Продолжение публикаций о международной стандартизации в области криминальной безопасности, а также в целом о проблемах стандартизации в России и за рубежом.

Активизация участия российских специалистов в международных организациях по стандартизации, безусловно, играет важнейшую роль в целом, однако работа в области национальной стандартизации в России требует значительно большего внимания и усилий. Система стандартизации, созданная в советское время, по–праву считалась одной из самых совершенных в мире. В настоящее время, несмотря на известные проблемы, имеющийся фонд стандартов, большинство которых, понятное дело устарели, представляют собой огромную базу знаний, которую можно (и необходимо) использовать при создании новых нормативных документов, в том числе и международного плана.

Современные реалии в области стандартизации, как в России, так и за рубежом, как показал опыт работы наших специалистов в международных комитетах, имеют во многом общие проблемы. Несмотря, на то, что почти в каждой стране, имеются государственные организации по стандартизации, фактическую работу над стандартами ведут технические комитеты (ТК), представляющие собой неформальное добровольное объединение специалистов – экспертов.

В России ведущая роль в части создания нормативной базы и стандартов в области криминальной безопасности принадлежит техническому комитету Федерального агентства «Росстандарт» ТК 234 «Технические системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты» (ведущая организация – «НИЦ «Охрана» МВД России). ТК 234 выполняет функции постоянно действующего национального рабочего органа МТК 234 и представляет национальный орган по стандартизации в международном комитете IEC/TC 79.

В России ТК 234 активно взаимодействует в области криминальной безопасности с техническими комитетами ТК 439 «Средства автоматизации и системы управления» (ведущая организация – Международная ассоциация МА «Системсервис») и ТК 22 / ПК 129 «Информационные технологии / Кодированное представление видео/аудио информации, мультимедийной и гипермедийной информации» (ведущая организация – НПФ «СИГМА-ИС»). Сразу оговорюсь, что данная область стандартизации, не может ограничиваться только деятельностью вышеперечисленных комитетов. Естественно, что имеются многочисленные взаимосвязи в стандартах, которые требуют учитывать и согласовывать каждый конкретный документ с другими областями стандартизации и с наработками и интересами других многочисленных технических комитетов.

Аналогично взаимодействует в области криминальной безопасности с другими комитетами международных и европейских органов по стандартизации и комитет IEC/TC 79. На рисунке приведена структура взаимодействия IEC/TC 79. Особо следует отметить, что в состав IEC/TC 79 с 2010 года наряду с представителями национальных органов по стандартизации вошли представители международных промышленных ассоциаций ONVIF и PSIA.

http://daily.sec.ru/pbimgs/00034282/pimg00554498.jpg

В предыдущей статье была краткая информация о деятельности международного комитета IEC/TC 79 и перечень разработанных им международных стандартов. Несколько слов для информации о комитете ТК 234.

ТК 234 образован приказом Госстандарта СССР и МВД СССР в 1990 году на базе НИЦ «Охрана» ВНИИПО МВД. С 2005 года была скорректирована область деятельности комитета и изменено название на «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты». Это в основном связно с тем, что из области деятельности ТК 234 была исключена пожарная сигнализация. В настоящий момент ТК 234 осуществляет свою деятельность на базе НИЦ «Охрана» МВД России.

ТК 234 — государственно-общественное объединение, основанное на членстве специалистов, являющихся постоянными представителями организаций участников ТК, созданное на добровольной основе с целью разработки технических регламентов, национальных стандартов, проведения работ в области международной, межгосударственной и региональной стандартизации по закрепленным за ТК объектами стандартизации (областям деятельности, видам продукции).

В состав ТК 234 имеются четыре подкомитета ПК1 – ПК4.

Специализация ТК 234 по видам продукции (область деятельности):

  • Приборы и аппаратура для систем охранной сигнализации (код ОКП 43 7200) – для ПК-1, ПК-2, ПК-3.
  • Средства технической укрепленности (коды ОКП: 49 8100; 52 6200; 52 7100; 52 8400; 53 6100) – для ПК-4.

