации и добавления стоимости возмещения износа, т.е. затратным методом.

В том случае, когда существует рынок бизнеса, подобный оцениваемому, можно использовать для определения  рыночной стоимости метод сравнительный, базирующийся на выборе сопоставимых объектов, уже проданных на данном рынке.

В практике операций с оценкой предприятий встречаются самые разные ситуации. При этом каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные только ему подходы и методы. Для правильного выбора методов необходимо предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, момента, на который производится оценка. При этом, если на рынке обращаются десятки или сотни однородных объектов, целесообразно использовать  сравнительный метод. Для оценки сложных и уникальных объектов предпочтительней затратный метод.

На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, потенциальные пользователи могут быть неэффективны. По этим, а также другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

Каждый подход предполагает использование при оценке присущих ему методов.

Так, доходный подход предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтирования денежных потоков.

Затратный подход использует метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

При сравнительном подходе используются: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.

Методы дисконтированных денежных потоков, рынка капитала и отраслевых коэффициентов ориентированы на оценку предприятия, как действующего и которое будет и дальше функционировать. Методы чистых активов и сделок, напротив, применимы для случая, когда инвестор  намеревается закрыть предприятие либо существенно сократить объем выпуска. Метод капитализации разумен для применения к тем предприятиям, которые успели накопить активы в результате капитализации их в предыдущие периоды; иными словами, этот метод наиболее адекватен при оценке зрелых по возрасту предприятий.  Метод дисконтирования денежных потоков более применим для оценки молодых предприятий, не успевших заработать достаточно прибылей для капитализации в дополнительные активы, но которые, тем не менее, имеют перспективный продукт и обладают явными конкурентными преимуществами по сравнению  с существующими и потенциальными конкурентами. Методы рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов пригодны при условии строгого выбора компании-аналога, которая должна относится к тому же типу, что и оцениваемое предприятие.

Что необходимо учитывать при оценке предприятия распространителя:

1.     Оценить имеющееся недвижимое имущество. Права собственности, правильность оформления документов.

2.     наличие собственного автотранспорта, программного обеспечения, выстроенной логистической системы.

3.     Киосковая сеть (ее наличие). Правильность оформления документов на строительство, либо куплю-продажу объектов. Оцениваются коммунальные затраты

4.     земля. Наличие долгосрочный арендных отношений, правильность оформления.

5.     товарные запасы

6.     кредиторская/дебиторская задолженности

 Об авторе; Белла ДЗУГОВА - выпускница факультета "Анализ рисков и экономическая безопасность" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации