Недавно прочитал статью Евгения Жирнова «Торговля крадет добро». Очень интересный материал по истории советской торговли, точнее, государственной торговли. Вот это последнее уточнение очень важно! Поэтому возникла необходимость уточнить ряд моментов.
Для начала надо определиться с терминологией, а именно: что такое торговля и что такое кража. «Торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям». «Кража – преступное действие, направленное на завладение чужим имуществом, денежными средствами и тому подобным. Предполагает скрытное сознательно совершение порицаемого обществом действия – в отличие от грабежа, разбоя и пр.».
Кража в торговле предполагает изъятие в пользу торговца (и/или его сообщников) материальных ценностей или денежных средств, причем такое изъятие наносит ущерб владельцу торгового дела – государству, частной компании или хозяину торговой точки.
Попутно заметим, что кража как бы не наносит прямого ущерба покупателю, он сам отдает деньги. От него скрыты некоторые особенности сделки: это может быть качество или рыночная цена товара. Но если сделка состоялась и покупатель не считает себя обманутым, от нечестных действий продавца страдает только владелец бизнеса.
Торговля всегда имела джентльменский набор: обвес, обмер, обсчет, продажа залежалого товара...
Обвес.
В те времена, когда весы были рычажными – использовались гири с неполным весом. Они все подлежали поверке и клеймению, но между поверками… Манипуляции с весами были очень и очень распространены. Продавец кидает товар и не дает весам успокоиться, чтобы покупатель увидел: отвешено точно. Современный вид обвеса – использование упаковки и тары, заметно повышающих суммарный вес товара. Например, вы на вес покупаете выпечку. Ее можно упаковать в пластиковый пакет, в бумажный пакет и в картонную коробку. Продавец, как правило, будет предлагать вам картон, потому что он тяжелее. Мелочь, а все в дом!
Обмер.
Самый простой вид обмера – прокинуть метр. Это случалось, когда покупатель брал не один-два метра ткани, а с десяток. Обмер посложнее – натягивание ткани при отрезке куска. Скажем, в штуке ткани 40 метров. Если ее тянуть – глядишь, на платье или (в крайнем случае) на юбку останется.
Если вы берете много ткани – будьте внимательны: вам могут продать материю с изъянами. И хорошо, если продавец потом согласится компенсировать вам убытки, вызванные таким мошенничеством.
Обсчет.
Самый распространенный – недодача денег при расчете. Немного повиртуознее (это уже в супермаркетах) – когда кассир достает из-под своего стола обертку съеденного им шоколадного батончика и проводит над устройством, считывающим штрих-код. Если вы покупаете 2-3 наименования – это с вами не случится. Если 20-30 – будьте внимательны, количество товара одного вида набирается вручную и может оказаться любым. Еще один вид обсчета – завышение цен в чеке, когда в магазине нет считывателя штрих-кода. Продавец может поставить лишний нолик, пробить 91 вместо 19 и т.п.
Далее – манипуляция с ценами. Это делается на глазах покупателей: цена на товар зависит от того, кто покупает. Если продавцу не нравится покупатель (или он уверен, что покупатель богат и не будет спорить из-за мелочей) – цена будет завышена, иногда до безобразия (поэтому государственные инспекторы следят за тем, чтобы на всех товарах стояли наклейки с ценой).
Тяжелее всего проверить качество товара. Если есть шанс, что обманутый покупатель вернет покупку, продавец поостережется всунуть ему откровенное барахло. А вот сменить этикетку с датой годности пищевого продукта – запросто. Продать замороженное мясо или рыбу, которые в силу каких-то причин разморозились в торговой точке и потом были заморожены снова – без проблем.
