Я уже обращался к теме запрета/разрешения посетителям фотографировать на объектах охраны. Конфликты охранников с любителями съёмок продолжаются в основном по вине руководителей ЧОП, которые неспособны противостоять противозаконным требованиям заказчиков. Наш коллега Алексей Волков из ЧОП «Статус» (г.Челябинск)  в своем блоге на портале «Na ohrane» аргументировано объясняет почему запрещать нельзя. Берите на вооружение его мысли.

«Изучение норм законодательства позволяет сделать следующие выводы.
Право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, в седьмой статье закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дано определение «общедоступной информации»:
«1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации».
Девятая статья Закона указывает, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.
По поводу фото- и видеосъемки существует расхожее мнение, согласно которого на территории своей частной собственности собственник может устанавливать любые ограничения. Обычно на такое право ссылаются в случае необходимости обосновать запрет съемки на территории торгово-развлекательных комплексов и других подобных организаций. В качестве обоснования часто приводится статья 209 Гражданского кодекса, закрепляющая содержание права собственности:
«2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом». Причисление сбора информации об имуществе к «пользованию» или «распоряжению» этим имуществом является заблуждением, так как, следуя этой логике, можно объявить «пользованием» любой сбор информации, включая пристальное рассматривание.
В Гражданском кодексе есть только одна статья, охраняющая изображение само по себе – это ст. 152.1. «Охрана изображения гражданина». Однако, охрану «изображения собственности гражданина» закон не предусматривает.
К тому же, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Понятие «доступа» включает в себя не только «получение информации», но и «возможность ее использования». Таким образом, любое ограничение такой возможности тоже должно устанавливаться в законе.
Если же речь идет об организациях, реализующих товары или оказывающих услуги, то на них распространяется закон «О защите прав потребителей», восьмой статьей которого закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрабатывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается.
Кроме этого, статьей 16 данного закона закрепляется недействительность подобных условий договора:
«1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными».
По поводу коммерческой тайны…
Согласно закону «О коммерческой тайне» (ст. 3), к ней может быть причислена информация, «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны».
То есть, для того, чтобы какая-то информация стала «тайной», к ней необходимо, прежде всего, ограничить доступ. Предметы, находящиеся в общественном месте, тайной быть не могут по определению. Кроме этого, для ввода «режима коммерческой тайны» необходимо выполнить комплекс мер по охране конфиденциальности информации, описанных в ст. 10 Закона. Уже при отсутствии на носителе информации надписи «коммерческая тайна» можно говорить о несоблюдении соответствующего режима.
Таким образом, на основании выше изложенного, запрет осуществления фото/видеосъемки в торговых комплексах не имеет правовых оснований, и никто не вправе препятствовать в ее осуществлении».