В предприятиях среднего и малого бизнеса наиболее часто используется структурно-функциональная форма СВК. Ее преимущество перед СВА в меньшей затратности. Эта форма внутреннего контроля предусматривает разработку  специалистами хозяйствующего субъекта, как правило, совместно с внешними аудиторами или консультантами комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия его структурных единиц и руководителей в части проведения внутреннего контроля, оформления его результатов, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществление последующего контроля над их устранением.  

Недостаток этой формы в том, что, она недостаточно эффективна на стадии формирования планов проверок и последующего контроля над устранением выявленных недостатков.   

Весьма перспективным, как показывает практика, является сочетание СВА со структурно-функциональной формой внутреннего контроля. Такой гибрид  весьма полезен с точки зрения экономии затрат при обеспечении достаточно высокой степени эффективности СВК, поскольку небольшая СВА играет роль разработчика,  организатора и методолога контрольной работы, проводимой, в основном, силами внутренних контролеров.  

В этом случае СВА выполняет следующие организационные функции: 

1.       Выбор  объектов проверки и их предварительное изучение.  

2.       Разработка общих планов и программ  проведения проверки.  

3.       Формирование команды проверяющих из внутренних аудиторов и внутренних контролеров.  

4.       Согласование направления и цели проверки с ее заказчиком.   

5.       Подготовка заключительных материалов по результатам проверки.  

6.       Составление плана последующего контроля над устранением выявленных недостатков и проверка хода его выполнения, информирования об этом заказчика. 

 

Предназначение ревизионной комиссии установлено законом РФ «Об акционерных общества».   

Контрольно-ревизионная служба предназначена, в основном, для последующего внутреннего контроля сохранности товарно-материальных ценностей, выполнения решений и распоряжений руководства хозяйствующего субъекта. Она, как правило, не занимается предварительным и текущим внутренним контролем. 

При этом необходимо подчеркнуть, что, несмотря на существенные отличия направлений деятельности внутренних аудиторов от работы внутренних контролеров-ревизоров по выполняемым функциональным обязанностям, внутренний аудит не отменяет, а дополняет ревизию, что  подтверждается сведениями, приведенными в табл.1. 

 

Таблица 1. 

Функции 

Контрольно-ревизионная
служба 

СВА 

Проверки совершенных
операций 

Оценка выполнения плановых и нормативных показателей. 

Изучение эффективности надежности и стабильности, выявление резерва совершенствования. 

Применяемые виды проверок 

Документальные и комплексные ревизии, выборочные проверки сохранности активов и достоверности отчетности по результатам отчетных периодов 

Применение  риско- и системно-ориентированного аудита, изучающего не только свой хозяйствующий субъект изнутри, но и окружающую его экономическую и юридическую среду в направлении бизнеса хозяйствующего субъекта 

Основные функции
проверяющих 

Контрольная, информационная и мобилизующая функции 

Контрольная, информационная,  мобилизующая функции, а также контрольно-аналитические и консультативные функции 

Главные
направления проверок 

Контрольные действия и процедуры, связанные с обеспечением сохранности активов, документальной и фактической проверкой законности, эффективности и целесообразности совершенных операций 

Контрольные действия и процедуры, связанные с обеспечением сохранности активов, документальной и фактической проверкой законности, эффективности и целесообразности совершенных операций, а также выявление и реализация резервов повышения эффективности деятельности, прозрачности системы экономической информации 

Анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности 

Анализ используют для выявления отклонений от плана, сметы, изучения текущей отчетности 

Анализ используют для выявления отклонений от плана, сметы, изучения текущей отчетности, а также для определения наиболее целесообразных методов проверки, оценки финансового состояния  хозяйствующего субъекта или иного объекта внутреннего аудита 

Оценка управленческой
деятельности 

Проверка законности и правильности действий должностных лиц при осуществлении операций в соответствии с их функциональными обязанностями 

Проверка законности и правильности действий должностных лиц при осуществлении операций, а также  выработка предложений по  совершенствованию управленческой деятельности 

Методические приемы 

Приемы направлены, в основном, на  проверку сохранности активов, состояния техники, соблюдения технологии и на организацию производства 

Приемы направлены на  проверку сохранности активов, состояния техники, соблюдения технологии и  организации производства с применением стандартов и современных методов получения аудиторских доказательств 

Подход к
организации и управлению контрольной деятельностью 

Жесткая централизация и дисциплина, четкое следование отраслевым или внутренним инструкциям по проведению ревизий 

Тщательно продуманная стратегия проведения аудиторских проверок; стандартизация внутреннего аудита на уровне хозяйствующего субъекта, внешний и внутренний контроль качества внутреннего аудита 

 

Анализ содержания табл.1. показывает, что наличие у хозяйствующего субъекта СВА и контрольно-ревизионной службы может быть весьма эффективно при правильной координации их действий. 

