Среди всех широко известных инициатив Дмитрия Медведева тема “фирм-однодневок, пожалуй, является наименее раскрученной. Хотя тема весьма и весьма актуальна – в условиях засилья чиновников, тем не менее, успешно возникают и так же исчезают фирмы-однодневки. Цель их создания может быть совершенно различна, нами рассмотрен только один аспект использования «однодневок» мошенничество на рынке ценных бумаг.

Компании-«однодневки» впервые начали появляться в 90-х гг. прошлого века. Но тогда они служили для осуществления одной-двух мошеннических операций и существовали в течение короткого промежутка времени — одного-двух месяцев. В связи с таким недолгим сроком «жизни» липовые фирмы не сдавали отчетность в контролирующие органы. Сегодняшние «однодневки» существуют и активно работают в среднем около года, сдают формальную отчетность и имеют, как правило, «живых» директоров и учредителей. Тем не менее, служат они все тем же целям хищения денег из бюджета, обналичивания и «оптимизации налогов».

Фирмы-однодневки мировым бизнес сообществом признаются инструментом, с помощью которого производятся мошенничества, уклонения от уплаты налогов и отмывания денежных средств. Рынок ценных бумаг также является одной из сфер применения схем с участием таких фирм, принося огромные прибыли организаторам преступный схемы, и причиняя значительные убытки и ущерб деловой репутации добросовестным участникам рынка и государству в целом.

Как таковое понятие "фирма-"однодневка" в законодательстве не закреплено, тем не менее им широко пользуются государственные надзорные органы и суды. Под "фирмой-"однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. (Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84). Суть схемы с участием фирм -"однодневок" сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Перекладывая налоговое бремя на фирму-"однодневку", организации не только не уплачивают налоги, но и получают экономию в виде наличных средств и иных преференций. За подозрительными операциями вроде бы следят сотрудники Финмониторинга. Но их всего 500, а в день они получают до 36 млн. сообщений о подозрительных операциях. В таком потоке им просто нереально выявить действительно преступные схемы, тем более все операции происходящие на фондовом рынке. Недавно ФСФР  объявила о регистрации в Минюсте административного регламента по лицензированию профессиональных участников рынка ценных бумаг. Регламент вносит дополнительные особенности в порядок выдачи лицензий. Теперь на эту процедуру отведено 50 дней, из которых 30 уйдет на проверку правильности и полноты поданных документов, а 20 дней — на проверку соответствия этих документов реальности. Как пояснил глава ФСФР Владимир Миловидов, будут проверяться наличие компании по соответствующему адресу, наличие штатных сотрудников, их аттестатов, совета директоров и т. д. Лишь после подтверждения соответствия документов компания сможет получить лицензию профучастника. Но, как отмечают специалисты,  полностью очистить финансовый рынок от сомнительных компаний можно лишь тщательными регулярными проверками и мониторингом, на что потребуются дополнительные ресурсы.

Рассмотрим потенциально возможную схему использования фирмы однодневки в мошенничестве на рынке ценных бумаг.

Компания А имеет на своем счету некоторую сумму денег, которые нужно легализовать или, наоборот, вывести из оборота. Она создает фирму – однодневку (или заключает договор с уже существующей фирмой) и заключает с ней внебиржевой договор купли-продажи высоколиквидных акций известной компании на очень крупную сумму со следующими условиями: поставка ценных бумаг траншами и оплата всей суммы по договору после последнего транша. Объем биржевых сделок с такими бумагами должен быть таким, чтобы объем сделки на вызвал подозрений у профессиональных участников рынка ценных бумаг, организатора торговли и ФСФР РФ. У компании А не обязательно должны быть в наличии продаваемые ценные бумаги, она приобретает их на рынке в течение срока действия договора. Срок договора должен быть достаточен для возможности осуществления данной операции или договор должен быть бессрочным. С точки зрения деловой практики, такие условия крайне невыгодны для компании, однако в законодательстве РФ действует презумпция, согласно которой разрешено все, что не запрещено, а прямых запретов или ограничений на длительность срока между поставкой и платежом нет.

Российское законодательство о рынке ценных бумаг устанавливает, что право собственности на ценные бумаги переходит к покупателю с момента внесения приходной записи по лицевому счету покупателя в депозитарии (Ст. 29 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О рынке ценных бумаг")

. И после зачисления ценных бумаг на счет депозитария новый собственник вправе продавать ценные бумаги, вне зависимости от того, оплачены ли они или нет.

При этом обязанность о предоставлении информации о совершении внебиржевых сделок по ценным бумагам, торгующимся на организаторе торгов, возникает у участника торгов только в случае, когда такая сделка совершается по поручению клиента данным участником торгов (п. 1.16. Приказ ФСФР РФ от 28.12.2010 N 10-78/пз-н (с изм. от 07.06.2011) "Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2011 N 20295)

. Следовательно, при совершении внебиржевой сделки не через участника торгов или через заинтересованного участника торгов не будет раскрыта ни организатору торгов, ни контролирующему органу (ФСФР РФ).

