Организация пропускного режима на объекте охраны - одна из важных составляющих системы безопасности организации. Поэтому сегодня редакция журнала «Охранная деятельность» предлагает для обсуждения один из ключевых вопросов обеспечения пропускного режима частной охранной организацией - осмотр транспортного средства и имущества при въезде (выезде) входе (выходе) на объект (с объекта) охраны.

Пропускной режим вводят для обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность и охраняемую информацию. Таким образом, сохранность материальных и информационных ресурсов являются одним из ключевых моментов пропускного режима. Добиться выполнения целей пропускного режима можно, обеспечив санкционированный проход в помещения и на территорию компании сотрудников и посетителей, ввоз (вывоз) продукции и материальных ценностей. Это позволяет исключать незаконный проход лиц на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения), бесконтрольный въезд (выезд) транспортных средств.

Порядок осуществления пропускного режима устанавливается инструкцией. Она определяет систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешающий порядок прохода на объект. В инструкции подробно оговаривают порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты, обязанности охранников пропускных пунктов. И здесь важно, чтобы лица, осуществляющие контроль, действовали в строгом соответствии с нормами права.

Федеральный закон от 15.11.2010 №298-ФЗ "О внесении изменения в Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" определил, что, частные охранники по договору на оказание охранных услуг, заключенному охранной организацией с клиентом, имеют право, в частности, требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов (понятия "внутриобъектовый режим" и "пропускной режим" раскрываются Федеральным законом от 15.11.2010 №301-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"); осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими соответствующих документов; производить на объектах охраны осмотр въезжающих транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, при подозрении, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, установленных законодательством РФ.

Действия частных охранников должны быть регламентированы должностной инструкцией, типовые требования к которой утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

Сегодня появилось немало публикаций в которых смешиваются понятия досмотр и осмотр транспортного средства и имущества.

Чем различаются два этих понятия?

Не лишним, думаю, будет и обращение к Толковому словарю Ожегова: «Осмотр – посмотреть на кого-либо, что-либо с разных сторон, обозреть, оглядеть. Досмотр – проверочный осмотр, просмотреть до конца, до какого-либо предела».

Мы можем видеть, что данные термины не идентичны по главному признаку – методу их внедрения, то есть указанные действия проводятся совершенно по-разному.

Действующие нормы административного права определяют досмотр как обследование транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности. Поскольку, согласно КРФоАП, досмотр является мерой административного обеспечения и ограничивает права граждан (согласно ч.3 ст.55 Конституции),то он может проводиться только при наличии условий, указанных в ст.27.9 КРФоАП (а это все тот же протокол и понятые).

Основаниями для досмотра являются:

- ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий,

- отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра транспортного средства и перевозимого груза;

- проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, других вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота и находящихся у граждан без специального разрешения, орудий совершения либо предметов преступления, орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Статья 27.1 КРФоАП содержит исчерпывающий перечень мер обеспечения производства по делу:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности.

Как мы видим осмотр транспортного средства в перечне отсутствует. Таким образом, осмотр не является мерой обеспечения производства по делу.

Досмотр - это мера обеспечения производства по делу, в связи с чем КРФоАП (в отличие от осмотра) устанавливает порядок проведения, гарантии, права.

Порядок проведения. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых, по результатам составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании (ст.27.9 КРФоАП, п.156, 163 Административного регламента). В силу п.2 ст.1.6 КРФоАП, применение уполномоченными на то органом или должностным лицом мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Согласно ч.2 ст. 27.9 КРФоАП, досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

Гарантии. В соответствии с ч.3 ст.1.6 Кодекса при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Как установлено в ч.1 ст.1.6 Кодекса, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Соответственно, в ч.2 ст.27.1 Кодекса установлено, что вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В п.27 постановления Пленума ВС России от 24 марта 2005г. №5 разъяснено, что требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч.2 ст.27.1 Кодекса), подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.