 

Наблюдательный совет (Совет директоров) является избирательным органом, который помимо функции управления реализует функции управленческого контроля, т.е. контроля выполнения управленческих решений.  

Службы и отделы предприятия. Осуществляют контроль внутри подразделений. Их контрольные функции не являются основными, а выполняются в виде самоконтроля или определяются специфическими задачами этих служб. Последнее напрямую относится к службе безопасности предприятия, которая в процессе своей деятельности выполняет следующие основные задачи: 

1.       Организация системы экономической безопасности и контроль ее состояния. 

2.       Организация системы  сохранности активов и экономической безопасности  

  1. бизнес процессов. 
  2. Обеспечение информационной безопасности. 
  3. Защита жизни, здоровья персонала и личной безопасности руководителей предприятия.  

 

Выводы: 

 

1. Разнообразие организационных форм внутреннего контроля обусловлено: 

·   решением различных задач, поставленных перед ними (так, основной задачей ревизионной комиссии является контроль наличия и сохранности активов, а задачами внутреннего аудита – обеспечение менеджмента организации достоверной и полной бизнес-информацией, ее анализ, в отдельных случаях – обоснование управленческих решений);  

·   различным характером зависимости (так, ревизионная комиссия обслуживает прежде всего интересы собственников, а отдел внутреннего аудита – интересы высшего звена управления);  

·   различием организации работы (так, внутренний аудит – самостоятельная деятельность, а остальные формы внутрихозяйственного контроля – деятельность, осуществляемая наряду с выполнением основных обязанностей). 

2. Все формы реализации внутрихозяйственного контроля представляют собой совокупность тех или иных приемов и способов контроля. Несмотря на то, что одни и те же процедуры контроля могут применяться в ходе реализации различных форм внутрихозяйственного контроля, объем и объекты их применения будут различны. Так, инвентаризация для целей ревизии должна проводиться сплошным методом по всем товароматериальным ценностям, тогда как инвентаризация для целей внутреннего аудита может проходить выборочно, а для служебного расследования она ограничена видом товаро-материальных ценностей или материально-ответственными лицами. 

3.       Каждому органу внутрихозяйственного контроля (ревизионная комиссия, отдел внутреннего аудита, наблюдательный совет и др.) соответствует одна или несколько форм его реализации. Например, ревизионная комиссия может осуществлять внутрихозяйственный контроль в виде ревизии, контроля качества, служебного расследования. Отделу внутреннего аудита помимо непосредственно внутренних аудиторских процедур может быть также вменено в обязанность проведение ревизии, производственного контроля, служебного расследования. Однако исследование форм организации и реализации внутрихозяйственного контроля показывает, что существуют формы реализации, которые предполагают свое исполнение только определенным составом субъектов контроля. Так, внутрихозяйственный контроль, реализуемый службами и отделами экономического субъекта в виде самоконтроля, не может исполняться другими органами внутрихозяйственного контроля. Например, двойная запись в бухгалтерии – элемент самоконтроля, выполнение которого методологически не может быть передано никому. 

4.       Неотъемлемым элементом системы внутрихозяйственного контроля являются средства контроля, т.е. элементы представления и накопления контрольной информации, позволяющей однозначно интерпретировать факты хозяйственной жизни экономического субъекта. Рассматривая средства внутрихозяйственного контроля как  множество невидимых на первый взгляд «датчиков», участвующих во всех хозяйственных операциях и технологических процессах и реагирующих на ошибки (несоответствия), можно сказать, что элементы средств внутреннего контроля присутствуют в работе всех служб и отделов экономического субъекта. К ним относят документирование и документооборот, нормирование, внутрифирменное правовое регулирование, система должностных инструкций и т.д. Различные формы внутрихозяйственного контроля активно влияют на структуру и объем средств внутреннего контроля. Этот процесс представлен прямой и обратной связью. При реализации прямой связи формы внутреннего контроля (внутренний аудит, ревизия и т.д.) влияют на состав и объем средств внутреннего контроля. Например, в документооборот вводятся дополнительные формы текущей отчетности. В свою очередь средства внутреннего контроля в качестве реализации обратной связи несут поток контрольной информации, являясь ее источником. 

 

Об авторе - Михайленко Валерий Борисович - начальник экспертного отдела консалтинговой компании ООО «Технологии Безопасности Бизнеса» (эксперт по экономической безопасности). Автор статей в изданиях: «Справочник руководителя торгового предприятия», «Газета Безопасность и торговля», «Технологии Безопасности Бизнеса». Автор и ведущий семинаров-тренингов по вопросам организации системы экономической безопасности предприятия. Автор методик проведения аудита и проектирования системы экономической безопасности предприятия.

http://bisec.ru/