На крупнейшем автозаводе страны московские оперативники расследуют свежие преступления.

Недавно федеральные газеты и телеканалы трубили на всю страну - на крупнейшем заводе, АвтоВАЗе, обнаружены хищения! Да не просто хищения: в город по приглашению завода прибыла группа следователей из МВД, ФСБ и Следственного комитета, чтобы «исключить проявления влияния криминальных структур». Наружу выплыли украденные несколько лет назад машины, тонны ворованных деталей и жалобы избитых сотрудников. Сейчас оперативники из Москвы пытаются прояснить дела минувших лет и расследовать свежие преступления. «КП» выяснила, что крадут на автогиганте и кому это выгодно.

«Я УДИВЛЮСЬ, ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ТРУПОВ»

В 2009 году через основного дилера ВАЗа, компанию «Лада-Сервис», «укатилось» около 6 тысяч машин. Директор АвтоВАЗа по внешним связям Игорь Буренков описывает ситуацию так: несколько фирм забирали авто, продавали, а выручку тратили на «собственные нужды». На таких «левачках» прикарманили 1,4 миллиарда рублей.

- В 2009 году через «Ладу-Сервис» реализовывалось почти 60 тысяч машин, а сама фирма приносила убытки, - разводит руками Буренков. - Теперь эта нелепость устранена, завод стал получать прибыль.

Почему не расследовали дела в том же 2009-м - неизвестно. Вместе с кражами машин сообщили и об украденных деталях и металле. Буквально через пару дней после того, как объявили о приезде московских силовиков, глава ГУВД по Самарской области отчитался: еще в 2010 году в управление пришла информация о хищениях на 1,5 миллиона рублей, возбуждено уголовное дело по статье «кража». Подозреваемые, 5 человек, уже задержаны и дают показания. Завод в своих сообщениях прозрачно намекает - тут замешаны представители «преступных группировок». Они же за последние несколько месяцев трижды нападали на рабочих, которые отказывались им помогать. И по этим делам тоже у оперативников есть все материалы. Подробностей не раскрывают в интересах следствия.

Но похищенные машины - это все-таки «подснежники» прошлых лет, хоть и сумма внушительная. Как рассказывает юрист, знакомый с ходом следствия, в этом году с февраля по апрель с ВАЗа не дали «утечь» десятку фур с металлом. Служба безопасности передала материалы по 16 эпизодам в Следственное управление Следственного комитета по Тольятти.

- В общем набралось около десяти машин, по 20 тонн каждая. Вывозили черную сталь, она стоит около 35 тысяч рублей за тонну, - говорит юрист.

Сумма небольшая - всего 7 миллионов. По сравнению с нечистыми на руку дилерами, которые нажились аж на полтора миллиарда, вообще копейки. Но, как говорят медики, ситуация симптоматичная. Крали-то не авоськами, а фурами, почти не таясь.

Кстати, тех самых пятерых задержанных, о которых бодро рапортует областное ГУВД, отпустили буквально на следующий день под подписку, рассказывает мой собеседник. Что они успели наговорить и говорили ли вообще, неизвестно.

- Я удивлюсь, если через пару недель чей-нибудь труп не выловят в Волге. Все зависит от того, что успели сказать, - разводит руками юрист.

НЕСИ С ЗАВОДА КАЖДЫЙ ГВОЗДЬ, ТЫ ЗДЕСЬ ХОЗЯИН, А НЕ ГОСТЬ!

В Тольятти никакой шумихи по поводу краж на АвтоВАЗе нет. Так сложилось исторически: завод - главный работодатель, зарплаты небольшие, и похищенные фуры воспринимают как обычное дело.

- Ни для кого это не секрет, - посмеивается приятель Саша, слесарь-вазовец с пятнадцатилетним стажем. - Это вам из Москвы кажется, что ах какая сенсация.

Сам он однажды тоже попытался вынести деталей, как выражается, «с килограммчик», для поддержания семейного бюджета. Но на проходной ношу отобрали. Обошлось без увольнения и уголовки - охранник оказался сватом-братом близких друзей и просто велел вернуть детали на место.

