У древних китайцев было такое проклятие: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!» Сегодня многие в России опасаются, что эта самая «эпоха перемен» снова наступила для российского общества – ситуацию сравнивают то с Великой депрессией, то с событиями 1998 года. Так и хочется провозгласить: «Ура, КРИЗИС!»

Появились новые услуги! Антикризисные календари... Семинары: «Как спастись во время кризиса», «Практика прохождения кризиса», «Рекомендации по поведению во время кризиса». Такое впечатление, что других работ и услуг в нашей великой стране создавать не умеют. Куда же подевались все творческие, интеллектуальные, научные потенциалы страны? Или история повторяется, демонстрируя одинаковые социально-экономические последствия при одинаковых политических тенденциях? Вот и уважаемый всеми нами Николай Краюшенко уже разместил на сайте рекомендации по выживанию в кризисный период.

Делать какие-либо предсказания мы не будем, но постараемся ответить только на один вопрос: а есть ли кризис в сфере безопасности? Какими могут оказаться его последствия и результаты? Оговоримся, что многие предположения и предложения будут исходить из опыта предшествующих десятилетий.

Если быть до конца честными, то сегодня, на наш взгляд, кризис больше в головах, чем делах многих организаций негосударственной сферы безопасности. В этих условиях важно не поддаться панике и не начать совершать непродуманные действия.

Что такое кризис? «Кризис» - слово, произошедшее от греческого krisis - решение, поворотный пункт, исход.

«Кризис - состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы». Такое определение дает «Современный словарь по общественным наукам».

Кризис коснулся всех нас – кого-то больше, кого-то меньше. В этот раз мы оказались в одной лодке со всем миром... Анализ последствий экономического мирового кризиса для нашей страны эксперты провели практически сразу, «по горячим следам». Их прогноз прост – кризис быстро не закончится, его проявления тоже будут иметь продолжение.

Председатель Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров в ходе своей недавней пресс-конференции заявил, что кризис «в России будет проходить в четыре этапа, каждый из которых ознаменуется особой проблемой».

По его словам, первый этап, связанный с кризисом доверия к банкам, нашей стране уже удалось преодолеть. Это произошло благодаря тому, что российское правительство повысило уровень защиты банковских вкладов и «приняло решение не банкротить банки».
Второй этап, который начинается сейчас, связан со сложностями доступа предприятий реального сектора экономики к кредитным ресурсам. «Мы решим данную проблему в течение этого года», - уверен Е.Федоров.

Третий этап кризиса поджидает Россию в конце 2008г. - начале 2009г. и будет связан с проблемой обеспечения спроса населения. По словам председателя думского комитета, эту проблему «придется решать довольно долго», и решением ее прежде всего станет импортозамещение.

Наконец, четвертый этап, проблемы которого уже наметились и в дальнейшем будут углубляться, характеризуется ростом безработицы. При этом Е.Федоров уверен, что как таковой безработицы в России не будет, будет лишь усиление текучки кадров, а также увеличится время поиска работы высвободившимися гражданами. Таким образом, полностью подтверждается наш прогноз о том, что кризис – это время неопределенности, требующее от вас максимальной собранности.

Мы не готовимся к кризису – мы уже в нем. Эта волна накрыла всех… Но жизнь продолжается! И качество жизни будет зависеть, насколько мы к кризису готовы, как он будет проходить, как мы будем относиться к текущим событиям…

И в зависимости от того, как человек поведет себя в этот период времени, когда «существующие средства достижения целей становятся неадекватными», зависит наше реагирование на непредсказуемость ситуаций и решение проблем.

Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой – «благоприятная возможность». Поэтому в этот период многие компании и люди перейдут в состояние, которое напоминает времена создания бизнеса с самого начала – рынок начнет диктовать свои условия, определит, что ему нужно. В кризисной ситуации самое время проявлять и применять свои предпринимательские качества или развивать их в интересах собственного дела.

Первый совет – расширьте ассортимент предлагаемых услуг, чтобы удовлетворить изменившиеся потребности клиентов. Необходимо помнить, что в кризисных ситуациях всегда снижаются пороги рисков, а следовательно, увеличивается вероятность наступления негативных последствий, и бизнесмены вынуждены увеличивать расходы на собственную безопасность и безопасность бизнеса. Будьте готовы предложить своим заказчикам новые, более эффективные решения вопросов безопасности и охраны материальных ценностей. Оптимизация издержек, прежде всего на оплате труда работников, заставляет владельцев бизнеса увеличивать расходы на автоматические и интегрированные системы безопасности. Системы защиты стационарных объектов становятся более техноемкими и автоматизированными, что требует более высокого уровня подготовки специалистов охраны. Постарайтесь уловить этот момент и провести модернизацию технических средств на основных объектах охраны и конструктивное совершенствование систем на второстепенных объектах.

