В соответствии с нормой упомянутого закона, определен статус частной охранной организации (ЧОО), которая создается для оказания на возмездной договорной основе охранных услуг юридическим и физическим лицам с целью защиты их законных прав и интересов. В частности, речь идет об услугах по защите жизни и здоровья, охране имущества физических и юридических лиц, обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, охране порядка в местах проведения массовых мероприятий и т.п. Такую деятельность частная охранная организация вправе осуществлять только в соответствии со специальным разрешением (лицензией).

Закон определяет единственную организационно-правовую форму, в которой может быть создана ЧОО, - это общество с ограниченной ответственностью, и устанавливает жесткое ограничение: частная охранная организация не должна осуществлять иную деятельность, кроме охранной. При этом предъявляются требования к уставному капиталу организации. Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее 100 тыс. рублей, а при оказании услуги в виде вооруженной охраны имущества, охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны – менее 250 тыс. рублей. При этом, предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50 % от размера уставного капитала. Внесение в уставный капиталчастной охранной организации средств иностраннымигражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, запрещается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Перечислен в этом законе и круг лиц, которые не могут выступать в качестве учредителей (участников) создания ЧОО. В частности, это общественные объединения; граждане, состоящие на государственной службе, либо замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях; иностранные граждане (при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации); граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица, а также граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица.

Участниками частной охранной организации могут оставаться учредившие ее лица, которые получили право на пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, перешли на работу в общественные организации, работающие в сфере частной охранной либо частной детективной деятельности, либо назначены (избраны) на государственные должности Российской Федерации.

Лицам, назначенным (избранным) на указанные государственные должности, запрещается принимать участие в управлении охранной организацией.

Введены ограничения на осуществление частной охранной и детективной деятельности иностраннымигражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица. Указанные юридические и физические лица теперь могут осуществлять частную охранную и детективную деятельность и (или) принимать в ней участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе и в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Отчуждение долей(вкладов) учредителем (участником) частной охранной организации, повлекшее за собой появление в уставном капитале доли(вклада) с иностранным участием, не допускается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
Филиалы частной охранной организации могут создаваться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого частная охранная организация зарегистрирована.

Частная охранная организация не может являться дочерним обществоморганизации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной деятельности. При этом, в порядке исключения, сохранялась возможность и для других организаций (не охранных) при соблюдении ряда условий быть участником в частной охранной организации. Условия учреждения ЧОО этими юридическими лицами определены постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. № 82 «Об утверждении Правил предоставления права учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной».

В соответствии с Правилами право учреждать охранные организации получили три группы юридических лиц. Первая - стратегические предприятия (за исключением предприятий, имеющих ведомственную охрану) или стратегические акционерные общества. Вторая - субъекты естественных монополий. Третья - государственные корпорации или государственные компании (п. 2 Правил) (См. также Указ Президента РФ от 04.08.2004 г. № 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ"; Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях"; Федеральный закон от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях").

Стратегическое предприятие - предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в стратегически важном для государства направлении.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. (Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях"). Сегодня в России насчитывается более 3,5 тыс. юридических лиц-субъектов естественных монополий и порядка 550 предприятий, имеющих статус оборонных или стратегических.

Государственная корпорация (ГК) - организационно-правовая форма некоммерческих организаций. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций корпорация.

Однако принадлежность юридического лица к одной из перечисленных выше групп автоматически не наделяет его правом создавать собственные структуры безопасности. Для этого также должна быть выполнена определенная процедура. Прежде всего, подано заявление в Министерство внутренних дел Российской Федерации, в котором юридическое лицо четко и аргументировано обосновывает необходимость учреждения частной охранной организации.

В соответствии с п. 3 Правил к заявлению должны быть приложены копии учредительных документов юридического лица. В том случае, если копии документов не имеют нотариального заверения, в подтверждение их достоверности нужно представить также и оригиналы.

Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть зарегистрированы принимающим должностным лицом и включены в опись. При этом копия описи передается заявителю. В срок не более, чем 45 дней (со дня регистрации заявления) организация вправе рассчитывать на получение от МВД России (или его структурного подразделения) ответа по вопросу о предоставлении права учреждения ЧОО. Причем, не обязательно, что реакция ведомства будет положительной.

