Современное состояние российского общества характеризуется потребностью постоянного роста его защищенности и безопасности. В этой связи одним из важнейших научно-практических вопросов становится проблема соотнесения и правильного понимания структурных элементов комплексной системы безопасности российского государства.

Система обеспечения национальной безопасности включает в себя два аспекта: с одной стороны, соответствующие структуры, с другой стороны, определенный процесс принятия и реализации решений по вопросам национальной безопасности. Правовой основой функционирования системы обеспечения национальной безопасности являются прежде всего Конституция РФ, Закон РФ «О безопасности», а также другие нормативно-правовые акты.

В качестве органов национальной безопасности выступают федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена государственная служба должностных лиц, обладающих полномочиями в области обеспечения национальной безопасности.

Силы национальной безопасности составляют Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Средствами обеспечения национальной безопасности являются политические, правовые, дипломатические, экономические, научно-технические, информационные, военные и другие меры, а также вооружение, военная и специальная техника, имущество и ресурсы, используемые для обеспечения национальной безопасности.

С точки зрения целей обеспечения национальной безопасности система обеспечения национальной безопасности должна решать следующие задачи:

- формулирование национальных интересов исходя из национальных ценностей;

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз для национальных интересов;

- формулирование национальных целей с учетом существующих и вероятных угроз.

- разработка плана действий (стратегии) по достижению намеченных целей по осуществлению этих мер соответствующими силами и средствами обеспечения безопасности.

Реализация планов и решений внутри страны и на международной арене в политической, экономической, социально-политической, военной, экологической и иных областях национальной безопасности зависит от необходимости решения тех реальных проблем в области безопасности, которые стоят перед страной.

Основные принципы деятельности, цели и задачи органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности определяются Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Большинство авторов полагает, что система обеспечения национальной безопасности должна включать иерархически стройную структуру исполнительной власти, сдерживающую структуру законодательной власти, арбитражную структуру судебной власти. Наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что наличие и деятельность именно такой структуры является ключевым условием достижения целей и реализации задач обеспечения национальной безопасности.

Однако при таком подходе в качестве главного и по сути единственного субъекта обеспечения безопасности страны рассматриваются государство и его структуры. Такой подход, как нам представляется, сужает сферу обеспечения национальной безопасности до сферы деятельности государства и его структур. С этой точки зрения и само понятие национальной безопасности оказывается ограниченным понятием государственной безопасности. Все это позволяет нам утверждать, что существующие сегодня активно развивающиеся и успешно функционирующие структуры негосударственной безопасности также обладают субъектностью в обеспечении национальной безопасности.

Наряду с государственными органами безопасности негосударственные структуры обеспечения безопасности вступают во взаимоотношения с элементами других подсистем, в частности со всеми подсистемами гражданского общества (общественными объединениями граждан, оказывающими помощь правоохранительным органам, или, напротив, с преступной средой) и государства. Таким образом, негосударственные службы обеспечения безопасности находятся между структурами государства и гражданского общества, при этом являясь частью двух систем: с одной стороны, системы обеспечения безопасности страны (наряду с государственными системами и органами), а с другой - системы гражданского общества (наряду с прочими элементами гражданского общества: негосударственными предприятиями, средствами массовой информации, добровольными объединениями граждан).

Такое пограничное положение негосударственной системы обеспечения безопасности страны создает для элементов и структур этой системы сложный симбиоз возможностей, которые представляют собой потенциал как для использования в интересах этих пограничных систем, так и для реализации целей и задач обеспечения национальной безопасности.

Все элементы негосударственной системы обеспечения национальной безопасности имеют одну цель – удовлетворение потребности отдельных личностей, социальных групп в обеспечении безопасности юридических и физических лиц, предпринимательской деятельности. Все службы негосударственной системы обеспечения национальной безопасности осуществляют свою деятельность силами, средствами и методами, соответствующими действующим нормам права государства. Эта деятельность является средством получения прибыли. Целью функционирования негосударственных служб безопасности в системе обеспечения безопасности страны является защита интересов личности и общества, а также интересов негосударственных хозяйствующих субъектов.

