Не совсем верный ответ на такой вопрос звучит примерно так: «что написано в договоре – то и делаю». Откуда простому охраннику знать, что написано в договоре? Приезжает должностное лицо охранного предприятия и ставит задачу, зачастую невыполнимую. А если еще добавить дефицит оплаты – т.е. экономию Заказчика при планировании мер безопасности, то практически любая задача становится невыполнимой. Большие охранные предприятия очень часто отказываются от подобных работ, действительно риск потерять имя и авторитет – велик, оплата не слишком большая, ну и расплывчатость поставленных задач (обычно это звучит из уст Заказчика как: «… ну, типа, чтобы все нормально было…»), а так же существующие ограничения - затраченные усилия не окупаются. Другие серьезные предприятия прописывают в договорах все подробно и в мельчайших деталях – вот ведь в чем вопрос, если что произойдет – не будете же каждому объяснять – что данные функции не входили в предмет договора, а если будете, то весь свой бонус и прибыль потратите на заказы газетных статей опровержения.
От размышлений как все плохо – попытаюсь предложить, как сделать лучше.
Прежде всего, необходимо принять, что охрана, в том числе и общественного порядка, это, прежде всего установление необходимых правил, исключающих нанесение ущерба или способствующих минимизации получаемого ущерба. Чтобы создать и принять к исполнению такие правила надо понять, что же будет являться объектом охраны на массовых мероприятиях.
Слова об охране жизни и здоровья граждан необходимо исключить в самом начале - охрана жизни и здоровья одного гражданина требует полной «обоймы» телохранителей – минимум 3-4 человека – таким образом, если внести эти слова в договор охраны – то количество сотрудников охраны будет в 4-е раза превышать количество гостей, посетителей и приглашенных. Другое дело охранять сотрудников Заказчика, находящихся в строго определенных местах с необходимой степенью защищенности. Каким образом проговорить эту особенность в договоре – разговор особый – но проговорить надо.
Имущество граждан от противоправного посягательства – снова необходимо конкретно описать чьё имущество и при выполнении каких условий это возможно. Скорее всего, это будет имущество заказчика находящееся в подсобных помещениях и местах ограниченного доступа посторонних. Нанесение ущерба должно быть подтверждено Заказчиком в дальнейшем документально, обстоятельства нанесения ущерба должны исключать противоправные действия со стороны сотрудников Заказчика.
Что еще могут охранять частные охранники? Возвращаемся к фразе об охране общественного порядка.
Не единожды пытался получить консультацию по теме, что же такое общественный порядок, но либо не там спрашивал, либо не тех. Напрямую определения как такого нет, но существует возможность из определения мелкого хулиганства (от обратного) сформулировать общественный порядок, как свод правил, норм поведения и процедур, направленных на противодействие мелкому хулиганству, осуществляемых с целью выявления попыток совершения подобных действий и локализации правонарушителя. При разборе ситуации по охране общественного порядка необходимо внести ясность, в настоящее время это понятие тесно связано с понятием частной собственности и массовым мероприятием. Естественно, что мы рассматриваем открытые массовые мероприятия, доступ на которые получает человек, приобретая билет или контрамарку. Одни утверждают, что с момента появления вывески и законного способа прохода на территорию массового мероприятия действуют только общепринятые правила нахождения в общедоступных местах – слово фейсконтроль становиться ругательным и неправомерным. Другие утверждают, что собственник помещения может вводить любые правила и ограничения для посещения своего заведения. Спорить бессмысленно, но как показывает практика, все ограничения исчезают, как только появляется гражданин, разбирающийся в действующем законодательстве или имеющий связи «на вверху». Для ведения конкретного разговора, как мне кажется, фейсконтроль и иже с ним ограничения необходимо перенести в разряд добровольно провокационных – но сбрасывать их со счетов нельзя. Последнее верно, только в том случае, если руководство места проведения массового мероприятия заблаговременно уже подготовило всю необходимую документальную базу, с регистрацией всех правил и ограничений в определенных органах, т.е. в наличии: «Положение о контрольно-пропускном и внутриобъектовом режиме», «Правила поведения на территории Объекта», «Положение по взаимодействию с органами правопорядка в области противодействия терроризму» и т.п.
