Для собственников и директоров, которые считают: «СБ есть, но она только тратит деньги и занимается непонятно чем»
В чем заключается систематизация безопасности? Это, прежде всего, - реализация условий, обеспечивающих эффективную защиту Компании от рисков и угроз. За счет чего достигается эффективность СБ? Любой коммерсант ответит так: за счет минимизации затрат на безопасность, усиления ее оснащения, адаптации СБ к нововведениям, вовлечения в защиту предприятия дополнительных элементов, эффективного распределения функций между сотрудниками безопасности.
Менеджмент Компании. Здесь можно говорить о том, что в повышении эффективности технологических процессов в целях извлечения дополнительной прибыли, коммерсанты заинтересованы постоянно. Усиление оснащения основных подразделений и адаптация существующих технологий к нововведениям не могут не привести к более эффективной эксплуатации средств производства (торговли). Оптимизация производства (торговли) требует от менеджмента предприятия обеспечения финансовой поддержки.
Управление безопасностью. Здесь ключевыми действиями в целях снижения затрат на СБ, как «подразделение, не приносящее прибыли», становятся: устранение несоответствий в использовании ресурсов безопасности, обеспечение их эффективного использования, организация управления процессами защиты бизнеса и контроль инноваций. Исполнение технологии: «обеспечение безопасности Компании», как и технологии: «обеспечение производственного (торгового) процесса» требует наличия элементов данных систем, которые тесно связанные между собой.
Т.о., согласованная работа двух рассматриваемых систем менеджмента обязательно приведет Вас и к повышению производительности труда и эффективности бизнеса, и к повышению защиты ключевых технологий силами и средствами СБ.
ПРИМЕР. Охранное телевидение может использоваться, не только в целях оперативного выявления лиц, в планах которых нанесение ущерба фирме, но и для сбора информации относительно трудовой дисциплины персонала. Устанавливая систему видеоконтроля, Вы получаете дополнительный инструмент в поддержании трудовой дисциплины на Вашем предприятии. Поддержание трудовой дисциплины в свою очередь ведет и к повышению производительности труда, и к снижению уровня потерь и рисков мошенничества. За счет поддержания внутриобъектового режима (посредством СКУД) достигается более эффективное управление трудовыми ресурсами и одновременно достигается снижение уровня риска краж и действий менеджеров, направленных на «пополнение собственного кармана».
Минимизация затрат на безопасность основывается на усилении оснащения СБ и привлечением дополнительных элементов защиты. Противоречие? Ни в коем случае. Как менеджеры, Вы помните, что повышения эффективности при снижении затрат возможно только за счет систематизации управленческих процессов.
Усиление оснащения СБ сейчас связано с повышением роли технических средств при сокращении физической охраны. Это также важно для устранения «человеческого фактора» при принятии субъективных решений, как рядовыми сотрудниками СБ, так и ее руководителями. Понятно, что один «концептуально правильно оснащенный ТСО» пост охраны с хорошо обученным оператором сможет держать под контролем и оперативно реагировать на возникающие нарушения системы безопасности в довольно крупной Компании. Естественно, с одной стороны растут требования к подготовке специалистов, обеспечивающих безопасность Компании в целом, а с другой идет понижение статуса охранника, как физической составляющей системы. Требования к квалификации «физики» становится все меньшими, что непосредственно сказывается на престижности данной профессии. Кроме того, не следует забывать, что вовлечение в системы безопасности и внутреннего контроля всего персонала предприятия (не входящего в штатную структуру СБ) позволяет сократить на 10 до 50% затраты на защиту Компании от рисков и угроз.
Посредством правильного исполнения специалистами СБ фирмы своего функционала (заложенного в Концепцию и Политику безопасности) достигаются снижение затрат на СБ, гибкость СБ к нововведениям, возможность привлечения к сотрудничеству с СБ другого персонала Компании, а также субъектов из внешней среды.