Область деятельности и названия подкомитетов:

ПК-1 «Средства обнаружения угроз различного вида»:

  • Извещатели охранные и охранно-пожарные (для охранно-пожарных - в части осуществления охранных функций);

ПК-2 «Объектовые системы охраны и безопасности»:

  • Приборы приемно-контрольные охранные и охранно-пожарные (для охранно-пожарных - в части осуществления охранных функций).
  • Досмотровые и поисковые устройства.
  • Объектовые системы охраны.
  • Системы охранные телевизионные и их составные части.
  • Системы контроля и управления доступом и их составные части.
  • Источники вторичного электропитания для систем охранной и охранно-пожарной сигнализации.
  • Системы охраны интегрированные.
  • Комплексы систем охраны и безопасности.
  • Устройства сигнализации и контроля состояния автотранспорта.
  • Приборы и аппаратура для систем охраны объектовых прочие.
  • Принадлежности к приборам и аппаратуре для систем охраны объектовых.
  • Оповещатели охранные и охранно-пожарные (для охранно-пожарных - в части осуществления охранных функций).

ПК – 3 «Системы мониторинга безопасности объектов»:

  • Системы мониторинга безопасности объекта и их составные части.
  • Системы передачи извещений о проникновении и пожаре и их составные части (в части передачи извещений о проникновении).
  • Устройства оконечные и объектовые приборы систем передачи извещений.
  • Ретрансляторы систем передачи извещений (в том числе концентраторы и коммуникаторы объектовые).
  • Пульты централизованного наблюдения систем передачи извещений.
  • Программно-технические комплексы для автоматизации/ обработки информации.
  • Аппаратура оперативной, диспетчерской и громкоговорящей связи.
  • Программное обеспечение (средства) систем охраны.
  • Оборудование пунктов охраны, наблюдения, управления.
  • Приборы и аппаратура прочие, принадлежности и запасные части к приборам и аппаратуре для систем охраны.

ПК – 4 «Средства технической укрепленности»:

  • Электромеханические замки и запирающие устройства, электромеханические конструкции защитные (ворота, двери, ставни, жалюзи, решетки, экраны, шторы).
  • Замки и защелки для дверей.
  • Ограждающие и встраиваемые конструкции зданий.
  • Конструкции ограждающие (для всей продукции по ПК-4 - в части устойчивости к взлому и несанкционированному вскрытию)

В перечень участников ТК 234 входит более 70 организаций – потребители (заказчики), предприятия (организации) - разработчики и производители, ассоциации и союзы потребителей, научно-технические и инженерные общественные объединения, органы государственного надзора, испытательные центры (лаборатории) и органы по сертификации продукции, а также другие заинтересованные организации.

Более подробно о деятельности ТК 234 можно узнать на сайте НИЦ «Охрана» МВД России (http://www.nicohrana.ru/tk234.html). В целом деятельность технических комитетов определяется ГОСТ Р 1.1-2005. «Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности».

Несмотря на то, что в состав ТК 234 входит достаточно большое количество организаций, работа над национальными стандартами в отрасли систем безопасности, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Правда, нужно отметить, что НИЦ «Охрана» МВД России в последние годы значительно активизировала деятельность ТК 234. В результате появилась целая серия новых и обновленных национальных стандартов и активно ведется работа по международной стандартизации совместно с IEC/TC 79.

Одна из основных проблем в области стандартизации в России это недостаточность финансирования, которое в основном осуществляется государством. Доля участия в этом процессе бизнеса незначительна. В целом вопрос финансирования стандартизации сложный и требует отдельного обсуждения. Фактически вся работа над стандартами держится на инициативе и энтузиазме отдельных специалистов.

Еще одна общая проблема стандартизации, в том числе и в международном комитете IEC/TC 79, недостаточное количество экспертов. Это было даже отмечено в Стратегическом бизнес плане IEC/TC 79: «В период с 2001 до сентября 2007 г. работа комитета была практически приостановлена из-за нехватки участия экспертов в пределах рабочих групп».

Итак, выводы по этим двум статьям:

  • Необходима активизация работы над национальными стандартами. Актуальность этого подтверждается и активностью деятельности по национальной стандартизации ведущих развитых стран.
  • Необходимо активное участие российских специалистов в работе международных комитетов по стандартизации. Это необходимо для учета национальных интересов России при создании международных норм.
  • Необходимо привлечение экспертов для работы над стандартами как национальными, так эксперты в международные группы.
  • И последнее, но не по значению. Необходимо реальное финансирование работы над стандартами, и прежде всего финансирование работы экспертов. Для этого нужно привлекать бизнес, так как государственного финансирования явно недостаточно.

Предлагаю обсудить эти моменты на страницах сайта. Конкретные предложения по участию экспертов (а также и по вопросам финансирования) можно направлять в технические комитеты ТК 234, ТК 22/ПК 129, ТК 439.

Об авторе; А.К. Крахмалев, заместитель генерального директора  ООО «СИГМА-ИС»,  к.т.н., проф., акад. ВАНКБ

Статья опубликована http://daily.sec.ru/publication.cfm?pid=34282