Выступая в феврале 2008 года на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», В.В. Путин сказал:«Сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие.

Что делают центральные федеральные органы на местах, на территориях, при поддержке территориальных и местных органов – это просто ужас. В каждое учреждение нужно ходить с взяткой: к пожарным, к санитарам, к гинекологам – к кому только ни нужно ходить, ужас какой-то просто!»

Да, упрек в адрес пожарных справедлив и обоснован. Особенно, если они выполняют свою работу, придерживаясь буквы закона. Нет, мы не говорим, что пожинспектор должен закрывать глаза на недостатки, слишком дорого порой обходится такая практика. Просто нормативные документы – Правила пожарной безопасности (ППБ 01-93), изданные в 1993г., - уже несколько устарели. За последнее время придумано множество средств инженерной защиты, например различных видов турникетов, которые устанавливаются на входе в здания. Турникеты облегчают труд охранников, они удобны для посетителей, повышают имидж фирмы, ибо свидетельствуют о ее приверженности к новым подходам и технологиям в обеспечении безопасности персонала и клиентов.

Казалось бы, все хорошо и правильно, но только до того момента, как ознакомишься с нормативными документами по пожарной безопасности. В них предусмотрен запрет на установку турникетов на путях эвакуации. В то время турникеты еще только появлялись, поэтому на категорический запрет на их установку мало кто обратил внимание.

Сегодня, когда количество турникетов увеличилось на порядок и они стали неотъемлемой частью инженерных средств охраны, выполнение этого пункта ППБ очень выгодно для недобросовестных инспекторов Государственного пожарного надзора. Ссылаясь на ППБ, они требую снятия турникетов, стоящих на входе в здание.

Руководитель объекта, который принял решение по установке турникета, от такого требования пожарных, как правило, испытывает шок. И есть от чего: созданы цивилизованные условия доступа людей на объект, выполнены рекомендации охраны, деньги потрачены на современное оборудование, отвечающее всем требованиям безопасности и имеющее функцию «антипаника» в том числе, а в итоге все это не соответствует пожарным требованиям.

Такой поворот событий заставлял многих хозяйственных руководителей склонять голову перед пожарным инспектором и находить способ, как договориться.

В 2003 году ППБ 01-93 были пересмотрены, и министром МЧС России генералом армии Шойгу С.К. утверждены новые Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

В новых «Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 06.2003г. №313, говорилось, что «при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается устраивать вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей».

Как ни парадоксально, но запретительная формулировка, содержавшая в старых правилах, перекочевала в новые без каких-либо изменений. Дежавю? Нет, просто пожарные правила написаны, мягко говоря, некорректно и тем самым вынуждают нас «договариваться» с пожарным инспектором. Ведь сегодня турникеты имеются практически на каждом предприятии, и стоят они, как правило, на входе (выходе), то есть на путях эвакуации. Получается, что они установлены с грубейшим нарушением ППБ 01-03, а десятки фирм, их производящие (и у нас и за рубежом), работают только для того, чтобы нарушать противопожарные требования?

Установка турникетов должна соответствовать ГОСТ Р 51241-98 «Средства и системы контроля и управления доступом», который регламентирует общие технические требования, классификацию и методы испытания, предъявляемые к этим техническим устройствам.

ГОСТ введен в действие постановлением Госстандарта России от 29.12.1998г. №472. В этом нормативном акте четко определены технические требования установки турникетов: наличие аварийного электропитания, специальное устройство «антипаника», позволяющее осуществить беспрепятственную эвакуацию людей при нештатной ситуации, например при возникновении пожара и т.п.

Получается, что турникет можно устанавливать, но место установки должно соответствовать ряду требований, изложенных в ГОСТ. А «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденные приказом МЧС России, насчет турникетов содержат только запретительную норму, хотя ППБ 01-03 вводились в действие приказом МЧС России после того, как появился и начал действовать упоминавшийся ГОСТ по турникетам. Так почему формулировка в ППБ не учитывает требования ГОСТа или хотя бы не оговаривает условия, при которых действительно нельзя производить установку турникетов? Вопрос, конечно, риторический. Кто же выкинет из правил нормы, которые позволяют инспектору пожарного надзора самому трактовать их смысл так, как ему удобно?

Нечеткость формулировок наблюдается не только по запрету на установку турникетов и вращающихся дверей. Таких позиций в ППБ довольно много, в том числе по металлическим решеткам на окнах. Это тоже «старая болезнь» ППБ, которой они «заразили» и охранные структуры, так как многие юридические лица устанавливают на окнах первых этажей (а в ряде случаев и выше) металлические решетки.