Фирма-однодневка – новый собственник ценных бумаг заключает договор с организацией – брокером (компания Б) и продает ценные бумаги на организаторе торговли. Денежные средства, полученные в результате продажи, немедленно выводятся на банковский счет продавца, зачастую в другую страну. Операции, которые при этом совершает продавец: перевод ценных бумаг и последующая их продажа, подпадают под понятие необычных сделок в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ №115) и привлекают внимание к брокеру как организатора торгов, так и органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с ФЗ №115 профессиональные участники рынка ценных бумаг (и брокер, и организатор торгов) обязаны уведомлять ФСФР о необычных сделках. Учитывая, что при открытии счета такому клиенту компания Б не в состоянии определить какие именно операции будет совершать его клиент, а фирма-однодневка не предупреждает о своих «особенностях», брокер попадает в ситуацию, когда эффективность его системы внутреннего контроля ставиться под сомнение, и которая может привести к санкциям со стороны государственного органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Еще одна сложность состоит в том, что критерии выявления и признаки необычных сделок устанавливаются внутренними документами организации самостоятельно в соответствии с особенностями ее деятельности (Нормативные акты, регулирующие критерии необычных сделок: 1. Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103  (ред. от 14.03.2011) "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок"; 2. Распоряжение ФКЦБ РФ от 03.06.2002 N 613/р "О методических рекомендациях по реализации профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"; 3. Письмо Банка России от 13.07.2005 N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".)

 И, соответственно, значительно различаются у разных организаций. Многие брокеры отказываются от совершения подобных операций, когда осознают тип проводимых операций и понимают основания движения ценных бумаг. Другие компании устанавливают повышенную комиссию как плату за возникающие у такого брокера риски. В любом случае, фирме–однодневке для продажи имеющегося объема ценных бумаг приходиться пользоваться услугами нескольких профессиональных участников.

В дальнейшем, фирма-однодневка при приближении даты оплаты по договору объявляет себя банкротом или исчезает, оставляя Компанию А с огромной дебиторской задолженностью, которая в дальнейшем списывается на внереализационные убытки.

Часто такие фирмы регистрируются на территории другого государства с таким режимом налогообложения, который более удобен организаторам схемы для дальнейшего использования полученных от такой схемы денежных средств.

Таким образом, за всю операцию затратами фирмы-однодневки являются только комиссионные платежи по тарифам за оказание услуг. А если при фирма-однодневка при этом является нерезидентом – налог на прибыль по операциям с ценными бумагами. При этом налоговым агентом выступает брокер – компания Б и налог уплачивается со всей суммы дохода, так как подтвердить расход – факт оплаты ценных бумаг фирма-однодневка не в состоянии.

По экспертным оценкам в России вне поля зрения правоохранительных органов остается до 90 % фактов противоправных действий такого рода. Во многих случаях сами потерпевшие не обращаются в полицию в связи с нежелательной для них оглаской своей финансово-хозяйственной деятельности - нередко полулегальной или и вовсе незаконной (отсутствие лицензии, квалификационных аттестатов и др.).

После достижения преступного результата преступники предпринимают меры для сокрытия следов преступлений на рынке ценных бумаг и использования полученных преступным путем средств в своих целях или в интересах других лиц. К числу наиболее типичных действий по сокрытию преступлений на рынке ценных бумаг после их совершения относятся:

- уничтожение всей имеющейся документации фирмы (финансовой, бухгалтерской, платежной, а также деловой переписки и т.п.), что нередко связано и с уничтожением данных компьютерного учета, умышленной их зашифровкой или повреждением;

- реализация или уничтожение техники (компьютеров, сканеров, принтеров, модемов и т.п.), использованной для подделки ценных бумаг;

- фальсификация указанных выше документов (балансов, отчетов, договоров);

- преднамеренное или фиктивное банкротство, а также неправомерные действия при банкротстве;

- прекращение хозяйственной деятельности, выражающееся в изменении фактического адреса, прекращении перечисления налогов, и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, непредставлении в налоговые органы балансов и отчетов о финансовых результатах и т.д.;

- подыскание специалистов и канала для легализации (отмывания) полученных преступных доходов.

В октябре Госдума России  приняла в первом чтении проект федерального закона, согласно которому Уголовный кодекс РФ планируется дополнить статьей о новых составах преступлений. Предлагается привлекать к уголовной ответственности лиц, как создавших организации в целях совершения экономических преступлений, так и участвовавших в деятельности таких компаний. Уголовную ответственность также будут нести лица, способствовавшие образованию ""фиктивных"" организаций. Например, субъектами преступления могут быть лица, приобретающие или предоставляющие паспорта для образования коммерческих организаций в преступных целях. Как изменит эти новшества работу мошенников покажет время и правоприменительная практика. Пока дела идут пока с очень большим скрипом. Судите сами – впервые разработанный законопроект очутился в стенах Госдумы почти год назад – в феврале 2011 года. И наши доблестные депутаты, которые, казалось бы, по задумке верховной власти должны мгновенно принимать любые варианты законов, что-то не очень спешат с принятием конкретно этого, актуальность которого наверняка понятна даже непрофессионалам. Даже принятие в первом чтении состоялось только после личного вмешательства президента, который, увидев, что “воз и ныне там”, пригрозил депутатам принятием мер. Но вот ко второму чтению народные избранники подступают еще более неохотно. Более того, пошла речь о том, что текст президентского законопроекта вообще никуда не годится и надо писать документ заново. Надо признать, что проблема действительно есть – ведь фактически надо создать закон, который бы вписывался в рамки действующего законодательства – административного и уголовного. И, судя по всему, этот состав Госдумы данный документ не примет, свалив работу на своих последователей, которые появятся на Охотном ряду после 4 декабря.

Об авторе Екатерина ЩЕНИНА – магистр экономики, выпускница кафедра Анализ риска и экономическая безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации