Кто не вор, так ходит рядом с ним: суровая статистика показывает, что каждый одиннадцатый человек в мире – магазинный воришка. Но и тут прогресс не стоит на месте. Больше магазинов, больше соблазнов. Да еще и кризис… 

Неопытный вор попадает в камеру два раза: сначала — в видео, потом — в тюремную 

Отвлекающие маневры 

Торговый зал сетевой аптеки, вечер. Несколько человек: провизор помогает дородному господину выбрать какое-то дорогое, но эффективное лекарство, два человека изучают противогриппозную полку, бабулька с двумя бутылками минералки в руках покорно ждет у кассы, когда освободится провизор. Где-то в глубине аптеки администратор зала занята чем-то фармацевтическим. Дородный господин роняет склянку и задевает локтем витрину. Бросается поднимать с тысячей извинений, администратор идет на шум, но к ней обращается с вопросом еще один посетитель, она задерживается, чтобы дать ответ. Бабулька покорно ждет. Кто-то из «противогриппозников» берет ее под локоток: «Бабушка, вас тут до скончания веков не обслужат, вон там касса работает». Старушка кивает и покорно семенит за ним ко второй кассе, за которой зевает в ладошку кассир. 

Типичный сценарий магазинной кражи. Типичный, однако реальный случай, имевший место. 

Отведя бабушку, учтивый молодой человек бегом возвращается к бесхозной кассе. Сотрудники служб безопасности давно засекли: среднее время открытия кассового ящика для опытного вора – 11 секунд. Без взлома, отмычкой. Через 11 секунд выручка в карманах вежливого молодого человека, через 20 секунд он уже на улице, через 25 секунд в аптеке нет ни дородного господина, ни того, кто отвлек администратора. 

Все роли расписаны: один растягивает по залу персонал, отвлекая от кассы, еще двое «прикрывают» на случай форс-мажора вроде той бабушки и собственно техничный взломщик. 

Наличность для темной личности 

В последние тридцать лет, по данным ЮНЕСКО, самым популярным видом краж был «шоплифтинг», то бишь вынос товара. А теперь воруют то, что можно употребить по назначению без перепродажи, а именно деньги. Кредиты ведь все дороже, денег ведь все меньше, да и уверенности в завтрашнем дне тоже. Кризис льет воду и на другую мельницу: бизнесмены вынуждены минимизировать расходы. Это значит, что начинают экономить на охране. Сокращают количество работников. Не ставят серьезных охранных систем. И это при том, что, по утверждениям психологов, из 100% покупателей только 10% ни за что не возьмут чужого. И еще 10% возьмут обязательно. А восемь человек из десяти будут действовать по обстоятельствам. То есть украдут, если жизнь заставит. А она заставляет. 

Вот и воруют теперь по большей части наличные. 

Воруют из кассовых аппаратов, воруют из магазинных сейфов, обманывают кассиров при расчетах. И даже выкорчевывают автоматы моментальной оплаты вырвали из бетонного пола, погрузили на тележку, отвезли за гаражи и там расковыряли. Справедливости ради отметим: основное количество краж совершают не покупатели и не профессиональные воры, а персонал торговых предприятий. Впрочем, и их злодеяния блекнут по сравнению с (напишем максимально корректно) неправомерными, противозаконными действиями сотрудников правоохранительных и контролирующих органов. 

Хотя, конечно, «артисты» самые интересные воры. В одежный магазин входят несколько солидных людей. Один ставит на пол портфель, начинает примерять дорогое пальто. Какой-то посетитель магазина хватает портфель и бросается к выходу. Разумеется, вся «наша» группа с воплями «Держи вора!» кидается в погоню. Разумеется, впереди всех бежит человек в не купленном еще пальто. 

Кстати 

В 2008 году в России только в 1700 магазинах сетей «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток» (X5 Retail Group) за кражи задержаны 250 тыс. человек. Руководство фирмы предполагает, что реальные масштабы магазинных краж в два-три раза больше. Ежегодный ущерб – сотни миллионов долларов. 

В Соединенных Штатах провели масштабное исследование, которое показало, что на количество краж в магазине очень сильно влияет обстановка в торговом зале. Чем безразличнее персонал, тем больше крадут. Воры просто убеждают себя, что если персоналу наплевать на товар, то никто и не огорчится из-за пропажи. Чем еще непрофессиональные («ситуационные») воры оправдывают свои действия? Отсутствием должного сервиса, нежеланием продавцов обслужить так, чтобы покупатель остался доволен… Глаз за глаз, в общем. 

