В предыдущих статьях, опубликованных на нашем портале, мы рассмотрели критерии выбора частного охранного предприятия и его место в системы безопасности коммерческого объекта.

За рамками рассмотрения остался вечный конкурент охранных предприятий, имеющий не малую долю рынка охранных услуг - вневедомственная охрана при органах внутренних дел. Однако, первый вопрос, который встает перед собственниками при организации системы безопасности это выбор между ЧОПами и «вневедомкой».

В данной статье мы попытаемся провести сравнительный анализ конкурентов по ряду критериев, имеющих значение для принятия решения.

Основное различие в объеме возможностей охранных предприятий и вневедомственной охране является следствием различной нормативной базы регулирующей их деятельность.

Деятельность вневедомственной охраны регулируется Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). В соответствии с указанным постановлением (пункт 8) работникам вневедомственной охраны для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:

• требовать от рабочих и служащих охраняемых объектов и других лиц соблюдения установленного пропускного режима;

• задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности с охраняемого объекта;

• доставлять в служебные помещения охраны или в милицию лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемое имущество;

• производить в установленном законодательством порядке на основании условий договоров досмотр вещей, а в исключительных случаях - личный досмотр на контрольно-пропускных пунктах, а также досмотр транспортных средств и проверку соответствия провозимых грузов сопроводительным документам при въезде (выезде) на территорию охраняемого объекта;

• использовать для обнаружения и изъятия незаконно вывозимого (выносимого) имущества, а также для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде;

• применять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, огнестрельное оружие;

• требовать от должностных лиц выполнения обязательств по договору, направленных на обеспечение сохранности материальных ценностей и создание безопасных условий труда для работников охраны.

Сотрудники милиции подразделений вневедомственной охраны для выполнения возложенных на них обязанностей, кроме того, пользуются правами, предоставленными Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции"

Частная охрана действует на основании Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Полномочия частной охраны прописаны в данном законе достаточно скупо. Основной возможностью частной охраны, если рассматривать таковую в строгом соответствии закону, является возможность задержания на месте правонарушения лица, совершившего противоправное посягательство на охраняемое имущество, с последующей незамедлительной передачей его в милицию (статья 12 Закона).

Так же частная охрана имеет право применения (что фактически означает – законного ношения при исполнении обязанностей) специальных средств и огнестрельного оружия (статьи 17,18 Закона). Попытки законодателя расширить возможности частной охраны путем включения в перечень видов охранных услуг обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, пока трудно назвать успешными.

Включив в статью 3 Закона  "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" такую услугу законодатель не наделил частных охранников правами по установлению личности или проверке документов лиц посещающих охраняемые объекты, а также правами по осмотру выносимых и вывозимых ими предметов, что делает достаточно затруднительным реализацию такой услуги не вступая в конфликт с законом.

Анализируя перечень функциональных возможностей вневедомственной охраны и ЧОПа приходится констатировать, что возможности «вневедомки» более глубоки и разнообразны.

Так же, необходимо учитывать, что вневедомственная охрана является звеном в системе милиции общественной безопасности органов внутренних дел. На практике это означает, что в случае осложнения оперативной обстановки на помощь «вневедомке» придут любые подразделения органов внутренних дел от ППС и ГИБДД до ОМОНа и других спецподразделений.

Однако, за все приходится платить. Услуги вневедомственной охраны могут быть существенно дороже услуг охранного предприятия. В условиях финансового кризиса, в том случае, когда не требуется всех тех возможностей, которые может предоставить вневедомственная охрана, вполне можно обойтись услугами ЧОПа, как более гибкого субъекта охранного рынка.

Использование в системе безопасности бизнеса охранного предприятия, как более экономичного и гибкого инструмента, позволяет  значительно снизить себестоимость конечного продукта, а значит повысить его конкурентоспособность.

Об авторе; Андрей Г. Коршунов
Консалтинговая компания «Полезная Площадь»
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья опубликована на http://alt74.ru/article0/article0_244.html