Если верить статистике, осенью и зимой количество краж в аптеках стремительно возрастает – примерно на 30–40%. Особенно страдают от этой напасти крупные аптеки с открытой выкладкой. Хотя и небольшие аптеки, и даже аптечные пункты, где товар и его продавец отделены от покупателя стеклом, от воровства не застрахованы. Как предупредить преступление, читайте здесь. 

Кто эти люди? 

Распознать потенциального преступника среди обычных посетителей нелегко. Психологи и криминалисты утверждают, что только 10% людей отличаются моральной устойчивостью и никогда ни при каких обстоятельствах не покусятся на чужое и не вынесут из аптеки неоплаченный товар. Еще примерно 10% только и смотрят, где что плохо лежит. Их приход в аптеку в редких случаях обходится без происшествий, поскольку именно такие люди, как правило, становятся профессиональными преступниками. Остальные 80% считают себя честными людьми, но могут не устоять перед искушением и стащить что-нибудь при случае. Именно на эту категорию – воришек-любителей – оказывают наибольшее воздействие превентивные меры, которые может принять руководство или персонал аптеки. 

Задачи руководства 

Организуя аптеку с открытой выкладкой, руководство, как правило, отдает себе отчет в том, что убытки от краж в ней будут существенно выше, чем в классической аптеке. Вместо допустимых 0,1¬–1% от выручки потери могут составить 3–5%, а в сезон краж 7% и более. Но если учесть, что переход на самообслуживание может увеличить выручку на 30–50%, убытки, связанные с хищениями из зала, не выглядят столь уж пугающими. Как правило, руководство предусмотрительно выделяет определенную долю (обычно 3%) от прибыли на покрытие подобных убытков, чтобы не возлагать возмещение ущерба целиком на плечи персонала. Кроме того, минимизировать потери из-за воровства посетителей позволяют современные средства охраны и сотрудники службы безопасности или частных охранных агентств. 

Системы видеонаблюдения позволяют отслеживать передвижения и действия посетителей в режиме реального времени. Однако стоят они недешево, к тому же требуют выделения отдельного помещения для охранников-наблюдателей и оплаты труда этих сотрудников. Между тем, эффективность в деле предотвращения краж оставляет желать лучшего. Как показывает практика, человек не может без потери внимания следить за всем, что происходит на мониторах. В результате единственный вклад дорогостоящих систем видеонаблюдения в дело предотвращения воровства – психологический эффект. «Всевидящее око» видеокамеры выступает в качестве сдерживающего фактора для некоторых из тех 80% колеблющихся посетителей, которые поддались бы искушению, если бы были уверены, что останутся безнаказанными. Специально для этого некоторые владельцы аптек, не тратясь на систему видеонаблюдения, ставят в зале муляжи видеокамер и расклеивают на видных местах соответствующие предупреждения – дешево и сердито! Экономия в средствах значительная, а психологический эффект тот же, что и при действующей системе наблюдения. И пускай такие аптеки лишаются возможности предъявить в суде в качестве доказательства видеозапись хищения. Основная задача, которую ставят перед собой и перед персоналом владельцы аптек – сократить количество хищений, то есть предотвратить вынос неоплаченного товара, а не наказать преступника. 

Хорошо справляются с этой задачей электронные системы контроля оплаты покупок. Их принцип действия знаком и продавцам супермаркетов, и Аптекарям, и практически всем посетителям: на товар специальным пистолетом наклеивают защитные этикетки, незаметные для покупателя, а на выходе ставятся специальные рамки (ворота), принимающие электронный сигнал от защитных этикеток. На кассе во время оплаты этикетки деактивируются, при выносе неоплаченного товара рамки «звенят». Устанавливая такие рамки на выходе из торгового зала, следует принять меры, чтобы затруднить побег злоумышленника с «зазвеневшим» товаром (например, за рамкой должен располагаться пост охраны). Иначе предотвратить преступление удастся, только если оно совершается пугливым или очень медлительным вором, либо человеком пенсионного и предпенсионного возраста, а молодые и физически крепкие преступники успеют убежать со своей добычей.  

Нелишней мерой предосторожности может оказаться также установка выпуклых зеркал, которые позволяют персоналу: провизорам, консультантам, кассирам и контролерам – держать под наблюдением плохо просматриваемые участки зала. Ведь успех в деле предотвращения краж по большей части зависит от наблюдательности и слаженных действий самих работников аптеки. 

Аптеки нередко становятся объектом внимания не только воров, но и грабителей, то есть преступников, совершающих хищение открыто, в т.ч. угрожая оружием. Ущерб от ограбления может быть значительно выше, чем от мелких краж. Для сохранения жизни и здоровья людей – персонала и посетителей – не рекомендуется оказывать открытое сопротивление грабителям. Однако руководству аптеки необходимо предусмотреть средства оповещения, подающие сигнал в службу охраны или ближайший пункт милиции. «Тревожные кнопки» лучше всего располагать там, где их можно легко нажать, не привлекая внимания грабителей (например, на уровне колена). Существуют также специальные брелки, передающие сигнал тревоги на пункт охраны. Некоторые из них можно даже не нажимать – достаточно просто уронить (или упасть с ними) на пол.  

