С наступлением периода экономической стабилизации и кризисных спадов криминальная среда сменила кастеты и «волыны» на портфели и ноутбуки и перенесла центр тяжести с уголовных на экономические преступления. Основным оружием преступности становятся нормы права, бухгалтерские проводки и информация. Новые способы криминальной деятельности позволяют завладеть большими ресурсами, в том числе финансами, имуществом, кадровым потенциалом, природными богатствами.

В рамках мирового рейтинга экономической преступности PricewaterhouseCoopers в 2009 году Россия заняла первое место в мире по уровню экономической преступности (71% российских респондентов стал жертвой экономических преступлений).  Исследование показало, что ситуация в России хуже, чем в Кении (второе место в рейтинге, жертвами преступлений там стали 67% респондентов) и ЮАР (соответственно, 3 место и 62%). В среднем в мире на экономическую преступность пожаловались 30% респондентов, в странах Центральной и Восточной Европы – 34%.

В условиях переходной экономики активно развивались различные формы собственности и их правовое оформление в виде юридического лица,  этот институт был использован в целях перераспределения общенародной собственности в пользу наиболее экономически активных элементов. В настоящее время конструкция юридического лица удачно используется для реализации самых разных политических и экономических, а нередко и криминальных интересов. Необходимо заметить, что простота и доступность в создании юридических лиц породило на отечественном рынке неуправляемую ситуацию. Достаточно сказать, что к 2009 г. в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано 4021318 организаций различных форм собственности, из них 3365085 коммерческих, некоммерческих – 656233.

Условия, в которых создавались и функционировали эти юридические лица, нельзя назвать благоприятными для осуществления нормальной предпринимательской деятельности; напротив, существовали и продолжают действовать факторы, способствовавшие не правовому разрешению вопросов.

- политическая нестабильность;

- коррупция, в том числе установление отношений с должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью использования судебных, административных и законодательных рычагов давления;

- формирование масштабного теневого сектора экономики;

- несовершенство законодательства (противоречивость, наличие пробелов);

- правовой нигилизм в бизнес среде.

Все это привело к возникновению организаций, основной целью деятельности которых стало завладение активами другого юридического лица либо установление контроля над ним. Захваты, производимые в различных формах, в том числе в виде недружественных поглощений и слияний, в современном лексиконе принято называть рейдами, а людей, планирующих эти мероприятия и участвующих в них, - рейдерами. Только с 2005 по 2007 год в нашей стране в результате рейдерских атак фактически разорены около 2000 предприятий. Сколько таких сегодня, статистика стыдливо умалчивает. Продолжает сохраняться значительное число убыточных предприятий, не располагающих потенциалом для достижения положительной структуры баланса. Положение усугубляется тем, что  в механизме реформ пока не в полной мере отработан и введен в действие блок банкротств, не задействованы рычаги ликвидации неперспективных и реорганизации потенциально жизнеспособных предприятий.       

Следует отметить, что мир бизнеса жесток, и деловая этика в нем сосуществует с волчьими законами. То, что слабые и беспечные быстро сходят с дистанции, с упомянутой этикой, в принципе, сообразуется. Другое дело, что им в этом помогают рейдеры - специалисты по недружественному поглощению, зарабатывающие на своих операциях неплохие деньги.   Например, сеть магазинов «Эльдорадо» сейчас находится на линии фронта. В октябре 2008 года для поддержания платежного баланса они взяли кредит на 500 млн. евро в Чехии. Сейчас долги отдавать нечем. И, как результат, происходит тройная перепродажа по схеме: 100% акций сначала передается одному из учредителей в Греции, затем эти же акции передаются компании на Кипре, а затем 51% акций передается чешскому банку. Сейчас именно этот вопрос решается в антимонопольной службе.

Кто же такие рейдеры? В научной литературе, публикациях в периодических изданиях, а также в материалах судебной практики практически отсутствует научное определение незаконного захвата предприятия или рейдерства. Это связано с тем, что в науке еще не сформировался понятийный аппарат, в полной мере отражающий специфику исследуемых явлений, порожденных новыми экономическими отношениями. Для того чтобы правильно и более детально понять сущность рассматриваемого явления, необходимо обратиться к его истокам. Традиционно термины «недружественное поглощение» и «рейдерство» тесно связывают с рынком слияний и поглощений – M & A (от английского mergers & acquisitions). Эти термины изначально являются заимствованными из англо-американского лексикона, что предопределяет их неоднозначное толкование при прямом переводе на русский язык. Кроме того, имеются существенные различия между смыслом, вкладываемым в термины «слияние» и «поглощение» в академической, научной сфере и интерпретацией этих понятий в деловой среде. Так, в классическом (британском) определении, под слиянием (merger) понимается «объединение одной или более организаций в их общих интересах. Целью этого всегда является повышение эффективности». При этом отмечается, что слияния обычно осуществляются с согласия всех заинтересованных сторон. В соответствии со ст.58 Гражданского кодекса Российской Федерации, под «слиянием» понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.  В зарубежной практике термин «слияние» может означать также и объединение нескольких компаний, при этом остается только одна из них, а остальные прекращают свою финансово-хозяйственную деятельность и ликвидируются. В российском законодательстве данная операция получила название «присоединение».