- В прошлом году поймали одного из начальников цеха с движками «Калины». Он их в землю прикопал, - делится рабочими байками Саша. - То ли не отстегнул кому надо, то ли просто не повезло. Вылетел, конечно, с треском.

Схем хищения сотни. Главное иметь своих людей. Расценки известны: подпись на документах от завсклада стоит 10 - 20 тысяч рублей, охране за «беспокойство» - около 15.

А «новогодние отгрузки» - вообще песня. Саша рассказывает: в ноябре - декабре начальники бегают по цехам и просят сделать сколько-нибудь деталей сверхурочно, а за это закрывают несколько часов переработки. Так перед Новым годом они шабашат на подарки родне.

- Мы в прошлом году наштамповали столько всего для «Калины», что конвейер это просто бы не «съел», ну не делает завод столько машин! - говорит приятель.

На себе уносят микросхемы, цветной или черный металл - что подороже. Был случай, когда парень нагрузил на себя столько, что сесть смог, а вот встать без помощи уже нет.

- А ты попробуй пожить месяц с семьей на 15 тысяч, - заглядывает мне в глаза Саша. У него недавно родился второй сын. - Я за эти деньги пашу как вол. Как тут отказываться от «сверхурочных»? Вот я воровать боюсь - посадят. А кто-то не боится. И живет хорошо. Досмотр готовой машины: - А что у нас тут эта гаечка делает?.. Досмотр готовой машины: - А что у нас тут эта гаечка делает?..

СТОМЕТРОВКА ЧЕРЕЗ ПРОХОДНУЮ

Для борьбы с мошенниками есть своя служба безопасности. Но разом сломать отлаженную годами систему невозможно. Вообще ВАЗ хвалить не принято, вроде бы сами виноваты, но могу сказать уверенно - работка у службы безопасности мама не горюй. Не позавидуешь.

На транспортном КПП, куда мы попали в час пик, скопилось около десятка фур. Охрана с зеркалами на длинных ручках шмыгает от одной машины к другой: залезают под капоты, простукивают баки и двери.

На заводе решили автоматизировать процесс и обзавестись рентгеновским аппаратом, как на таможне. Ни одно предприятие в России такой штуковины еще не приобрело, а ВАЗ поставит через месяц-два.

- Настроим на пластик и металл, сможем досматривать до 60 машин в час, - рассказывает замначальника службы безопасности производственных объектов Александр СЕМОЧКИН.

С рабочими, которые пытаются что-то вынести, бороться сложнее, чем с крупным «машинным» воровством. Казалось бы, почему? Как только попадаем на проходную, все становится ясно. В 15.30 там уже мнется толпа человек двести. Вроде бы и немного, но когда весь этот народ забивается в маленькое помещеньице двадцать на десять...

Турникеты щелкнули ровно без пятнадцати. Что тут началось! Люди побежали через проходную, будто сдавали стометровку. Тут же в голове мысль: хорошо, что стоим в сторонке, а то затоптали бы! Охрана вылавливает кого-то и досматривает, но в такой толпе, да еще когда несутся сломя голову, заглянуть в каждую сумку просто нереально.

Все, что было похищено непосильным трудом, хранится на отдельном складе. Каждый контейнер опечатан, на нем стоит номер уголовного дела и дата. Замечаю, что некоторые коробки пылятся с 2008 года и дольше. Вдоль стен штабелями двери, колеса, мотки кабеля... Если запустить сюда бригаду рукастых механиков, со склада можно выгнать парочку готовых авто, все детали есть.

ПРИБАВКА К ЖАЛОВАНЬЮ

Система безопасности у ВАЗа вовсе не дырявое решето, уж слишком серьезное предприятие. Напрашивается логичный вывод - если воруют, значит, кому-то это выгодно. Бог с ними, с мелкими несунами. Утащат десяток-другой деталей, сдадут на местный «железный рынок». Мелковато. А вот груженная под завязку фура - это уже другой масштаб. Тут и на складе свои нужны, и на охране, и канал сбыта - целая система. Кто-то имеет с этого неплохую прибавку к жалованью. В городе шепчут, что жалованье это - милицейское…

Бывший следователь тольяттинского УВД Дима уверен: АвтоВАЗ пытается выдавить с завода городскую милицию, тесно повязанную с криминалом.

