Обычно в качестве рейдера выступает не один человек (поскольку в одиночку подобную операцию «провернуть» сложно), а группа лиц, действующих по предварительному сговору.

Многие  современные рейдеры в 90-х годах XX века работали на олигархов. Однако когда олигархи сформировались со своими финансово-промышленными группами, перед ними встала совсем другая задача: не дальнейший захват активов, а легализация уже захваченного. На рубеже 2002-2003 годов они разом уволили за ненадобностью сотни специалистов высочайшей квалификации, которые для них же устраивали захваты предприятий в 90-х.

В первую очередь, это были юристы, экономисты, специалисты по развитию бизнеса, по слияниям и поглощениям, аудиторы, PR-специалисты, специалисты по спецпроектам, специалисты по связям с органами государственной власти.  В дальнейшем, эта армия высококвалифицированных людей, стала учреждать компании, работать самостоятельно и предлагать свои услуги как по захвату актива, так и по защите от захвата.

Отличие современных рейдеров от олигархов 90-х в количестве денег. Если олигархические войны стоили миллионы, то сейчас можно ждать рейдерской атаки с бюджетом в 150-200 тысяч долларов. Но, правда и то, что раньше на кону стояли экспортоориентированные предприятия, капитализация которых сегодня оценивается в миллиарды, а нынешней компанией-целью может стать промартель с ликвидностью в несколько миллионов долларов. Объект захвата, что олигархического, что рейдерского одна – недооцененность активов. Разница только в размерах цели. Средний рейдерский бюджет по стране сейчас около полутора-двух миллионов долларов.

В настоящее время в бизнесе большое число хорошо образованных молодых людей, в отличие от криминальных 90-х годов. И если власть ведет себя как грамотный регулятор, то и рейдер ведет себя как цивилизованный инвестор и девелопер: заполучив актив, они не перепродают землю, а перепрофилируют производство, создают центры переподготовки для рабочих. И, таким образом, начинают положительно работать на экономику. Но это не нравится тем, у кого "все схвачено", потому как они проигрывают "образованным" в равноправной конкуренции.

Большинство экспертов делят рейдерство на четыре группы по интенсивности атаки и соблюдения законов: «белое», «серое», «черное» и «васильковое» рейдерство.

I. Под «белым» рейдерством подразумевается законное поглощение компании. Рейдер действует исключительно по закону, организовывает скупку акций или долгов предприятия, пытается временно ухудшить его экономическое и финансовое положение, удешевив его акции.

Портрет: «новый предпринимательский класс» - в  основном это молодые люди, мыслящие в рамках новой экономики. Они респектабельны, агрессивно настроенные и быстро работающие. Рейдеры этого типа – нахальные, целеустремленные люди, для которых деньги - самоцель. Они хорошо воспитаны, одеты с иголочки, ездят на хороших машинах. У них имеется штат секретарей и охранников и отличные связи во всех структурах власти, в том числе и силовых.

II. «Серое» рейдерство – поглощение компании, осуществляемое внешне законными средствами. Рейдеры балансируют на грани закона, однако, как правило, они переходят эту грань, что оказывается возможным ввиду несовершенства законодательства.

Портрет: «белые воротнички» криминального общества - это те, кто выжил в «шальные» 90-е годы. Рейдеры этого типа знают как управлять захваченной, у них всегда есть покупатели на эти активы. Они совершенно закрыты и избегают публичности. Люди этого типа обычно владеют механизмами воздействия на судебную и исполнительную власть, на правоохранительные органы, зачастую это бывшие сотрудники правоохранительных органов. Они придумывают новые схемы, опережают законодательство, правоохранительные ведомства, юристов, которые пытаются выстраивать схемы противодействия рейдерским захватам. Они практически неуязвимы с точки зрения существующего законодательства.

III. Под «черным» рейдерством предполагают силовой, незаконный захват собственности. Базируется на фальсификации документов, подделки реестра акционеров, краже акций, мошенничестве, шантаже.

Портрет: исполнители-«отморозки» и исполнители-профессионалы. Исполнители-«отморозки» – молодые люди 23-30 лет, приехавшие из провинции в крупные города, у которых нет никакой собственности, никакого имущества, никаких перспектив, и почти никакого образования.. За 1500-3000 долларов, которые они получают, они будут жечь и убивать. Это люди, которые оказались на «крючке» у правоохранительных органов, использующие их для проведения незаконных операций. Очень зависят от своей «крыши».

Исполнители-профессионалы, знают, как облекать абсолютно незаконные действия в квазизаконную форму. Это профессиональные рейдеры, которые эпизодически выполняют такие действия и знают, с чем столкнется реализация этой ситуации: Когда понадобится судебное решение, что зависит от исполнительной власти, они знают, какие правоохранительные органы нужно привлекать, какие возможны конфликты интересов. Это профессионалы, у которых есть опыт. Они получают около 2% от захватываемой собственности, умеют профессионально управлять процессом и предвидеть всевозможные проблемы.

IV. Часто встречаются в России и так называемые «васильковые» рейдеры. В данном случае речь идет о высокопоставленном государственном служащем, который возглавляет команду рейдеров, либо вообще нанял рейдеров для получения субъекта хозяйствования в свои руки.

Портрет: По мнению подавляющего большинства респондентов, самый распространенный в настоящее время тип рейдера – это государственный чиновник. Эксперты убеждены, что уже давно сформировалось понятие государственного рэкета. Во главе его стоит государственный аппарат, государственные компании, государственные министерства, агентства, дочерние структуры агентств, которые все подгребают под себя.

К данному типу рейдеров принадлежат люди, которые занимают депутатские и правительственные должности. Это крупный чиновник, который или связан с бизнесменами или одновременно им является (тайно или явно) или это его родственники.

Следует отметить, что из перечисленных видов рейдеров явно выделяются только «белые» рейдеры. В остальных случаях четкую границу провести довольно трудно: неясно, что понимать под откровенным криминалом или «незначительным нарушением закона»? Ведь если закон нарушен — значит, совершено преступление, и единственное, что можно сказать с уверенностью — этот рейдер не относится к «белым».

 

Об авторе Голубева Анна – выпускница кафедры Анализ рисков и экономическая безопасность Финансового университета при Правительстве Российской Федерации