Второй совет – не режьте курицу, несущую золотые яйца. В предкризисный период первое, что пытаются сделать многие бизнесмены, - это сократить кадры. «Исход» кадров из смежных сегментов рынка усиливает кадровый потенциал крупных и стабильных организаций, в том числе и охранных. Пересмотрите кадровую политику и найдите возможные варианты привлечения в охранные организации высококлассных инженеров, управленцев, финансистов и охранников. Пересмотрите условия оплаты труда и штатное расписание, проведите кадровую оптимизацию таким образом, чтобы, не выплеснув ребенка, приобрести новый кадровый потенциал. Избавление от кадрового балласта должно быть постепенным и незаметным для подавляющего большинства сотрудников. Не проводите массовые сокращения, это приводит к неуправляемому оттоку кадров, в ходе которого, как правило, уходят лучшие, способные быстро найти себе применение на рынке.

Третий совет – держаться двумя руками за своих постоянных клиентов. Разумеется, нельзя прекращать попытки привлечь новых, но даже в обычные времена удержание старого клиента обходится в несколько раз дешевле, чем привлечение нового, который оставит в вашей кассе ту же сумму. Что уж говорить о периодах спада на рынке! Поэтому не ленитесь задействовать все известные вам инструменты для поддержания клиентской лояльности. При этом ни в коем случае не демпингуйте. Сниженная во время кризиса цена на услугу в дальнейшем будет восстанавливаться длительное время, и вы успеете потерять все конкурентные преимущества и поставите под угрозу сам охранный бизнес. Это мы проходили в 1998 году, когда восстановление ценовой политики заняло десятилетие и привело к стагнации охранного бизнеса в целом.

Четвертый совет – разбудите «спящих» клиентов. Если ваша охранная организация действует на рынке хотя бы несколько лет, есть клиенты, ранее пользовавшиеся вашими услугами, которые перешли к конкурентам, вы числите их в «бывших». Сами же они при этом зачастую продолжают считать себя вашими потенциальными клиентами, а отнюдь не «бывшими». Однако не обращаются к вам потому, что руки не доходят, или вот прямо сейчас не нужно, или из-за того, что не знают вашего нового ассортимента услуг или изменившегося адреса... В общем, напомните им о себе – и многие с радостью вернутся к вам.

На рынке охраны активно идет процесс поглощения и объединения, что формирует и структурирует рынок. При этом клиенты очень часто испытывают потребность срочно заменить обанкротившуюся охранную структуру, и старый партнер в этой ситуации выступает спасательным кругом.

Кроме того, особо позаботьтесь о двух вещах. Во-первых, о качестве ваших услуг, они должны быть конкурентоспособными. И, во-вторых, о доброжелательности и обходительности вашего персонала, его профессиональном росте. Согласно статистике около 85% клиентов, которых теряют ЧОПы, расстаются из-за того, что не удовлетворены либо качеством, либо сервисом, и всего лишь 15% приходится на все остальные причины - от агрессивных действий конкурента до закрытия бизнеса заказчика.

Разница между результативностью обученного и необученного сотрудника даже в обычное время колоссальна, что уж говорить о периодах кризисного спада! Помочь в обучении вашего персонала могут, например, краткосрочные курсы и тренинги.

Пятый совет – станьте для ваших клиентов больше чем простой охраной. Вы можете выступить для своих клиентов в роли эксперта, советующего, какой товар лучше приобрести и как наиболее эффективно его использовать. Государство в условиях кризиса осуществляет целевые вливания в отдельные сегменты (нацпроекты, нефть, газ), что приводит к закономерному спросу на современные, более дорогие системы безопасности и требует быстрого освоения вложенных капиталов. Помогите заказчику правильно спланировать и реализовать комплекс мер по повышению эффективности бизнеса.

Продемонстрируйте, что, сотрудничая с вами, он получит не только качественную услугу по рыночной цене, но и что-то еще, чего не дадут ваши конкуренты. Вы можете помочь и советом, и связями, и рекламой, и обучением персонала, и присланной статьей либо подаренной книгой... Как вы понимаете, если благодаря вашей помощи доходы вашего клиента вырастут, в большинстве случаев это скажется на уровне оплаты ваших услуг. И уж точно такой клиент не бросится менять вас на конкурента из-за незначительной разницы в цене.

Необязательно ждать кризиса. Кризис приходит без нашего желания. Кризис приносит новые возможности. Помните, что нынешнее время - не только период неудач, но и возможность для вашего успеха.

В завершении статьи откроем вам один секрет, уважаемый читатель. Хотя эти советы проходят по категории «антикризисных», нет никакой причины не использовать их и в обычное время. В случае спада на рынке эти советы помогут вам удержаться на плаву, когда конкуренты пойдут ко дну. Ну а если кризиса не случится, ровно те же советы помогут вам увеличить объемы продаж.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038