Итак, рассуждения, что же можно охранять при проведении массовых мероприятий - сохранность чего может гарантировать охранное предприятие – привели к логическому выводу:
- ЧОП может охранять жизнь и здоровье ограниченного количества граждан, находящихся в определенных защищенных местах и выполняющих оговоренные правила.
- ЧОП может охранять имущество Собственника с кем у него заключен договор, размещенного в строго оговоренных местах, с определенной степенью защищенности, при выполнении сотрудниками Собственника оговоренных правил.
- ЧОП может охранять общественный порядок – путем установления правил и ограничений, противодействующих совершению на охраняемой территории мелкого хулиганства.
- ЧОП может осуществлять контрольно-пропускной режим в строго оговоренных помещениях и местах охраняемой территории, по четко прописанным и обоснованным с точки зрения действующего законодательства процедурам.
Теперь рассмотрим, как ЧОП может осуществлять охрану всего вышеперечисленного:
Естественно, что при возможности и осуществлении оплаты за двойные физические посты сотрудников охраны, находящиеся в прямой зоне видимости, оснащенных средствами связи и вызова усиленной группы быстрого реагирования, полной обоймой группы оцепления и технической укрепленностью мест размещения охраняемых граждан и собственности, отвечающих существующему РД – вопрос как охранять – становиться прозрачно простым.
А теперь к действительности! Примерное соотношение сотрудников охраны, на количество приглашенных где-то один охранник к пятидесяти гражданам (это еще по «божески», бывает один к двумстам). Сложная конфигурация мест проведения массового мероприятия не позволяет эффективно расставить посты в прямой видимости (да элементарно!- не всегда в наличии возвышения, позволяющие сотруднику охраны в толпе контролировать прилегающую территорию и видеть самого сотрудника охраны). Отсутствие радиосвязи из-за наводимых ею помех, отсутствие оружия и спецсредств – ввиду невозможности их применять и отсутствие «дармоедов» в виде группы быстрого реагирования, целый вечер пьющих чай и ничего не делающих.
Свое предложение, что и как делать, позвольте оформить в виде плана действий с особенностями.
План охраны массовых мероприятий.
1. Опрос Заказчика или распорядителя мероприятия.
2. Осмотр места проведения мероприятия.
Некоторые утверждают, что в самом начале надо осмотреть место проведения мероприятия, а потом задавать вопросы распорядителю мероприятия. Мне кажется, что предварительный осмотр не позволит обратить внимание на особенности проводимого мероприятия, в качестве примера: недостаточность технической укрепленности кассового узла, заставит постоянно возвращаться к теме как защитить кассира и сотрудника охраны. Мимо Вашего внимания может пройти неправильное складирование спиртных напитков, о котором Вы узнали потом из разговора с Заказчиком. Поэтому, мое предложение следующее: составить предварительный список вопросов, исходя из предыдущего опыта, получив ответы обследовать место проведения, вернутся к Заказчику для получения уточнений и согласования совместных действий.
Итак, цель опроса Заказчика:
- составить себе примерный план мероприятия, наиболее опасные и сложные части мероприятия: приход посетителей – определение права прохода на мероприятие, общественно опасные акты мероприятия – салюты, фейерверки, провокационные акты мероприятия – стриптиз, иное.
- кто будет взаимодействовать и управлять мероприятием – как их определить – обслуживающий персонал, который будет носить бейджи с фотографиями, другие должностные лица;
- ориентированность мероприятия – понимание особенностей – облегчит задачу по описанию нежелательных гостей, лиц нелояльно ориентированных по отношению к мероприятию;
- особенности распития спиртных напитков – места распития, тара, возможность перехода из одной зоны мероприятия в другую;
- получить список лиц особо приглашенных, которые могут прийти со своей охраной, время прибытия, возможные перемещения и т.п.;
- способ и план принятия под охрану места проведения мероприятия и способ передачи места проведения их под охраны ЧОПовцами представителю Заказчика;
- и т.д. и т.п. – много всего.
Осмотр места проведения необходимо проводить совместно с представителем Заказчика, попутно уточняя различные детали. Цели: выяснение всех особенностей места проведения, составить себе план осмотра места проведения незадолго до начала мероприятия, выявить помещения не используемые при проведении массового мероприятия, установить коридоры следования служебные, для посетителей, для VIP персон, установить подъездные пути – какие и для чего будут использоваться, определить степень тех укрепленности мест, выявить наиболее опасные места, важные с точки зрения проведения массового мероприятия, места удобные для расположения ВУ, и многое другое.