Соответственно и органы и структуры государственной системы обеспечения безопасности, и негосударственные службы безопасности функционируют в системе целесообразно, то есть развиваются во взаимосвязи с государственной системой безопасности, что является связующим фактором системы обеспечения безопасности России в целом. Можно предположить, что негосударственная система обеспечения безопасности страны включает те же элементы, что и соответствующая государственная система. В этом случае под силами негосударственной системы обеспечения безопасности страны необходимо понимать те профессиональные группы людей и предприятия, возможности которых используются при осуществлении негосударственной охранной и сыскной деятельности.

Средства негосударственной системы обеспечения национальной безопасности - это совокупность научно-технических, информационных и силовых систем, применяемых в целях обеспечения безопасности личности, предпринимательской деятельности и самих сотрудников негосударственных охранных структур. Диапазон этих средств ограничен действующими нормативно-правовыми актами, его составляют некоторые виды оружия, специальные и технические средства.

На наш взгляд, требует особого внимания вопрос о том, каково обоснование субъектности негосударственных структур обеспечения безопасности в системе безопасности страны, какие основания позволяют утверждать, что деятельность негосударственных охранных предприятий и частных детективов, собственных служб безопасности способствует решению задач по обеспечению внутренней безопасности страны. К числу этих оснований необходимо отнести следующие.

Во-первых, негосударственные службы безопасности являются структурными элементами гражданского общества.

Гражданское общество в качестве одной из основных функций воплощает в практику возникающие «внизу», в массах, социальные инициативы и тем самым обеспечивает процесс саморегуляции внутри цивилизационной системы. Оно дополняет вертикальные властные отношения, утверждаемые государством, культивированием горизонтальных социальных связей, функционирующих на основе принципов саморегуляции. С одной стороны, самоуправляющиеся структуры и организации граждан не выходят за рамки норм права, источником которых является государство, с другой стороны, энергия и активность граждан не нуждается во вмешательстве государства, поскольку взаимопогашается конвенциальными цивилизованными отношениями продуктивной состязательности и здоровой солидарности.

Если в сфере безопасности страны выделяется безопасность общества, личности и государства, то субъектность в обеспечении безопасности является некоторым образом «поделенной» между негосударственной и государственной системами безопасности, причем государство защищает от рисков и угроз общество и собственно государство, а негосударственные структуры - в первую очередь общество и личность. Интересы личности в рамках этатической традиции являются не всегда приоритетными для государства. Напротив, сама сущность функционирования гражданского общества состоит в защите интересов личности, причем как в ходе солидарной деятельности с государством, так и в противовес, вопреки государству.

Таким образом, в деятельности каждой из подсистем гражданского общества интересы личности оказываются приоритетными. Однако без блага личности не может быть блага общества. В частности, автору близка позиция Бердяева, который верил, что «организация справедливого общества не есть цель, есть лишь средство для достойного существования человека» и что «личность есть граница власти природы». В то же время интересы личности и общества составляют содержание деятельности государства, поэтому между интересами государства и общества не может быть антиномии. Таким образом, негосударственная и государственная системы обеспечения безопасности страны составляют единую систему, в рамках которой существует разделение функций.

Причем именно структуры негосударственной системы безопасности создают и поддерживают внутреннюю сбалансированность всей системы. Между ведущими социальными субъектами - личностью, государством и негосударственными службами безопасности как структурами гражданского общества - складываются цивилизованные отношения равновесного триединства. В результате перехода части управленческих функций от государства к самоуправляющимся ассоциациям граждан этатистский дисбаланс власти уступает место более гармоничной модели социального взаимодействия. В итоге государство и личность, вначале противопоставленные в своих интересах защиты безопасности, обретают, при наличии негосударственных систем безопасности, ценностную равновеликость. А это в свою очередь способствует активному протеканию процессов самоорганизации внутри всей социальной системы.

Само существование негосударственной системы обеспечения безопасности способствует тому, чтобы государство и личность относились к интересам, связанным с безопасностью друг друга, с равным взаимным уважением. Не поощряя ни этатистский произвол властей, ни правовой нигилизм индивидов, она активно способствует укреплению и стабилизации безопасности внутри цивилизационной системы. Взаимная требовательность (как этическая, так и правовая) и юридическая ответственность всех участников социального «триалога» - государства, личности и гражданского общества - сообщают социальной жизни чрезвычайно важное системное качество – цивилизованную безопасность. На высоких ступенях развития общества и государственная, и негосударственная системы обеспечения безопасности выступают как две в равной степени необходимые друг другу системы, на равных участвующие в процессе обеспечения безопасности общественной жизни, то есть личности, общества и государства.

