Сергеев К.В.: Виктор Николаевич, могли бы Вы дать некие общие рекомендации по организации системы безопасности крупных торговых центров. Массовое нахождение людей на объекте, перекрестное движение ТМЦ,  большой коллектив. Все это возлагает ответственность на плечи  руководителя СБ. Начиная с террористической угрозы и заканчивая мелкими  хищениями персонала. Одним словом, обеспечивать должную охрану  большого торгового комплекса дело хлопотное.

Пожалуй, можно выделить две основные составляющие системы организации безопасности крупных торговых центров.

Во-первых, это налаженная система и контроль использования технических средств обеспечения безопасности от внешних и внутренних угроз предприятию, - систем охранно-пожарной защиты, противокражной системы, системы видеонаблюдения, системы контроля управления доступом, системы контроля кассовых операций, системы информационной защиты и т.д. В этом направлении руководитель СБ должен тесно взаимодействовать с сотрудниками, обеспечивающими техническое сопровождение монтажа и эксплуатации перечисленных систем, при этом выступая в роли «организующей и направляющей» силы. Все организационные моменты монтажа, тактика использования систем, оценка их эффективности, своевременная модернизация, должны контролироваться и корректироваться именно руководителем СБ.

Во-вторых, это организация службы безопасности, включающая в себя, как разработку структуры подразделения СБ, так и эффективное распределение имеющихся сил и средств. Основным проблемным вопросом, который может встать перед руководителем СБ крупного (да и не очень крупного) торгового центра, является определение статуса сотрудников из которых формируется подразделение СБ. Либо это штатные сотрудники Компании, либо это сотрудники ЧОП, нанятые по договору на охрану объекта (Договору возмездного оказания услуг). Формирование подразделения СБ из сотрудников, которые бы входили в штат предприятия, на мой взгляд, предпочтительнее. Это связано с возможностью использования административного ресурса при налаживании эффективной работы подразделения. Однако российские законодатели существенно усложнили реализацию такой системы, запретив предприятиям иметь собственные службы безопасности. На мой взгляд, это в корне не верно. Торговым предприятиям приходиться называть своих сотрудников как угодно, только не сотрудниками охраны (или СБ), - контролерами, сотрудниками подразделений по предотвращению потерь, администраторами и т.д. и т.п. Специфика же их деятельности предполагает непосредственно «охрану», в гораздо меньшей степени, чем иные направления деятельности, направленные на минимизацию потерь торгового предприятия. Поскольку предотвращение потерь, - это составная часть (пожалуй даже основная) экономической безопасности предприятия, то и наиболее подходящее название, - сотрудник службы безопасности. Но, - нельзя!  

Что же касается «хлопотности» обеспечения охраны большого торгового центра, - она может быть связана лишь с недостатками в системе организации системы безопасности. Если система отлажена, если в структуре подразделения работают квалифицированные сотрудники, системы технических средств обеспечения безопасности работают бесперебойно и эффективно, особых хлопот у руководителя СБ быть не должно. Если же его деятельность будет связана с ежедневным «залатыванием» постоянно возникающих дыр и прорех, конечно, это будет хлопотно, наверное, как и в любой другой сфере деятельности.

 

Сергеев К.В.: По Вашему мнению кому должен подчиняться руководитель СБ ТЦ и почему? Какие точки соприкосновения и какое взаимодействие должно быть у руководителя СБ с ТОП-менеджерами.

 

Вопрос действительно актуальный. Специфика направленности деятельности предполагает, что руководитель СБ в торговом центре должен быть независимым. Однако, перефразируя Владимира Ильича, можно сказать, что «нельзя работать в коллективе конкретного подразделения и быть полностью от него независимым». В данном случае вопрос подчиненности должен рассматриваться в двух аспектах, - административная и функциональная подчиненность.

С точки зрения функционала руководителя СБ, он должен определяться Службой безопасности Компании, - однозначно! Руководитель СБ торгового центра, лицо, не только обеспечивающее безопасность, но и лицо, осуществляющее контрольно-надзорные функции. В том числе, за персоналом. В том числе, за административным персоналом. В том числе, - за руководителями розничного структурного подразделения торгово-розничной Компании (конкретного торгового объекта).

