О будущем не думает только тот, кто живет одним днем. Будущее нашей страны невозможно без эффективной системы экономической безопасности. Так сложилась профессиональная жизнь, что многие из нас, оставив государственную службу, продолжили работу в сфере обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов современной России.
Комплексное обеспечение безопасности не ограничивается только экономическими категориями, она является политической и социальной составляющей, напрямую связанной с безопасностью страны в целом. Без решения вопросов о  правовом статусе негосударственной сферы безопасности и обществе, все остальные вопросы представляются второстепенными.
Сегодня много говорится об общественном контроле за органами государственной власти, но без участия представителей общественности в нормотворческой деятельности, без общественной экспертизы проектов документов, контроль неэффективен. Важно вести открытый диалог, показывая лучших, наиболее достойных людей отрасли, их профессиональные успехи, демонстрируя вклад в решение государственных задач,  в общенациональный успех.

14 февраля мы соберемся на юбилейную X Всероссийскую конференцию. 20 лет негосударственной сфере безопасности, юбилейная X Всероссийская конференция, впереди Всероссийское собрание работников НСБ. Что это – праздничные мероприятия или попытки решить наболевшие вопросы?
С 2002 года практически каждый год охранное сообщество собирается, чтобы обсудить пути развития отрасли. Каков практический результат этих мероприятий? И темы, заявленные для докладов и выступлений, представляют интерес для охранного сообщества. И вопросы на Конференции задают что называется «по делу», только можем ли мы сегодня сказать: да, это было решено на конференции и резолюции, зачитываемые в конце рабочего дня, изменяют наше видение развития охранной отрасли. Мы понимаем, что большая часть проблем имеет системный характер и решить их возможно только на законодательном уровне.

До сих пор органы внутренних дел видят в частной охране, с одной стороны, конкурентов на рынке, «неисчерпаемый источник» для «дополнительного заработка», с другой – охотно прибегают к их бесплатным услугам по охране общественного порядка, обеспечению проведения массовых мероприятий, от Всероссийских юбилеев. до футбольных матчей.
Эта позиция очень удобна – она позволяет, не вкладывая ничего, получать дивиденды, «отчитываясь» (рапортуя) о проделанной работе. С другой стороны, бюджетные средства, спланированные на эти расходы, идут не по назначению. Ведь государству, как ни странно, не интересно развитие частного охранного бизнеса (как и любого иного бизнеса в этой стране).
Это подтвердил и закон «О полиции», где прописана с одной стороны, коммерческая деятельность полицейских, с другой предоставлено право контроля за рынком этих услуг.
Последние нововведения в законодательство увеличивают зависимость частных охранных организаций от государственных структур, оставляя, Министерство внутренних дел одновременно регулятором рынка и его активным участником. Оно определяет регламенты работы частных охранных предприятий и может воздействовать на их экономическое состояние - через выдачу (невыдачу) лицензий, оружия, стоимость обучения, сдачу зачетов. Похоже, что этот бизнес, нужный для создания новых рабочих мест и в качестве одного из направлений развития общей безопасности (причем отрасль не является дотационной, но квалифицированной и самофинансируемой, технически оснащенной и востребованной на рынке), государство не волнует обозначенные проблемы, которые отрасль должна решать сама, следуя давно заведенному правилу: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Пока охранный бизнес не тонет, но, честно говоря, и на плаву его не видно, со стороны кажется, что власти весьма заинтересованы в таком исходе.

Интересно и то, что в почти миллионной отрасли нет единого представителя (если хотите сказать «лоббиста») - выразителя чаяний и надежд охранного сообщества. До сих пор оно не консолидировалось для отстаивания своих прав. Хотя проведение ежегодной Всероссийской конференции «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы» предлагает такую возможность. Эта Конференция могла бы стать той представительной организацией, которая говорила бы от лица всей отрасли, формируя позицию участников сферы негосударственной безопасности в построении цивилизованного рынка охранных услуг. Вопрос обеспечения негосударственной безопасности как части общественной безопасности очень важен сегодня не только для столицы, но и для любого региона России.

С трибуны первой, проведенной в 2002 году, Всероссийской конференции было сказано, что в России частный охранный бизнес как самостоятельный сегмент рынка полностью сформировался, стал неотъемлемым элементом национальной безопасности России.

Немного статистики. 2002 год:  работают15,5 тысяч охранных структур с численностью персонала почти 380 тысяч человек. Частные охранные предприятия охраняют более 79 тысяч объектов. При оказании охранно-сыскных услуг используется свыше 108 тысяч единиц огнестрельного и газового оружия.