Кроме того, сам факт существования негосударственной системы обеспечения безопасности страны позволяет говорить о наличии защиты от одной из самых серьезных и самых значимых внутренних политических угроз: замедления процессов демократизации общества. Значительный уровень коррупции, низкий уровень гражданской инициативы, разочарование в западных либеральных ценностях и т.д. – все эти факторы представляют серьезную внутреннюю политическую угрозу прогрессивному и поступательному развитию страны. Защита от этих угроз состоит не только и не столько в борьбе с коррупцией, организованной преступностью с оружием в руках, сколько в развитии гражданской инициативы, самой инфраструктуры гражданского общества.

С этой точки зрения в отношении защиты от такого рода угроз негосударственная система обеспечения национальной безопасности выполняет организующую, консолидирующую, интегрирующую функции.

В отличие от государства, осуществляющего «механическую» интеграцию индивидов, любой из структурных элементов гражданского общества, в том числе негосударственная система обеспечения безопасности, культивирует «органическую» солидарность. Консолидируя граждан на основании интересов, связанных с защитой их безопасности, оно препятствует процессам их разъединения, атомизации, взаимоотчуждения.

Таким образом, создание негосударственных структур безопасности на почве общих материальных и духовных интересов позволяет обществу и личностям продвигаться по пути социального самоутверждения и защиты своей безопасности не за счет противопоставления себя другим личностям и государству, а через использование социальных связей, деловых, творческих, дружеских контактов с другими людьми. Взаимные добровольные конвенции делают возможной интеграцию усилий и более быстрое достижение целей обеспечения безопасности и личности, и общества, и государства.

Кроме того, в отношении данных угроз актуализируется такая функция гражданского общества, как воспитательная. Важнейшая из задач всех институтов гражданского общества, в том числе негосударственных служб безопасности, состоит в том, чтобы обеспечивать необходимый уровень социализированности и моральности. Несомненно, сами службы негосударственной системы безопасности должны для этого стоять на достаточно высокой ступени социальной зрелости. Воспитательная функция особенно важна применительно к молодежи, чья повышенная эмоциональная возбудимость, ярко выраженная склонность к активным формам социального самоутверждения, неустанный поиск возможностей для приложения своих сил, переизбыток нерастраченной энергии могут стать залогом успешной самоактуализации и самореализации через работу в негосударственных структурах безопасности. Это в свою очередь снижает внутренние социальные угрозы обществу, связанные с дезориентированностью и дезадаптацией молодежи в социальной жизни.

Следует подчеркнуть, что деятельность негосударственных структур безопасности также способствует защите общества, личности, государства от таких внутренних угроз, как безработица и вызываемая ею социальная напряженность.

Согласно некоторым подсчетам, в 1991-1996 гг. до 200 тыс. человек ежегодно уходили из МВД, вливаясь в ряды частных охранников. Массовые сокращения Вооруженных Сил также привели в ряды частных охранников, по некоторым оценкам, до 500 тысяч офицеров. При этом перед отставниками был небольшой выбор - либо идти на службу криминалу, вливаться в расцветавшую тогда систему рэкета, либо идти работать в нарождавшийся тогда бизнес - слабый, разобщенный, зависимый от криминала и произвола чиновников. С этой дилеммой не могли смириться ни государственное сознание, которое у генералов и офицеров стояло всегда очень высоко, ни элементарное чувство самосохранения. Практически единственным выходом для многих представлялись создаваемые негосударственные структуры безопасности.