Отечественными специалистами понятия поглощение и рейдерство рассматриваются неоднозначно. Во-первых, одни специалисты, авторы монографий и научной литературы рассматривают их как общее и частное, другие - как различные виды деятельности, третьи отождествляют - как синонимы. И в различных интерпретациях эти понятия наполняются совершенно различным содержанием. Во-вторых, немало особенностей проистекает как из национальной деловой практики, так и из различий между "академической", "правовой" и "деловой" интерпретациями. Отсутствие терминологического единства связано и с теми или иными чертами национального законодательства. Вполне очевидно несоответствие между законодательно оформленными в Гражданском кодексе Российской Федерации видами реорганизации и экономическими процессами, описываемыми в терминах "слияние" и "поглощение". Позволим дать определение.

Недружественное поглощение – поглощение  хозяйствующего субъекта (предприятия),  происходящее помимо воли текущих собственников (акционеров) и/или менеджеров, в т.ч. по принуждению экономическими, организационными, правовыми и иными способами и средствами.

Корпоративные поглощения в целом являются одним из средств повышения эффективности корпоративного управления, в чем акционеры общества могут быть заинтересованы. В то же время, в результате поглощения интересы акционеров могут и пострадать. Так, отдельные акционеры рискуют утратить имеющуюся у них возможность влиять на управление обществом, а ликвидность акций общества и их рыночная стоимость могут снизиться.  В общественном сознании подобный вид M&A-деятельности прочно ассоциируется с криминалом, предусматривающим подделку документов, коррупцию, силовые захваты и т. д. Указанные случаи получили название «недружественного поглощения». Между тем «недружественное поглощение» может быть произведено с помощью совершено законной покупки контрольного пакета акций (долей) того или иного предприятия вопреки воле его менеджмента, но по желанию акционеров (дольщиков). В связи с этим необходимо различать два совершенно разных понятия: «недружественное» или «враждебное» поглощение и «поглощение с применением незаконных методов». «Враждебное» поглощение в классическом понимании этого слова предполагает, что потенциальный инвестор делает акционерам (соучредителям) компании публичную оферту (предложение) по покупке акций (долей) без получения предварительного одобрения топ-менеджмента компании. Однако сама продажа акций акционерами происходит исключительно добровольно, в рамках процедуры, установленной законодательством, без применения физического или психологического давления или тем паче - криминальных схем. Это нормальный инвестиционный процесс, с помощью которого меняют собственника многие западные компании. Враждебные поглощения - это благо для любой рыночной экономики, ведь в результате этого процесса, как правило, происходит смена собственника компании с менее эффективного на более эффективного, причем абсолютно законно.

Рассмотрев вышеназванные определения, можно сделать вывод, что «недружественное поглощение» - это такие действия компании-агрессора, которые направлены на установление юридического и/или физического контроля над активами компании-цели вопреки воле и интересам ее органов управления, акционеров (учредителей) и работников.

Наряду с термином «недружественное поглощение» в рассматриваемой сфере широко используется такой термин как «рейдерство».

Понятие «рейдер» (от английского raider) возникло в XVI—XVIII веках в Великобритании, и поначалу этим словом называли крупные военные корабли, которые в одиночку во время войны разрушали вражеские коммуникации, топили транспорт и торговые суда. «Рейдерство» в современном понимании, то есть как разновидность «недружественного поглощения» компаний и перераспределения собственности и корпоративных прав, появилось в США в 1920 - 1930 гг. Под ним понималась успешная скупка контрольного пакета акций, зачастую при противодействии менеджмента и акционеров компании, реорганизация предприятия и продажа его с прибылью. В современной зарубежной практике «рейдерством» называют «недружественное поглощение» предприятий, осуществляемое в рамках закона. В словаре 2004 г. этому слову придается значение «налетчик» - лицо, начинающее активно скупать акции компании с целью получения контрольного пакета.