Смотрим сформулированные ППБ 01-03 правила в части установки решеток. Мы видим требование о запрете установки глухихрешеток на окнах и приямках у окон подвалов. Но официального объяснения, что следует понимать под «глухими» решетками, нет. Возможно, это распашные, раздвижные, подъемно-опускные, сборно-разборные или еще какие-то решетки, наличие которых удовлетворит пожарного инспектора.

Но тогда возникают другие вопросы. Вы захотели установить решетку. Где она должна быть? Снаружи, между рамами или внутри помещения? Куда открываться? Вовнутрь или наружу? Решетки на всех окнах одного помещения должны быть открывающимися или достаточно открывающейся решетки на одном окне? Раз это открывающиеся (распахивающиеся, раздвижные и т.п.) решетки, то на них должны быть запоры. Какие именно запоры? И самый интересный вопрос: «Где должен находиться ключ от этих запоров?» Ведь если он предназначен для открытия решеток в экстремальной ситуации, то он должен быть в легкодоступном месте, т.е. рядом с замком. Но тогда не будут соблюдены требования безопасности, так как сотрудники органов внутренних дел и других структур требуют от администрации предприятия обеспечить техническую укрепленность объекта от несанкционированных проникновений. В связи с угрозой террористических актов требования по технической укрепленности объектов еще более возросли.

И если ответ на эти вопросы дает инспектор Госпожнадзора исходя из собственного разумения, изобретательности и других индивидуальных запросов, то у руководства непременно возникнут проблемы в различном денежном выражении.

МВД России подготовило специальный руководящий документ РД 78. 36. 003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», где детальным образом расписало требования к металлическим решеткам.

П. 5.7.4 раздела 5.7 «Оконные конструкции» предусматривает, что «при оборудовании оконных конструкций металлическими решетками их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами. В отдельных случаях допускается, по согласованию с подразделениями вневедомственной охраны, установка решеток с наружной стороны при их обязательной защите техническими средствами охраны.

Если все оконные проемы помещения оборудуются решетками, одна из них делается открывающейся (распашной, раздвижной). Решетка должна запираться с внутренней стороны помещения на замок соответствующего класса защиты или на иное устройство, обеспечивающее надежное запирание решетки и эвакуацию людей из помещения в экстремальной ситуации».

Упомянутое требование МВД России по установке металлических решеток полностью соответствует требованиям органов архитектуры, которые считают, что установка металлических решеток снаружи здания уродует внешний облик объекта и населенного пункта в целом.

Совершенно не понятно, почему должностные лица органов внутренних дел смогли просто и детально регламентировать вопрос с металлическими решетками, а МЧС России превратило его в «глухой», создав себе и другим немало проблем. Миллионы юридических и физических лиц, установившие металлические решетки на окнах собственных квартир, офисов и т.д., сегодня являются нарушителями пожарных требований со всеми вытекающими последствиями.

Окна являются наиболее уязвимым местом в техническом оснащении здания от несанкционированных проникновений. Сегодня для их защиты часто применяют наружные рольставни, специальные защитные пленки для укрепления стекол (что позволяет оконному остеклению, например, выдержать взрыв гранаты, исключив ситуацию, когда от разбитого стекла люди получают множественные резаные раны). К сожалению, в новых ППБ ничего не говорится о возможности использования защитного остекления, хотя в Москве создана городская программа по его внедрению, в реализации которой задействовано Главное управление ГО и ЧС г. Москвы.

В данной статье затронуты только некоторые вопросы обеспечения пожарной безопасности, которые имеют отношение к повседневной деятельности охранных структур. Сегодня пожарные правила не отличаются четкостью и ясностью. Кроме того, они ориентированы на прямой запрет уже используемых технических средств или на внедрение дорогостоящих мероприятий по реагированию на возникший пожар (пожарная сигнализация, огнезащитная пропитка, противопожарные двери, системы управления эвакуацией людей при пожаре и т.д.). Как правило, должностные лица пожарного надзора усиленно лоббируют необходимость выполнения именно этих мероприятий. А если вы нарушили Правила пожарной безопасности, то фирму оштрафуют на сумму от 10 000 руб. до 20 000 рублей (правда, инспектор должен доказать, что вы не приняли все зависящие от вас меры, чтобы пожарная безопасность была соблюдена (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).