В административном плане, руководитель СБ может входить и в штат торгового центра, то есть административно подчиняться директору.

В этой ситуации представляется разумным регламентировать на уровне стандартов Компании разграничение полномочий Службы безопасности Компании (в том числе ее представителей, являющихся руководителями СБ торговых объектов) и Операционного департамента (в том числе руководителей торговых объектов). Самое главное, чтобы службы эти в Компании были независимы друг от друга. Ситуация, когда Служба безопасности структурно входит в состав Операционного подразделения (бывают варианты, что даже в состав Департамента по персоналу и т.п.), - просто-напросто не логична и вредна. Не может и не должно контролирующее подразделение, входить в состав и подчиняться подразделению, как раз и подлежащему контролю.

Исходя из изложенного можно сделать вывод и о предполагаемом уровне взаимодействия руководителя СБ торгового объекта с топ-менеджерами Компании. Вполне логично если руководителю СБ будет предоставлена возможность напрямую информировать соответствующего топ-менеджера о проблемах в той или иной сфере. О кадровых проблемах, - руководителя Департамента по персоналу; о недопоставках, пустом полочным пространстве, плохом качестве поставляемой продукции, - Коммерческого директора, и т.д.

 

Сергеев К.В.: Думаю, нашим читателям будет интересен вопрос участия руководителя СБ при установке систем безопасности, антикражного оборудования, ОПС, видеонаблюдения. В какой момент руководитель СБ должен подключиться к этому процессу?

 

 Частично ответ содержится в самом вопросе. Подключиться должен на стадии проектирования. Проведение тендера, определение подрядчика, согласование, а может быть и разработка текста договора, формирование технического задания, согласование спецификации, - все это вопросы, в решении которых должен принимать непосредственное участие руководитель СБ. К сожалению, на практике, часть этих моментов делегируется лицам, которые весьма далеки от вопросов дальнейшего практического использования систем обеспечения безопасности. Например, будет ли техническое задание на монтаж систем видеонаблюдения, разработанное самим подрядчиком на основе некоторых устных пожеланий «заказчика», отвечать реальным необходимым требованиям, учитывать особенности видеоконтроля «критичных» зон, емкость архива системы видеонаблюдения и т.д. В процессе общения с генеральным директором ООО «Мост безопасности» (г. Санкт-Петербург) Гедзбергом Ю.М. (www.security-bridge.com) часто обсуждались проблемы, именно связанные с незнанием подрядчиками, особенностей последующей эксплуатации технических средств обеспечения безопасности. Инженерно-технические службы самой Компании, так же не являются специалистами по вопросам обеспечения безопасности, по этому не смогут объективно оценить предлагаемые участниками тендера системы, с точки зрения эффективности их последующего использования.

Что касается антикражного оборудования, то принципиальное решение по выбору системы (акустомагнитые, радиочастотные, и т.д.), ее конфигурации и другим вопросам, должен принимать исключительно руководитель СБ, с учетом применяемой тактики использования элементов противокражной защиты.

 

Сергеев К.В.: В продолжение темы установки систем видеонаблюдения. Какие особенности видеоконтроля для ТЦ Вы можете выделить?

 

Вскоре на портале http://sec.ru/ должна выйти моя большая статья по вопросам практического использования и особенностях контроля отдельных зон посредством систем видеонаблюдения в гипермаркете. Думаю, что по этому вопросу  информативнее будет ознакомиться с ней. Небольшая выдержка из нее опубликована здесь: http://www.retail-tech.ru/food/articles/1694/34648/

 

Сергеев К.В.: Любой руководитель СБ может рассказать, как нелегка его работа, и как зачастую на хватает человеческих ресурсов. Поделитесь, как оптимально сформировать штат службы безопасности ТЦ, какие должности рекомендуется в него включить, их основной функционал. Стоит ли привлекать к охране ЧОП?

 

Штат подразделения службы безопасности зависит от нескольких факторов, - формата торгового предприятия, сегмента реализуемой продукции, подходов к определению статуса сотрудников и некоторых других. Если взять усредненный гипермаркет розничной торговли, работающий в сегменте «food» - «non food», скажем 5-8 тыс. кв. метров, можно порекомендовать примерно такое распределение должностей:  

- руководитель подразделения службы безопасности гипермаркета;

- старший смены подразделения;

- сотрудники подразделения службы безопасности.