Для управления бизнесом приоритетом всегда будут 3 составляющие:
- Минимизация затрат на безопасность
- Эффективное противодействие рискам и угрозам (в первую очередь - «окупаемость СБ»)
- Быстрота реагирования СБ на «проблемы» коммерсанта
Для управления безопасностью приоритетом всегда будут 3 составляющие:
- Повышение затрат предприятия на собственную защиту
- Эффективное противодействие рискам и угрозам (в первую очередь – количество выявленных правонарушений и не соблюдения регламентов)
- Скрупулезность при реагирования СБ на «проблемы» коммерсанта
Сравнивая приоритеты для управления бизнесом и менеджментом безопасности, мы видим «основные разногласия» между ними. Отсюда и «недопонимание», и конфликты между собственниками и руководителями СБ. Из данных несоответствий возникает подавляющее большинство разногласий между ними. Однако, руководители безопасности зачатую забывают, что одной из основных задач СБ, как раз и является устранение подобных негативных факторов.
Есть три составляющие, которые позволяют «примирить» две различные точки зрения на защиту Компании. К ним относятся:
- Усиление технического оснащения СБ;
- Адаптация менеджмента безопасности к общей системе управления предприятием;
- Вовлечение в безопасность дополнительных элементов и субъектов (из других подразделений фирмы).
Естественно все мероприятия, которые направлены на обеспечение перечисленных составляющих, возможно приведут к дополнительным затратам и необходимости привлечения дополнительных ресурсов в безопасность в краткосрочном периоде. Тогда тем более, руководителям безопасности необходимо предоставить управляющему(собственнику) «контрольные точки» над функционалом СБ, в целях обоснования привлечении этих дополнительных средств. Современное управление требует введения коэффициентов и параметров оценки действий менеджеров СБ и организуемых ими мероприятий, проведения технико – экономического обоснования тех или иных «вложений в безопасность». Такие расчеты необходимы, в том числе и для грамотной разработки Концепции безопасности бизнеса. Следовательно, систематизация безопасности и включение ее в общий процесс управления Компанией – непременное условие развития предприятия и создание для него конкурентных преимуществ на рынке.
Посредством систематизации СБ, любой коммерсант сможет:
- Добиться повышения эффективности СБ;
- Получить «контрольные точки» по показателям эффективности и над самой СБ;
- Иметь возможность постоянной оценки состояния и уровня безопасности совей Компании;
- Достичь сокращения затрат на безопасность, при снижении общего уровня рисков потерь и мошенничества.
Для собственников и директоров, которые считают: «СБ не может быть эффективной и рентабельной» Задача, решение и ответ
Исходя из практики общения с собственниками и руководителями предприятий, приходишь к выводу, что безопасность воспринимается ими, не как составной элемент бизнеса, а как дополнительная, причем затратная часть к нему. С течением времени СБ все больше уходит в затратную составляющую, а потери и риски растут при этом растут. Два извечных вопроса: «Кто виноват? Что делать?»
ЗАДАЧА (условия). Рассмотрим пошаговую реализацию действий при наличии на Вашем предприятии хотя бы одного из условий, характерных для «затратной СБ»:
- Бизнес не находится на стадии развития и новые объекты не открываются, либо бизнес развивается, но с открытием каждого следующего объекта безопасности, затраты на организацию и содержание на нем СБ повышаются.
- Происходит постоянное увеличение затрат на содержание СБ с течением времени, в связи с увеличением штата сотрудников, либо «дооснащением» охраны новыми ТСО.
- Наблюдается ощутимый и «динамичный» рост потерь.
- Существуют технологические процессы, «завязанные» на постоянное усиление контроля со стороны СБ.
РЕШЕНИЕ (что делать?)
Шаг 1. Сформируйте для СБ «бюджет», включающий 2 направления:
- Ежемесячный бюджет (зарплата, премиальные, обслуживание техники, форма, текущие расходы и т.д.)
- Годовой бюджет развития системы безопасности, согласно Стратегии развития самого бизнеса и Концепции его безопасности, (расходы на организацию защиты новых объектов и/или новых технологических циклов, а также на включение в СБ новых субъектов и техники).
Шаг 2. Требуйте от руководителя безопасностью ежемесячных отчетов по израсходованным денежным средствам («заемные средства») из каждого из его «бюджетов». Отчеты должны быть и экономически, и организационно обоснованными.
Шаг 3. Введите показатели эффективности СБ по каждой из ее функций. Например, для подсистемы «кадровая безопасность» - коэффициент количества проверок кандидатов к выявленным недобропорядочным сотрудникам, для экономической безопасности – изменение процента потерь к деньгам, потраченным на минимизацию рисков потерь, для технической безопасности – коэффициент отказов техники к общему количеству сертифицированного оборудования и т.д. Для каждой из функций СБ может быть от 1 до 5 основных показателей и коэффициентов.