В Москве в 2002 году в обеспечении общественного правопорядка участвовали 120 тысяч охранников. С их помощью было задержано более 40 тысяч правонарушителей, около тысячи - за административные правонарушения, 1,5 тысячи - по подозрению в совершении преступлений.

2005 год: количество охранных структур выросло на 25%. Они обеспечивают безопасность свыше 133 тысяч промышленных и хозяйственных объектов страны.

2006 год: ожидаемых изменений в связи с реформой ведомственной и вневедомственной охраны, а следовательно, перераспределением объектов охраны и разграничения сфер деятельности частных и государственных охранных структур, не произошло. Государственная поддержка монопольного положения «людей в погонах», а именно вневедомственной охраны, которая уже тогда была экономически невыгодной из-за громоздкого управленческого аппарата, отставания в технологиях и т.п., сохранила эту структуру, правда, несколько видоизмененную, до сегодняшнего дня.

Генерал Пронин заявляет о ликвидации в ближайшее время частных охранных предприятий за их неэффективную антитеррористическую деятельность. А лицензионно-разрешительные службы говорят о необходимости укрупнения частных охранных и детективных предприятий и своей надежде, что со временем на российской рынке негосударственной охраны останутся 200 – 300 предприятий. Эксперты отмечали, что законодательство РФ в сфере охранного бизнеса можно охарактеризовать как хаотичное, фрагментарное и во многом рамочное. К деятельности охранных и сыскных предприятий в России тогда имели отношение более 100 законодательных актов, которые не были согласованы с практикой и нередко противоречили друг другу. Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство приводило к противоречиям и несогласованностям и часто носило тенденциозный характер.

2007 год: по состоянию на 1 января 2007 года на территории РФ действовало более 26 тыс. охранных структур, из них 21 тыс. - частные охранные предприятия, 4 тыс. - службы безопасности. Частных детективов в качестве индивидуальных предпринимателей зарегистрировано 1287 человек. В этой сфере работал в общей сложности 780 тыс. человек. Под охраной предприятий и служб безопасности находится около 225 тыс. объектов.

Первые обсуждения нового законопроекта, вносящего изменения в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» проходили бурно. В выступлениях отмечали, что в законопроекте «нет ни слова о взаимодействии МВД и сектора НСБ, а только дискриминационные меры для сообщества. Меры, которые приведут к значительному сокращению сектора негосударственной безопасности и, как следствие, к ущемлению интересов предпринимателей».

В частных охранных предприятиях России служат 780 000 сотрудников; зарегистрировано более 20 000 юридических лиц, оказывающих услуги частной охраны; заключено свыше 25 000 договоров о сотрудничестве в сфере обеспечения безопасности между негосударственными охранными предприятиями и государственными службами безопасности. Сфера негосударственной охраны создает миллион рабочих мест и оказывает реальную помощь экономике государства».

2008 год: «Если многие отрасли экономики, сегменты рынка сформировали признанные государством и обществом институты, активно лоббирующие их интересы и представляющие на широком социально-политическом поле вопросы их развития, то негосударственные структуры безопасности представляют конгломерат разрозненных общественных организаций и обществ, раздираемых внутренними противоречиями и амбициями отдельных своих лидеров… Мы уже потеряли много времени, пытаясь объединить отрасль, сформировать единый координационный центр, создать концепцию развития и становления негосударственных структур безопасности... Возможно, нам осталось на решение этих и других проблем меньше времени, чем мы думаем...
Главный вывод - без реального объединения отрасли, поиска компромиссных решений с государственными структурами дальнейшее существование негосударственных структур безопасности проблематично. Сможет ли наступивший 2008 год разрешить все эти проблемы, покажет время». (Из статьи депутата Госдумы, Героя России С.Шаврина.)

22 декабря 2008 года принят Закон №272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности».

2009 год: принятый Закон №272-ФЗ вызвал много нареканий со стороны охранного сообщества: слишком много в нем норм бланкетного содержания, отсылающих к юрисдикции Министерства внутренних дел. «В развитие данного закона в этом году правительству и Министерству внутренних дел придется принять в общей сложности почти три десятка нормативно-правовых актов, из которых 23 – это нормативно-правовые акты на уровне правительства», - сказал на Конференции Л.Веденов. Далее он говорил о том, что больше вопросов вызывают не нормы закона, а их дальнейшая реализация, поскольку, например, изменение порядка оборота оружия, переход оружия в собственность государства в лице МВД и дальнейшая его выдача во временное пользование на правах аренды являются жизненно важными для ЧОПов. ...Министерство внутренних дел заявляет, что подготовка и издание подзаконных актов будут осуществлены в такой форме и будут предусматривать такие механизмы, которые нанесут наименьший вред процессам, идущим в охранном сообществе».