- Смотри, - рисует он схему. - Внизу работник, который выносит. Следующее звено - те, кто собирает похищенное. Выше - оптовики, они продают. Но дальше работяги, которого поймали, милиция не смотрит. На слишком высоких людей это может вывести…

Те, кто сейчас ведет дела, рассказывать подробности отказываются. Мне передали слова одного опера - погоны и голова мне еще дороги. Но кое с кем переговорить получилось. Ни к заводу, ни к милиции этот человек отношения не имеет. Он - бизнесмен и уважаемый в городе человек. Назовем его, например, Олегом. Договариваемся о встрече, на автобусной остановке сажусь в неприметную серую иномарку с «неблатными» номерами.

- А написать-то тебе дадут? - спрашивает Олег. - Тут за такое стреляют… Ты пойми, все кражи на заводе без прикрытия местной милиции просто не делаются.

За вазовскими делами он наблюдает еще с девяностых и знает, о чем говорит. В феврале на выезде с завода задержали легковушку с запчастями. Водитель долго молчал, но потом назвал одно имя - Буйвол. Он, по словам Олега, свой в криминальном мире и имеет отношение к органам внутренних дел, причем самое непосредственное. И не местным - областным.

- Была детализация телефонных разговоров, все указывало на него. Местные хотели взять этот бизнес под себя, но им объяснили: тут уже есть свои интересы, и вам, ребята, не по чину сюда лезть, - усмехается Олег.

На относительно скромное жалованье Буйвол, говорят, умудрился приобрести себе и супруге дорогущие иномарки, отстроить приличный домишко. Дело с пойманным водителем замяли.

- В 2010-м задержали сотрудника милиции на ВАЗе, он указал на кураторов, ниточки тянулись в область, - продолжает Олег. - В этом году поймали одного с автомобильной электроникой. Просто уволили из органов, и все. Документов не найдешь - они не дураки, чтобы их оставлять.

История крышевания вазовского ворья тянется уже давно, но сейчас о причастности милиции к заводским кражам заговорили вслух. Как рассказали в Следственном комитете по Самарской области, в этом году завели уголовное дело «по факту хищений с ОАО «АвтоВАЗ» металлопродукции более чем на 1 миллион рублей, совершенных группой лиц по предварительному сговору».

- У следствия есть основания полагать, что сотрудники правоохранительных органов могли оказывать покровительство подозреваемым. Но пока никого даже не задержали, - говорят в СК.

Свалить местную милицейско-бандитскую верхушку пытаются с помощью оперативников из Москвы. Это очень напоминает операцию «Циклон», которую федералы провернули в Тольятти в девяностых, когда ОМОН силой вышвыривал с завода местных бандитов. Сейчас раковая опухоль криминала просто сменила кожаные куртки на кители и дорогие пиджаки, а по сути все та же и пронизывает весь город. Завод для нее - источник бесперебойного питания.

ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА В РОССИИ НЕ БУДЕТ?..

Воровство это хоть и повседневная, но «серая» сторона. Официальный завод живет другой, глобальной жизнью. И все эти уголовные дела вряд ли бы случились, не будь они нужны руководству АвтоВАЗа. Эксперты предполагают: сейчас идет«зачистка» активов перед продажей.

- В 2009 году завод спасали, - говорит аналитик инвестиционной группы «Атон» Михаил ПАК. - Сейчас перед передачей французам наводят порядок, чтобы потом скелеты не вылезали из шкафов.

- Старые схемы там остались, конечно, но на бумаге завод должен быть чист, - соглашается редактор журнала «Пятое колесо» Максим ЕГОРОВ.

На первый взгляд версия фантастическая - по сути, ВАЗ сейчас единственное в стране предприятие легкового автопрома, которое держится на плаву и продает свои машины. Но факты говорят в ее пользу.