Права. Согласно п.1 ч.4 ст.28.1 Кодекса с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении.

В силу п.1 ст.25.1 КРФоАП, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом

И самое главное - досмотр имеют право осуществлять только сотрудники государственных органов, уполномоченные законодательством на осуществление данной процессуальной нормы.

Осмотр также может являться процессуальным действием (глава 24 УПК). Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Но это не относится к рассматриваемому нами вопросу.

Частному охраннику представляется право проведения осмотра, как непроцессуального действия, которое можно определить как визуальное обследования транспортного средства и перевозимого (переносимого) имущества.

Осмотр проводится добровольно, как правило, в светлое время суток или на специально освещенной площадке и не предполагает физического контакта охранника с работником (посетителем, другими гражданами) и его (их) вещами, а так же ввозимым (вывозимом) имуществом.

Осмотр транспортного средства и груза проводится в присутствии водителя или сопровождающего (транспортирующего) его человека, о его проведении процессуальные документы не составляются.

Гражданин может отказаться от осмотра без объяснения причин, однако это не является основанием для проведения досмотра.

Действующим законодательством не запрещено использование при осмотре специального оборудования, металодетекторов, анализаторов плотности материалов или состава воздуха, иных технических средств. Установление такого права (как и оборудование КПП) может быть отнесено к Положению о пропускном режиме, разработанному заказчиком охранных услуг.

Основаниями для проведения осмотра транспортного средства и имущества, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого (вносимого, выносимого) имущества, могут являться:

- требования Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

- требования Положения о пропускном режиме, разработанного заказчиком охранных услуг;

- информация (ориентировки, указания) правоохранительных органов, администрации объекта охраны о возможных фактах хищения для пресечения неправомерно вывозимого (выносимого) имущества (товароматериальных ценностей);

- необходимость проведения сверки государственных номерных знаков транспортного средства с записями в регистрационных документах; наполнения кузова (багажника) автомобиля грузом; спецификации, количества и номенклатуры имущества (товароматериальных ценностей) с товаротранспортными (сопроводительными) накладными (материальными пропусками);

- наличие признаков несоответствия перевозимого (выносимого) груза данным, указанным в документах на перемещаемый груз.

В случаях отказа водителя или граждан, сопровождающих имущество, от проведения осмотра, в том числе опломбированного груза (за исключением таможенного и специального), а также при выявлении соответствующих оснований производится осмотр транспортного средства в присутствии представителя администрации охраняемого объекта (администрации заказчика).

При осмотре транспортного средства и груза, находящегося под таможенным контролем, сотрудник охраны сверяет данные таможенных документов с клеймами пломб.

При выявлении несоответствия вывозимого (выносимого) имущества сопроводительным документам дальнейшее движение транспортного средства ограничивается, груз и товаротранспортные документы передаются представителям администрации объекта охраны, о выявленных нарушениях информируется генеральный директор ЧОО, ответственный сотрудник администрации заказчика, при достаточных основаниях - правоохранительные органы (милиция).

По результатам проведения осмотра транспортного средства и груза при отсутствии оснований для осуществления других контрольных действий (пересчет, перевес), дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.

Из анализа указанных норм права, можно сделать вывод о том, что и при осмотре и при досмотре сотрудник совершает обследование транспортного средства без нарушения его конструктивной целостности (то есть, снимать обшивку, бампер и т.п сотрудник не имеет права).

Отличия начинаются с того, что осмотр - это акт доброй воли. КРФоАП не наделяет гражданина при этом правами, предусмотренными в ст.25.1 КРФоАП (конечно, если к нему до этого не применили меру обеспечения производства по какому-либо делу, например, задержание), не регламентирует процедуру, не предоставляет гарантии, введен законодателем с целью ускорить и облегчить процедуру выявления правонарушений.

Данная статья является проблемной и предлагается для обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Редакция журнала будет благодарна всем участникам дискуссии по предложенному вопросу.

.