Еще один вид «легкого» надувательства связан с гарантийными обещаниями производителя при продажах недорогих вещей. Это скорее не прямой обман, а манипуляция сознанием покупателя. Допустим, вы покупаете товар за 100 рублей с гарантией на 3 года (так указано в документе фирмы). «О, – говорите вы, – это солидно!» и покупаете товар. За эти годы вы уехали в другой район, далеко от торговой точки и центров обслуживания. У вас испортился ваш прибор, а срок гарантии еще не вышел. Вы захотите воспользоваться тем, что дает гарантия? Вряд ли! Ваши затраты на получение обслуживания по гарантии превысят стоимость нового товара! На этом и построена такая продажа – особенно при заказах по каталогам.
В Израиле меня поразило то, что некоторые торговые точки принадлежали государству (в год моей эмиграции – 1994 – это еще было). Мне показалось совершенно диким, что такое может быть при капитализме. И вот какие у меня были соображения на этот счет.
Когда частный владелец ведет с покупателем нечистую игру: цены на его товар заметно выше, чем в других торговых точках, качество уступает, культура обслуживания – ниже уровня пола и прочее – теряет от этого только покупатель. Но у последнего остается свобода выбора, потому что конкуренция очень высокая: ему достаточно пройти двести метров (а то и меньше) и взять такой же товар на 20-30 процентов дешевле. Торговец не выдержал конкуренции и закрылся – это только его проблема.
Когда в государственной торговой точке вас обманывают, покупатель терпит дважды: его обманывают за прилавком, он не может купить дефицитный товар, который припрятан для «нужных» людей. Он может пострадать и в третий раз, когда дефицит ему будет продан с большим завышением цены (но, как было сказано выше, если у него не будет претензий к продавцу, – все в порядке).
Возможны также прямые кражи, когда товар исчезает бесследно, без оплаты. В этом случае потребитель, гражданин страдает косвенно: деньги изымаются из оборота в чью-то пользу, они не поступают в бюджет. Следствие: нет лекарств в больницах, нет дорог, школ, не платят зарплату и пенсию…
Государственная торговля по определению создает почву для воровства. Плановое распределение товаров – причина тотального дефицита, а дефицит сам по себе – питательная почва для установления специфических отношений. «Достал по блату» – кто не слышал этой фразы? И другое изречение, дошедшее до наших дней через 60 лет: «Блат сильнее Совнаркома»!
Привожу пару цитат из упомянутой статьи:
«И все же хищения оказались отнюдь не самым главным способом обогащения продавцов. Куда проще и безопаснее было оплатить дефицитный товар в кассу магазина, а затем продать его своим людям уже по другой, гораздо более высокой цене. Прекрасно зная об этом, заведующих отделами и продавцов обкладывали данью завмаги. А с них в свою очередь взимали мзду работники торгов и складов, распределявшие дефицит и отпускавшие его в торговые точки. Правда, воровство и обман классического типа никуда не исчезли. Аппетит приходил во время еды, и труженики социалистической торговли лихо обвешивали и обсчитывали строителей коммунизма и изымали подотчетные товары без всякой оплаты».
«О масштабах происходившего можно судить и по уровню жизни руководства столичных магазинов и универмагов. К примеру, директор магазина №32 Краснопресненского промторга в 1940 году, когда личные автомобили и мотоциклы, как считалось, выделялись лишь самым известным и передовым людям страны, имел машину, два мотоцикла и построил себе дачу, стоившую 100 тыс. руб., получая официально несколько сотен рублей в месяц. Мало того, он провел к даче асфальтовую дорогу длиной в километр. И это в то время как большинство подмосковных трасс в лучшем случае покрывалось щебенкой».
В статье также приводятся данные о результатах проверок торговых точек в дореволюционной России – они поражают размерами мошенничества!
Так что крали при Николае, при Александре, при советской власти и при капитализме тоже будут красть! Такова природа торговли! И никто из этических соображений не откажется от торговых операций, потому что «акт купли-продажи можно сравнить только с сексом» (по Р.Бендлеру).
Но не стоит отчаиваться, только будьте бдительны! И продолжайте покупать и продавать! Живите полной жизнью!