 

 

 

 

 

 

Факт, да и только
В том, что они страдают клептоманией, признавались такие звезды, как Дастин Хоффман и Марлон Брандо. Кроме того, при попытках уйти из магазина, не заплатив, ловили актрис Вайнону Райдер и Линдсей Лохан, певицу Бритни Спирс, теннисистку Дженнифер Каприати, гимнастку Ольгу Корбут, модель Бесс Майерсон. Самым именитым клептоманом общественное мнение считает Генриха IV, короля Франции. Он крал безделушки у подчиненных. 

Интересно, что, как только товар начинают активно рекламировать, он тут же взлетает в рейтинге самых воруемых. Реклама – двигатель не только торговли.  

Жительницу Пенсильвании по фамилии Циммерман в 2001 году судили за четыре магазинные кражи. Судья предложил на выбор тюрьму или альтернативное наказание, не пояснив, что это за наказание. Циммерман выбрала второе. И была ошеломлена приговором: год лишения свободны условно, но в течение этого года, входя в магазин, она была обязана вешать на шею табличку «Осужденный магазинный вор».  

В 2003 году в Санкт-Петербурге сотрудники уголовного розыска задержали 26-летнюю жительницу города, подозреваемую в грабеже. В рабочее время она ворвалась в цветочный магазин на Заневском проспекте и, применив физическую силу, похитила кактус «Гурзония». Кактус изъяли, даму осудили. Право имею
Охранник магазина не имеет права требовать, чтобы попавший под его подозрение покупатель показывал документы или выворачивал карманы. Все это прерогатива милиции. Охранник может попросить задержаться, но не имеет права задержать подозрительного покупателя до прибытия наряда. Однако если покупатель станет буянить или хотя бы просто обзываться, ситуация меняется, и охранник уже, наоборот, обязан передать такого гражданина в правоохранительные органы. Впрочем, если покупатель с подозрительно оттопыренным карманом вежливо отказался предъявить его содержимое и подождать милицию, по заявлению магазина неминуемо возбуждение дела и розыск вора. Уголовного или административного дела – решит следователь. А наказания за кражу в нашем законодательстве предусмотрены самые разнообразные, от штрафа (до 80 тыс. руб. или заработная плата осужденного за период до шести месяцев) или исправительных работ (6-12 месяцев) до ареста (2-4 месяца) и лишения свободы на срок до двух лет. 

Если же кража совершена по предварительному сговору, с незаконным проникновением, это совсем другие преступления и наказания. 

Человек, вызывающий подозрения
- суетливое поведение;  

- бегающий взгляд;  

- рассеянное внимание при разговоре с персоналом;  

- короткие переговоры с другими ведущими себя подозрительно людьми;  

- спешный уход из магазина;  

- руки в карманах;  

- походка «как будто что-то мешает идти»;  

- группа покупателей, которая пытается отвлечь внимание продавцов и охраны одновременно;  

- газетные свертки, открытые сумки, рюкзаки, пакеты. 

Как борются с магазинными ворами
- системы замкнутого теленаблюдения, «мертвые зоны» камер просматриваются сотрудниками непосредственно либо через зеркала;  

- товар защищен датчиком и этикеткой;  

- материальная ответственность персонала;  

- выход из торгового зала только через кассовый узел;  

- информация о системах видеонаблюдения и охраны;  

- количество углов и тупиков в зале сведено к минимуму;  

- снижение высоты стеллажей. 

Угрозы для сейфа
Межинкассационная выручка, хранящаяся в сейфе, – самый лакомый кусок любого магазина.  

Сменная работа: сотрудники передают друг другу ключ, не проверяя содержимое сейфа каждый раз. 

Кодовый замок: код передать не по адресу гораздо проще, чем ключ. 

Ключ хранится в условленном месте – под половичком, за дверным косяком, в ящике стола, висит на гвоздике. 

Не заперта дверь помещения с сейфом. 

  

Digital shoplifting
Одна из тенденций последних лет – так называемый, «цифровое магазинное воровство» . Это явление появилось в напичканной цифровой техникой Японии около пяти лет назад. И-означает оно следующее. Человек заходит в книжный магазин, фотографирует на камеру мобильного телефона страницы книги или журнала и уходит. Журнал на месте, но информация уже украдена и даже размножена. Изобрели этот вид магазинного воровства японские женщины: они стали фотографировать в магазинах страницы журналов мод и, разумеется, рассылать изображения новых коллекций подругам.