Шаг 4. Проведите анализ (совместно с руководителями СБ). Сравните уровни развития подсистем безопасности между собой и изменение данного соотношения с течением времени.
Шаг 5. Проводите постоянное «урезание бюджета» на подсистемы безопасности с «устойчивыми показателями» и направьте деньги на развитие «отстающих» подсистем, в целях достижения ими заданного Концепцией уровня.
Шаг 6. Проведите анализ получившихся результатов. Если экономия денежных средств при проведении первых пяти шагов не получается, то проведите анализ: правильно ли заданы уровни и параметры для каждой из подсистем, достаточна ли квалификация менеджеров безопасности, правильно ли организована система стимулирования и мотивации специалистов СБ.
Шаг 7. Организуйте и проведите мероприятия по рефинансированию подсистем и изменению оргштатной структуры СБ и ее оснащения. Обязательно обращайте внимание на «лоббирование» необходимости «дооснащения» и без того достаточно сильных составляющих защиты.
Шаг 8. Сравните результаты инвентаризаций, обнаруженных без участия СБ фактов мошенничества, количества вновь возникающих рисков и угроз с затратами на СБ (ее «бюджетом») в динамике.
ОТВЕТ (кто виноват?)
Если на Вашем предприятии до сих пор не сделаны шаги 1, 2, 3 и, 4, то в низкой эффективности СБ, как правило, виноваты собственник и топ-менеджеры Компании. Если перечисленные шаги сделаны, а изменений к лучшему нет, то это обычно говорит о недостаточной подготовке Ваших менеджеров по безопасности.
Бездействие, либо противодействие мерам, указанным в шагах 5, 6 и 7 могут дать Вам сигнал, относительно возможного наличия «откатных технологий» в самой СБ и/или недостаточной компетенции кадров, занимающихся вопросами обеспечения безопасности по ее направлениям.
Если по шагу 8 все время получился отрицательный результат, то целесообразно как можно быстрее произвести корректировку Концепции безопасности.
И, наконец, если результаты по шагам 6, 7 и 8 положительные, направьте высвободившиеся денежные средства из первого «бюджета» СБ во второй, в целях усиления Ваших конкурентных позиций на рынке и дальнейшего извлечения прибыли из деятельности СБ.
Выводы по статье
(в т.ч. для собственников и директоров, которых совсем не интересуют вопросы обеспечения безопасности)
В связи с современными требованиями к систематизации всех бизнес – процессов и технологических циклов любой Компании, в т.ч. и такой технологии, как безопасность, напрашивается ряд выводов, вызванных изложением данной статьи:
- Никто не защитит карман собственника лучше, чем он сам. Уверен, что здесь обойдемся без комментария…
- Систематизируя управление, не забывайте о систематизации безопасности и внутреннего контроля. В противном случае, Вы как бы, получаете систему управления автомобилем без панели приборов.
- Желаете получить эффективные действия сотрудников безопасности? Начните с систематизации управления СБ.
- Без постоянного вовлечения в систему безопасности дополнительных элементов, Вы останавливаете ее развитие. Вне развития система перестает быть таковой!
- Минимизация затрат на безопасность при одновременном повышении ее эффективности, а также «рентабельная безопасность» – не красивая сказка, а реально осуществимая задача (естественно, при высокопрофессиональном подходе к данному вопросу).
- Все «вложения» в СБ должны быть экономически обоснованным ею, а деньги на усиление СБ должны выделяться из исключения необоснованных затрат не нее.
- Без наличия над СБ «контрольных точек» коммерсант получает подразделение, наделенное существенными полномочиями без конкретных рычагов влияния на него. Опасайтесь «37 года» со стороны менеджеров СБ, применительно к внутренней среде Вашей Компании!
- Используйте пошаговую стратегию (приведенную выше) для выявления и решения проблем в системе защиты Компании для снижения уровня рисков и угроз Вашему предприятию. Данная стратегия позволяет коммерсанту не только «защититься» от неграмотных и порой некомпетентных действий менеджеров СБ, но позволяет легко управлять системой безопасности, не являясь специалистом в данной области.
- Выявив источник риска и/или лицо, действия которого привели к возникновению рисковой ситуации, решительно и обязательно искореняйте первопричину и/или локализуйте негативное воздействие на Вашу безопасность.
Статья опубликована http://daily.sec.ru/publication.cfm?pid=34763