Не хочу останавливаться на наименовании сотрудников направленности обеспечения безопасности торгового предприятия по штатному расписанию.  Здесь есть простор для фантазии руководителей Компании. Единственное непременное условие, - чтобы в названии должности штатных сотрудников не присутствовали термины «безопасность» или «охрана», иначе не приодеться долго ждать представителей лицензионно-разрешительной системы. Варианты, - сотрудник службы внутреннего контроля (соответственно, - старший сотрудник, руководитель службы), администратор торгового зала (старший администратор, главный администратор), сотрудник службы (отдела) по предотвращению потерь и т.д. и т.п.

По функционалу руководителя службы (читай, - и службы в целом) в двух словах не скажешь.  Если одной фразой, - обеспечение системы безопасности торгового предприятия и минимизация потерь. Это включает в себя деятельность по следующим направлениям:  

- Предотвращение ущерба. Профилактическая деятельность подразделения по сохранности товарно-материальных ценностей предприятия. Сюда входит физическая охрана, использование технических средств обеспечения безопасности (противокражные системы, системы видеонаблюдения, системы контроля управления доступом, системы контроля кассовых операций, пожарно-охранные системы и т.д.), профилактическая работа с персоналом и иные меры предупредительного характера. 

- Выявление ущерба. Деятельность по выявлению конкретных фактов  потенциальных угроз причинения ущерба торговому предприятию.

- Пресечение ущерба. Деятельность по пресечения противоправных и иных действий, несущих риск причинения ущерба предприятию.

- Возмещение ущерба. Деятельность, направленная на возмещение или компенсацию причиненного торговой компании ущерба.

Функционал старшего смены заключается в обеспечении текущей деятельности подразделения в рамках рабочей смены и в оперативном реагировании на все происшествия и ситуации, происходящие в торговом центре, а так же в личном контроле наиболее значимых (или критичных, с точки зрения возможных потерь) бизнес-процессов (Утилизация списанного товара, прием товаров «группы риска», возврат товара и т.п.). Так же, - ведение учетной документации.  Количество старших смен зависит от режима работы торгового объекта.

Что же касается рядовых сотрудников подразделения, их основной функционал заключается в контроле конкретных зон торгового центра. Я бы выделил следующие основные, - территория парковки, центральный вход в торговый зал, прикассовая зона, грузовая зона (дебаркадер), арендная зона (в случае, если торговое предприятие является арендодателем, а не арендатором), торговый зал (контроль может заключаться как в режиме открытой охраны, так и в скрытом режиме, - под видом покупателей), система видеонаблюдения. Количество сотрудников на каждой из перечисленных зон контроля зависит от формата торгового предприятия.

Привлечение Частных охранных предприятий к «охране» торговых центров, - тема особая. Дело в том, что законодатель, предоставив ЧОПам исключительное право обеспечения безопасности негосударственных предприятий, не позаботился о том, чтобы подобные услуги предоставлялись квалифицировано, и с учетом специфики этих самых предприятий. Ведь одно дело обеспечивать физическую охрану ночного клуба или автостоянки, и другое дело, - работать в плане обеспечения экономической безопасности торгового предприятия по минимизации его потерь. К сожалению, большинство ЧОПов ограничивают свою деятельность именно физической охраной, которая как раз и наименее востребована в предприятиях розничной торговли. Физическая охрана, это мизер, в плане общего массива потерь, по минимизации которых нужно работать. С таким представлением о функционале ЧОП, они просто  не смогут это обеспечить. Выскажу, наверное, спорную мысль, но мне кажется, что ЧОПы просто не хотят этим заниматься, что, свою очередь, кажется мне недальновидным, поскольку они фактически отказываются от значительного сегмента услуг, которые могли бы предоставлять. Исходя из сказанного, считаю, что привлечение ЧОП к работе на торговых объектах возможно лишь в том случае, если ЧОП ориентирован на предоставление адресных услуг подобного рода, а сотрудники его обучены работе на торговых объектах.