Задачи персонала 

Внимательность, бдительность и разумная предосторожность – вот те качества персонала, которые помогают минимизировать ущерб из-за хищений фармацевтической и парафармацевтической продукции из аптек с открытой выкладкой. Ведь убытки из-за воровства посетителей несут не только владельцы аптеки, но и сами работники.  

На кого из посетителей торгового зала стоит обращать пристальное внимание?  

·   На не по погоде тепло одетых людей, особенно на людей в многослойной одежде – в ее складках, карманах, рукавах и прочих потайных местах можно спрятать и незаметно вынести много полезной мелочи.  

·    На чрезвычайно заботливых и суетливых родителей, хлопочущих возле своего чада – поминутно застегивая и расстегивая ему курточку, надевая и снимая шапочку, доставая что-то из карманов коляски, копошась в детском рюкзачке или портфеле, некоторые ловкие мамаши (реже папаши) умудряются прихватить с собой не по- детски солидный и дорогой груз.  

·    На очень задумчивых, рассеянных или нерешительных посетителей, подолгу простаивающих возле полок с разным товаром – внимательно рассматривая то один продукт, то другой, уходя и возвращаясь, такие «витающие в облаках» покупатели нередко «забывают» оплатить один-два или более товаров, «по рассеянности» положенных в карман или засунутых в дальний угол сумки.  

·     На оглядывающихся посетителей, осматривающих не только товар на полках, но и интерьер аптеки, старающихся держаться подальше от консультантов – убедившись в отсутствии видеонаблюдения, такие посетители улучают момент, когда консультант отворачивается, и незаметно берут товар, который потом кладут в сумку, карман, прячут в одежду, уединившись в каком-нибудь плохо просматриваемом уголке аптеки.  

·     На чересчур шумных и неловких посетителей – постоянно роняя и подбирая то одно, то другое, смахивая часть товара с полок на пол, такие люди могут между делом смахнуть несколько упаковок дорогой косметики себе в сумку. Также следует иметь в виду, что любое чрезвычайное событие, создающее много шума, может служить для отвлечения внимания персонала и охраны: пока один посетитель подбирает рассыпанные им коробочки, извиняется за разбитые пузырьки, возмущается отсутствием ценников или падает в обморок, его сообщник быстро «собирает урожай» дорогих аптечных товаров и незаметно покидает территорию. 

Это не значит, что посетители, отвечающие вышеперечисленным приметам, обязательно собираются что-то украсть. Человек может быть слишком тепло одет, потому что болен и его знобит. Родители часто просто чересчур волнуются за свое чадо и переживают за его поведение. И вполне может такое случиться, что человек, войдя в аптеку, вдруг почувствует себя плохо. Одним словом, не стоит подозревать всех и каждого в преступных намерениях. Настороженный цепкий взгляд Аптекаря может отпугнуть посетителя от совершения покупки.  

И не стоит бросаться на защиту аптечного имущества, забывая обо всем. Нельзя заставлять подозрительного посетителя выворачивать карманы или показывать содержимое сумки, не стоит гнаться за убегающим вором по улице и довольно глупо и даже опасно оказывать сопротивление вооруженным грабителям.  

Достаточно соблюдать несколько простых правил, позволяющих предотвратить кражу без вреда для собственного здоровья и здоровья других посетителей. 

7 способов предотвратить кражу 

1.                              В аптеке с открытой выкладкой встречайте каждого посетителя у входа. Старайтесь не упускать его из поля зрения, не поворачивайтесь к нему спиной, даже если он совершенно не вызывает подозрений.  

2.                              Найдите в зале аптеки с открытой выкладкой такое место, с которого просматривается большая часть помещения, и сделайте его своим наблюдательным пунктом.  

3.                              Если выкладка открытая или смешанная, четко запомните, где какой товар лежит. Располагайте его так, чтобы отсутствие даже одной коробочки (флакончика, тюбика и т.д.) было сразу заметно глазу.  

4.                              В аптеках с закрытой или смешанной выкладкой, не оставляйте в замке ключи от шкафов, расположенных в торговом зале, даже если отходите буквально на шаг.  

5.                              При открытой выкладке не размещайте дорогие товары, особенно мелкие предметы, близко к входу и в плохо просматриваемых местах. Там должны находиться относительно громоздкие и достаточно тяжелые предметы.  

6.                              Регулярно совершайте обход своего участка зала. Сразу же возвращайте товар, который лежит не там, где положено, на свое место.  

7.                              Не покидайте зал, если в нем есть хоть один посетитель. Всегда держите кассу закрытой. 

Статья опубликована http://aptekarjournal.com/archive/2010/107/3802.html