Сейчас АвтоВАЗ поделен между тремя собственниками - госкорпорацией «Ростехнологии» (25,1%), инвестиционной компанией «Тройка Диалог» и французским концерном Renault (по 25%). Остальная четверть пакета - на руках у миноритарных акционеров. И единственный претендент на покупку тольяттинского завода - Renault. Еще в начале прошлого года премьер-министр Владимир Путин на встрече с главой французского концерна Карлосом Гоном сообщил, что «не будет против», если компания увеличит свою долю в АвтоВАЗе до 50%.

В мае Гон заявил, что Renault сделает ВАЗ своей «дочкой» и будет участвовать в делах, а в марте партнер концерна, Nissan Motor Co. Ltd., якобы вел переговоры о покупке 25% акций завода. Недавно японское издание Nikkei сообщило, что АвтоВАЗ и Renault-Nissan и вовсе готовятся к объединению.

Продажей в полном смысле это назвать нельзя, говорит Михаил Пак, государство в лице «Ростехнологий» все равно останется на заводе, - предприятие стратегическое, и сдавать все карты на руки иностранцам не будут. К Renault перейдет, скорее всего, пакет «Тройки Диалог». Получится примерно так: формально завод целиком не будет принадлежать французам, фактически же вести дела будут они. С оглядкой на политику правительства, конечно.

В этом случае отечественного автопрома как такового в России не будет, констатирует глава аналитического агентства «Автостат» Сергей ЦЕЛИКОВ. Что именно будет выпускать ВАЗ, если сольется с Renault, пока сказать сложно. Если решат, что прибыльнее собирать Logan, он и пойдет с конвейера, говорит эксперт. У французов уже есть кое-какие соображения на этот счет.

- Машины будут собирать на тех платформах, которые будут нужны на Западе. Не обязательно, что исчезнет «Калина». Можно по-прежнему называть автомобиль, но поставщиков комплектующих и оборудования поставить своих, - говорит Целиков.

Западные промышленники - это не наше государство: просто так вкладываться в предприятие не будут. Завод перейдет полностью на европейские рельсы, рассуждает Сергей Целиков: сменятся модельный ряд, ритм работы, оборудование, технологии и т. д. Если все пойдет хорошо, то такое объединение даст России более эффективный автопром. За тольяттинский Logan, может быть, даже не придется краснеть перед зарубежными коллегами!

Играет роль и простой факт - в нынешнем своем виде АвтоВАЗ стране просто не нужен. Это гигантский отдельный организм, город в городе, где на площади в 600 гектаров сейчас выпускают всего 15 моделей машин. За годы кризиса государство влило в него 75 миллиардов рублей - это почти 1% от всей расходной части нынешнего бюджета! Кормить неповоротливого, пусть и уникального, прожорливого спрута страна больше просто не может. И если бы этого не понимали, не прозвучали бы слова Путина о том, что он «не против».


ПРОГНОЗ

Что будет с тысячами людей?

Тольятти - классический моногород, почти весь бизнес завязан на продукцию завода. Сейчас на АвтоВАЗе работает примерно 70 тысяч человек, но все эти люди нужны для обслуживания устаревшего, по западным меркам, производства. И если Renault станет наводить свои порядки, как минимум четверть рабочих придется сокращать.

Директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей СМИРНОВ уверен, что увольнение рабочих дело не завтрашнего дня, но позаботиться об этом стоило бы уже сейчас.

- Можно начать программу постепенной оптимизации числа рабочих, - считает эксперт. – Люди достигают пенсионного возраста, можно, например, подумать о каких-то корпоративных пенсиях, создать условия для замещения пожилых работников молодыми и т. д. Если придется сокращать, то это нужно делать только плавно и ни в коем случае не разово.

Что делать с теми, кто не впишется в новые реалии, большой вопрос. На эффективном заводе 70 тысяч рабочих не нужно, а людей никуда не денешь. И если решения не найдется, то мы получим новое Пикалево с перекрытыми трассами, преступностью и нищетой. Опыт уже был: заводчан перевели на неполную неделю, платили две трети зарплаты, и в Тольятти порой было просто страшно.

- Выхожу днем из квартиры, - рассказывает знакомый. - А у соседей уже веселье, на площадке бычки-бутылки. Вечером то же самое. Пару раз устраивали драки. Если пойдут сокращения на заводе, город постепенно вымрет.