 

Сергеев К.В.: Выскажите свое мнение по вопросу участия СБ в инвентаризации/ревизии ТМЦ.

 

Корректность проведения инвентаризаций может существенно повлиять на потери торгового предприятия. Меньшую опасность влекут в этом плане текущие инвентаризации (плановые, внеплановые, операционные, инвентаризации по отрицательным остаткам и т.д.). Непосредственно некорректный подсчет при проведении текущей инвентаризации прямых потерь торговому предприятию не причинит. Однако поскольку на его данные ориентируются ответственные, за текущие заказы, менеджеры, он вполне может повлиять на некорректный заказ товара. Пример: При проведении инвентаризации товар посчитали пересортом. То есть по одной из схожих товарных позиций товарные остатки увеличились (по бухгалтерской отчетности), другая товарная позиция в программе учета товара отсутствует (при этом, оставаясь в наличии, и продолжая продаваться). Осуществляя заказ данного товара, ответственный менеджер, ориентируясь на показания учетной программы, заказывает товар, полагая, что его в продаже нет. Пока выяснится, что данная товарная позиция имеется (поскольку реализация ее будет продолжаться, что будет видно по программе), новый заказ поступит, в результате чего возникнет товарный излишек, который в конечном итоге приведет к его списанию и утилизации, - прямым потерям компании. 

Как было сказано выше, минимизация потерь торгового предприятия, - одна из основных задач подразделения СБ. Соответственно и контроль проведения инвентаризаций со стороны службы безопасности обязательно должен присутствовать. Наиболее важен он при проведении итоговой инвентаризации товарных остатков. Контролируя непосредственный процесс обсчета товара, инициируя поведение контрольных пересчетов, выявляя ошибки, допущенные в ходе проведения инвентаризации и инициируя возмещение ущерба от них можно добиться значительного сокращения потерь. Работу в этом направлении со стороны подразделения СБ трудно переоценить.

 

Сергеев К.В.: Виктор Николаевич, какие рекомендации Вы бы дали коллегам, которые делают первые шаги в должности начальника СБ?

 

Начнем с того, что начальник СБ торгового объекта, - это, как правило, подчиненный вышестоящего начальника подразделения службы безопасности сетевой Компании розничной торговли. И деятельность его должна начинаться со стажировки. Что же касается его первых шагов непосредственно на подконтрольном объекте, то однозначно и  в-первую очередь, - со знакомства с персоналом. Штат крупного объекта  может включать сотни сотрудников, по этому речь не идет о личном знакомстве с каждым из них сразу, после вступления в должность. Начать следует с руководящего звена, затем средний менеджерский состав и т.д. по нисходящей. Причем это не одномоментный процесс, а деятельность, которую необходимо осуществлять постоянно.

Следующий шаг, - начальник СБ должен досконально изучить все технологические процессы. Если руководители отдельных направлений деятельности являются «узконаправленными» специалистами, то руководитель СБ должен быть специалистом широкого профиля. Одним из рисков и угроз предприятия, которые и должен выявлять и предотвращать руководитель СБ, является риск быть «обманутым» сотрудниками, которые, пользуясь его некомпетентностью могут «греть руки» посредством различных способов корпоративного мошенничества.

Далее, - оценка уровня регламентированности всех процессов (не только технологических), протекающих в предприятии. Если оно является структурным подразделением сетевой Компании, не исключено, что общие Стандарты и регламенты по Компании имеются, но нет локальных регламентирующих актов, по конкретному объекту. Без них сложно будет наладить эффективную систему контроля над персоналом. При выявлении нормативно - не урегулированных процедур, следует немедленно начать работу по разработке, согласованию, утверждению и введению в действие соответствующих инструкций. Это не «бюрократизм» и «бумаготворчество» - это объективная необходимость.

Можно продолжать подобные рекомендации, но не в формате «интервьюирования», перечисленные же на мой взгляд являются основными, из которых и вытекают все последующие шаги.

23 мая 2011 г.

Белов Виктор Николаевич. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Опубликовано: ekb-security.ru

 

См.: http://www.ekb-security.ru/news/18-base/2519-2011-05-23-18-26-52.html