Из выступления Г.Гудкова на Конференции: «Нравится нам или не нравится законопроект – он отражает реальное соотношение, баланс сил в обществе. С 1990-х годов страна сильно изменилась. Сегодня закон отражает реальный расклад сил, сложившийся в нашем новом номенклатурном государстве, в котором чиновники по большому счету хотят не только регулировать все, но и во всем участвовать, во всем доминировать… Я уже говорил, что все наше законодательство по большому счету коррупционное потому, что наши законы непрямого действия. Они все механизмы практического регулирования оставляют как раз этим самым чиновникам…».

2010 год: приняты федеральные законы № 208-ФЗ и № 301-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», которыми были внесены изменения, касающиеся в основном организации пропускного и внутриобъектового режимов.

«Данные изменения были, что называется, «на ура» встречены наиболее оптимистичными охранными предприятиями и их клиентами, однако при более внимательном прочтении этих законов первоначальный оптимизм несколько рассеивается. Так, например, во многом не урегулированы вопросы нормативного определения пропускного и внутриобъектового режимов на уровне конкретного объекта конкретного заказчика. Каковы допустимые параметры этих режимов в отношении ограничений прав граждан – посетителей объектов и работников заказчика? Кто принимает решение, какие права ограничить?

Понятия «осмотр» и «досмотр» так и остались нераскрытыми до конца. В связи с этим в 2011 году можно ожидать увеличения числа конфликтов между охранниками и гражданами и, как следствие, роста числа проверок, проводимых контрольно-лицензионными органами по жалобам граждан.

Другим не менее интересным событием 2010 года было обращение Региональной общественной организации «Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности» в Федеральную антимонопольную службу РФ по вопросам установления единой цены на проведение квалификационного экзамена на право получения статуса частного охранника.

По результатам рассмотрения обращения ФАС России было принято решение по делу №1 11/88-10 о признании наличия в действиях ряда образовательных учреждений г.Москвы нарушений антимонопольного законодательства… ФАС РФ попутно дала ответ на вопрос, терзавший директоров ЧОПов с самого начала появления процедуры сдачи квалификационных экзаменов: действующим законодательством РФ не предусмотрено взимание платы за предоставление услуг по организации процедуры сдачи квалификационного экзамена».

Подводя итоги 2010 года, мы писали:

Так что же год грядущий нам готовит?
▪ Концентрацию ЧОО в орбите КС.
▪ Выделение делегированных НОУ для обучения и отсев ненужных.
▪ Попытки поглощения крупными ЧОО более мелких и слабых.
▪ Прямые конкурентные действия по отбору «жирных объектов» с применением прежде всего административного ресурса (не путать с рейдерством).
▪ Беспредельный локальный демпинг, что вызовет дальнейшую профанацию профессии «охранник».
▪ Увеличение криминальной статистики с участием ЧОО.
▪ Рост негативного настроения к частной охране со стороны общества.

А что же позитивного?
Уменьшение количества случайных человеко-охранников в этой сфере.
Возникновение условий для конструктивного обсуждения интеграции ЧОО и рыночных перспектив.
Повышение договорной дисциплины среди участников рынка.
Продолжение смены поколений и возможное появление основ стратегического мышления у новых идеологических лидеров охранного сообщества.
Обретет направленность профильная пресса.

Что будет в реальности?
▪ Продолжатся бесконечные собрания-совещания-круглые столы как реакция функционерного планктона на угрозу его увольнения за ненадобностью.
▪ Локальный договорной процесс между местными УЛР и ЧОО.
▪ Продолжатся дежурные призывы к изменению закона.
▪ Выйдут подзаконные акты по вопросу оборота оружия в профильной сфере.
▪ Активизируются разговоры о телохранителях.
▪ Появится незначительное количество новых организаций за счет деления или распада существующих.
▪ Продолжится смена поколений.
▪ ЧОО будут более активно вовлечены в сферу интересов МВД (прежде всего охрана общественного порядка).

В 2011 году были приняты больше десятка различных нормативных правовых актов. Приказ по оружию, которого ждали 2010 и 2011 годы опубликован в "Российской газете" только 25 января 2012.

14 февраля мы придем на юбилейную X Всероссийскую конференцию «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы». И вновь перед нами стоит вопрос о существовании частной охраны в стране и перспективах его развития. Какие найдем ответы?