3. Планирование расстановки постов и расписание смены сотрудников охраны, организации временных коридоров безопасности, выставления оцепления и тому подобное. Очень важно распланировать время осмотра особо важных мест для проведения мероприятия и наиболее криминогенных мест мероприятия. К особо важным местам для проведения мероприятия необходимо отнести: места расположения средств повышенной общественной опасности – транспортных средств, подъездные пути, пультовые, электрощитовые, линии коммуникации, вентиляционные и т.п. К криминогенным местам необходимо отнести плохо контролируемые места, узкие проходы с большим количеством проходящих, комнаты гигиены и т.п.
По способам размещения постов и задачам – вряд ли что-то новое я могу сказать специалистам безопасности, но считаю необходимым перечислить все виды постов встречающиеся на массовых мероприятиях.
Прежде всего, встречаются посты обеспечения контрольно-пропускного режима, наблюдательные посты, перемещаемые посты, патрулирование, посты реагирования, временные коридоры безопасности, оцепление. Если повезет и будет существовать такая возможность, технически оборудованные посты.
4. Согласование плана мероприятий безопасности на этом массовом мероприятии с представителем Заказчика.
На этом заканчивается мероприятия разработки – т.е. все подготовительные мероприятия. Если Заказчик с пониманием относится к вопросам безопасности, можно обговорить ограничения, способствующие увеличению защищенности, например, ограничение в употреблении спиртных напитков – только в барной зоне, продажа спиртных напитков в безопасной таре – пластиковые стаканы и т.п.
Если же взаимоотношения планируются на длительное время, можно начать проговаривать и проводить тренировки по анти конфликтному взаимодействию с сотрудниками Заказчика.
5. Далее происходит инструктаж сотрудников охраны, в обязательном порядке включающий способ коммуникации на расстоянии без радиостанций – условные сигналы и кодовые фразы. Особо необходимо каждый раз проговаривать пункты кризисного плана.
6. Следующие шаги лучше всего совместить: проведение осмотра незадолго до начала мероприятия с расставлением постов и конкретизацией задач.
Нет необходимости расписывать подробно, что и как делается – другое дело, что можно использовать тактические приемы охраны, описанные в моем методическом пособии. Наиболее используемым приемом будет задание контрольного времени, как для проверки состояния сотрудников охраны, так и для проверки состояния важных и криминогенных мест. Настоятельно рекомендую разместить контрольные метки в малопосещаемых местах и пожарных выходах.
Разбив все мероприятие на этапы можно значительно увеличить степень безопасности, а если отдельно проговорить с сотрудниками охраны критические признаки и согласовать их с сотрудниками Заказчика – эффективность возрастёт значительно.
7. Одним из важных этапов является завершения массового мероприятия – не всегда все проходит ровно. Зачастую сотрудники охраны забывают сдать место проведения массового мероприятия представителю Заказчика и получить подтверждение, лучше всего письменно. Необходимо провести заключительный осмотр места проведения массового мероприятия с указанием всех особенностей.
8. Следующий важный этап - анализ эффективности принятых мер безопасности, ошибки и находки, обязательная регистрация всех находок и нахождение способов в дальнейшем полезное применять – ненужное избегать.
Таким образом, используя правила и все известные приемы тактики безопасности, можно обеспечить соблюдение правил общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий, четко проговорить, безопасность чего можно обеспечить, а что находится за границей возможного. Более развернутый план мероприятий и описание признаков индикаторов и критических признаков автор надеется описать в своем следующем расширенном пособии по тактике в охранной деятельности.< страшно. было не это бы как понимать, должны родители и проволокой, колючей за остановкой одной с возможно кладбище, на дорога - говоря Образно вещества. химического этого от зависимость вызывающего человека состояние психическое физиологическое влияющего привыкание, вещества, смысле медицинском В наркомания? такое же>
Об авторе
Бубенчиков Александр Викторович, начальник службы экономической безопасности региональной компании. Специалист делового администрирования в области безопасности. Общий стаж работы в структурах частной охраны более 13 лет, на руководящих должностях более10 лет. В последние годы, практическую работу совмещает с преподаванием специальных дисциплин для сотрудников безопасности. Автор нескольких методических пособий и ряда учебных статей по вопросам безопасности.