В российской практике понятие «рейдерство» не является однозначным и устоявшимся термином и в разных контекстах обозначает совершенно различные явления. Так, макроэкономист Михаил Делягин считает, что рейдерство - это «враждебное и незаконное поглощение бизнеса с помощью специально инициированного бизнес-конфликта». По мнению бывшего министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа «рейдерство рейдерству рознь». Он подчеркивает, что существует законное рейдерство, то есть перераспределение собственности законным образом в пользу более эффективных собственников. Е.Р. Богатова предлагает различать «рейдерство» в широком и в узком смысле слова так, как на самом деле эти явления и существуют в действительности. Она считает, что оба «рейдерства» неразрывно связаны с процессом недружественных действий в отношении основных собственников компаний в целях получения контроля над бизнесом. Под рейдерством в широком смысле слова Е.Р. Богатова понимает агрессивную атаку на компанию для захвата бизнеса или его части, то есть получение контроля над бизнесом вопреки воле основных собственников. То же самое, но с помощью незаконных, часто криминальных методов, рассматривает как «рейдерство» в его узком, сугубо негативном понимании. Аналогичная точка зрения была высказана респондентами Центра политических технологий в ходе соответствующего исследования. По их мнению, рейдерство – это более широкое понятие. И если считать недружественное поглощение частью рейдерства, то получается, что рейдерство может быть законным и незаконным. Данная точка зрения является не совсем правильной, поскольку при указанном подходе невозможно будет определить место поглощений, совершаемых по взаимному согласию, т.е. «дружественных». Представляется, что исходя из первоначального исторического определения «рейдерства» как некоей агрессивной противозаконной деятельности, его необходимо рассматривать во взаимосвязи с понятием «недружественного поглощения» как разновидность последнего.

Рейдеры - это особая группа лиц, деятельность которых направлена на захват и поглощение более слабых предпринимательских организаций с целью увеличения собственной прибыли, а самое главное - с целью занятия доминирующего положения на рынке товаров и услуг, а в конечном итоге, получения наибольшей возможности влиять на экономические процессы и  получать дополнительную прибыль

К рейдерской деятельности в настоящее время привлекаются представители самых разных профессий: экономисты, финансисты, юристы (особенно опытные адвокаты), психологи. Причем рейдерские технологии настолько сложны, что к этому виду деятельности привлекаются только люди, обладающие высшим профессионализмом и интеллектуальным уровнем.

Соблюдением законов и норм морали здесь, как правило, не руководствуются. Главная цель - захватить, подмять под себя предпринимательскую организацию любыми путями.

Большинство специалистов по экономике и праву подразделяет рейдеров на наемников,  которые работают под крышей крупной бизнес-структуры, и, так называемых, «свободных художников» - независимые команды.

Разумеется, что работать на кого-то проще и безопаснее, так как работодатель предоставляет финансовые ресурсы и, при необходимости, защитит от ответных действий противника. Наемные рейдеры проводят рекогносцировку, разрабатывают стратегию захвата и, после утверждения плана руководством, обеспечивают его реализацию. И за это они получают около 25%  от объема добычи заказчика.

«Свободные художники» получают все, но им приходится серьезно рисковать и деньгами, и репутацией. Кроме того, в зависимости от того, насколько удачно они проведут свои манипуляции, эти люди рискуют оказаться на скамье подсудимых. Ведь рейдерство осуществляется самыми разнообразными способами.  Например, достаточно часто применяют такие способы, как подделка документов (чаще всего, доверенностей на совершение сделок), подлоги, шантаж, прямая угроза личности предпринимателя или его семье. А ведь все это уголовно наказуемые деяния.  Здесь очень велика роль правоохранительных органов. Но и тут есть большие проблемы. Не всегда работники этих органов чисты душой и совестью, чаще наоборот. Как отметил М.Задорнов в одном из своих выступлений «милиционеры каждый по отдельности приличные люди, но когда они вместе…». Также хотелось бы отметить и то, что многие наши предприниматели не желают обращаться в правоохранительные органы за защитой, поскольку в большинстве случае они и сами не очень чисты на руку. В современных условиях достаточно трудно открыть свой бизнес, вообще не нарушая законов.  Рейдер же, как правило, обладает полным набором информации о поглощаемом предприятии.

Для решения всех открывшихся проблем необходимо привести имеющиеся законодательные нормы к единому знаменателю, чтобы не было разночтений в законе по поводу организационно-правовых форм предпринимательских организаций, их численного состава; принять меры к упрощению процедуры регистрации предпринимательских организаций, и, в то же время, к усилению контроля за их деятельностью со стороны компетентных органов.  Для решения проблемы ликвидации нерентабельных предприятий необходимо разработать государственные программы, которые способствовали бы усовершенствованию процедуры банкротства и усилили бы контроль со стороны правоохранительных органов за этой работой, так как в ряде случаев некоторые члены государственной власти напрямую лоббируют свои интересы. А для этого нужны государственные инвестиции, и не в стабилизационный фонд, а в реальный сектор экономики. Необходимо принять специальные нормативные акты, которые бы в полной мере предусматривали меры ответственности за рейдерство, так как конкретных законов у нас сейчас по этому вопросу нет, есть только некоторые нормы  уголовного законодательства, которое не содержит  прямой ответственности именно за рейдерство.

Но пока угроза недружественного поглощения или рейдерского захвата остается суровой реальностью нашего времени необходимо вырабатывать системы защиты бизнеса от разорения. Этой проблематике будут посвящены наши следующие статьи.

Продолжение следует