Перед тем, как вынести решение по заявлению юридического лица, МВД России обязано провести проверку полноты и достоверности представленных в нем сведений. И только после этого подготовить соответствующее заключение. При подготовке заключения должны быть учтены следующие моменты. Первое - цели, для которых планируется создать частную охранную организацию. Второе - состояние криминогенной обстановки в местах расположения объектов (а также на самих объектах), для охраны которых предполагается учредить частную охранную организацию. Третье - возможность обеспечения охраны таких объектов другими (специализированными) организациями. Четвертое - специфика деятельности юридического лица, которая предполагает наличие у лиц, привлекаемых к охране объектов, специальных знаний, умений и навыков.

Подготовленное заключение (положительное оно или нет) согласовывается с Федеральной службой безопасности РФ и Федеральной службой охраны РФ. Если документ имеет положительный характер, в дальнейшем он станет основой проекта решения Правительства Российской Федерации о предоставлении права юридическому лицу создавать собственную частную охранную организацию.

В том случае, если Министерство внутренних дел придет к выводу о невозможности предоставления права учреждения частной охранной организации, оно должно направить в адрес заявителя соответствующую информацию (п. 8 Правил).

Порядок лицензирования частной охранной деятельности. Организация, которая в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию. Лицензия (от лат. litentia) — документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий. Лицензирование— процесс выдачи специального разрешения (лицензии).

Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:

- Конституцией Российской Федерации;

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Уголовным кодексом Российской Федерации;

- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Налоговым кодексом Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями с 09.07.1999 г. по 26.11.2008 г.), (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями с 05.08.2000 г. по 30.12.2008 г.);

- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями с 24.07.2002 г. по 30.12.2008 г.);

- Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции»;

- Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

- Законом Российской Федерации от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»;

- Законом Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- постановлениями Правительства Российской Федерации:

- «О едином государственном реестре юридических лиц» от 19 июня 2002 г. № 438;

- «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 26 февраля 2004 г. № 110;

- «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» от 19 января 2005 г. № 30;

- «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» от 28 июля 2005 г. № 452;

- приказом МВД России от 28 февраля 2005 г. № 132 «Об утверждении регламента взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти»;

- приказом МВД России от 19 июня 2006 г. № 447 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по лицензированию и осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации»

 

Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг. На данный момент действует Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской № 600 Федерации от 14 августа 2002 г. Обращает на себя внимание тот факт, что нормы статьи 11.2 корреспондируются с правилами, установленными указанным Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 600 от 14 августа 2002 года.

Иные законодательные акты, регламентирующие порядок лицензирования охранной деятельности, на данный момент отсутствуют.

Органы внутренних дел осуществляют следующие полномочия в области лицензирования частной охранной деятельности:

- предоставление лицензии;

- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

- приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом;

- ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них;

- осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, а также требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и специальных средств;

- обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии;

- прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.

Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель организации обязан представить в соответствующий орган внутренних дел:

1). Заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в котором указываются полное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место его нахождения, предполагаемый (предполагаемые) вид (виды) охранных услуг, намерение использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребность в них;

2). Документы по каждому виду охранных услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности;

3). Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.

К заявлению также прилагаются:

1). Копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

2). Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Порядок и условия представления документов в органы внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации в Положении о лицензировании частной охранной деятельности.

Копии документов, не заверенные в установленном порядке, представляются вместе с оригиналами.

Органы внутренних дел обязаны устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и приложениях к ним.

Основанием для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, подлежит переоформлению в случае:

- продления срока действия лицензии;

- намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;

- реорганизации охранной организации;

- изменения наименования охранной организации или места ее нахождения.

В случае продления срока действия лицензии или намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг представляются соответствующее заявление и документы по данному виду услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности.

В случае реорганизации охранной организации либо изменения ее наименования или места нахождения данная охранная организация в течение пятнадцати суток с даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц либо с даты изменения своего места нахождения обязана подать в орган внутренних дел, выдавший лицензию, соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих указанные обстоятельства. При этом в течение трех суток с даты подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, связанной с реорганизацией охранной организации, либо с изменением ее наименования или места нахождения, данная охранная организация в порядке, установленном Положением о лицензировании частной охранной деятельности, обязана уведомить об указанных обстоятельствах орган внутренних дел, выдавший лицензию.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, производится в порядке, предусмотренном для предоставления лицензии, в срок не более тридцати дней. На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.

Законом установлены требования к руководителю частной охранной организации:

1). Руководитель частной охранной организации должен иметь высшее профессиональное образование и пройти повышение квалификациидля руководителей частных охранных организаций.

2). Обязательным требованием является наличиеу руководителя частной охранной организации удостоверениячастного охранника.

3). Руководитель также не вправе замещать государственные должностиРоссийской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях и политических партиях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.