В результате частная охранная и сыскная деятельность стала для многих не только бизнесом, но и в каком-то смысле продолжением службы - наиболее естественной формой самосохранения и самоорганизации военнослужилого сословия, которое всегда составляло становой хребет России. Люди, о которых многие думали, что они «умеют только убивать», сорганизовались и вскоре вступили в бой с антиобщественными силами, прежде всего криминалом, для того, чтобы воплотить как раз те обещания, которые демократы давали, но выполнять не собирались: «свобода, собственность, безопасность». Благодаря тому что были созданы крепкие, некриминальные структуры негосударственной безопасности, составленные в основном из ветеранов спецслужб, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, бандитам не удалось затоптать первые ростки свободного предпринимательства, не удалось загнать всю рыночную экономику на «черный рынок». Криминальные «крыши» не могли и не хотели дать обираемым им людям ни собственности, ни свободы, ни даже безопасности. Охранные структуры смогли защитить и бизнес, и свободу, и жизнь, причем обеспечить это стало возможным только за счет корпоративной солидарности выходцев из Системы. Отдельные охранные структуры ничего бы не сделали, их бы раздавили, но возникла структура, включавшая в себя ассоциации ветеранов спецназа «Альфы», «Вымпела», «Витязя», ветеранов госбезопасности, органов МВД и т.д.

Во-вторых, негосударственные структуры безопасности являются структурными элементами общенациональной системы обеспечения безопасности страны, поскольку само государство сначала фактически, а затем в форме законодательства практически возложило на негосударственные структуры безопасности как часть функций, так и часть полномочий, связанных с обеспечением безопасности личности и общества и защитой от внутренних угроз. Так, к концу 1990-х гг. в России сложилась негосударственная система защиты прав собственности, в которой государственная правоохранительная деятельность дополнилась (а во многом была заменена) тремя разновидностями коммерческих структур: частными охранными предприятиями, частными детективами и их объединениями и службами безопасности юридических лиц.

Между государственными и частными структурами безопасности нет и не может быть противоречий. Государственные органы, ответственные за охрану правопорядка, отмечают, что негосударственные охранно-сыскные структуры сформировались как неотъемлемая часть системы обеспечения общественной безопасности.

Таким образом, частные детективные и охранные предприятия за годы, прошедшие со дня их возникновения, стали необходимой частью системы субъектов предупреждения преступности, которая представляет собой одну из самых существенных угроз внутренней безопасности страны. Частные детективные и охранные предприятия взаимодействуют с элементами государственной системы обеспечения безопасности, прежде всего с правоохранительными органами, не подменяя их, но выполняя важные и нужные обществу функции. Они принимают действенное участие в осуществлении различных профилактических мероприятий: в общегосударственной программе по борьбе с наркоманией, в розыске и задержании особо опасных преступников, в охране порядка во время проведения массовых мероприятий, в предотвращении экологических правонарушений.

Так, частные охранники привлекаются к участию в охране правопорядка практически на всех масштабных общественно значимых мероприятиях. В 2007г. ими осуществлено около 150 млн. человеко-выходов, с участием работников охранно-сыскных структур раскрыто более 10 тыс. преступлений, задержано свыше 120 тыс. правонарушителей. Многие представители охранных структур поощрены руководством правоохранительных органов. В 2006 году впервые за мужество при задержании преступника работник частной охранной структуры награжден государственной наградой - медалью «За отличие в охране общественного порядка» (г.Омск, ООО ЧОП «Правоохранительный центр»).

К негосударственной системе обеспечения национальной безопасности предъявляются те же требования, что и к государственной: функциональная системность, экономическая эффективность, социальная убедительность, подтверждение правовыми актами.

В-третьих, в настоящий период развития российского общества в системе внутренней безопасности большой удельный вес обретает экономическая безопасность, сущность которой в создании защищенности экономических интересов личности, организации, общества, государства. Развитие рыночных отношений привело к тому, что экономическая безопасность всех функционирующих в обществе систем, с одной стороны, играет все более значительную роль в сфере безопасности страны, с другой стороны, негосударственные службы безопасности взяли на себя значительную часть функций по обеспечению экономической безопасности личности и предпринимательства.

Стабильный экономический рост, высокий уровень жизни, благополучие и экономическое процветание населения являются приоритетными национальными интересами в области экономической безопасности. В 1990-е годы важнейшей угрозой экономической безопасности был системный экономический кризис, связанный с сокращением производства, инвестиционной и инновационной активности, разрушением научно-технического потенциала, расстройством товарно-денежной системы и другими негативными тенденциями. На том этапе функционирование негосударственных структур безопасности способствовало процессу либерализации экономики, сокращению ее теневого сектора, защите интересов частного сектора экономики. Эта деятельность в той или иной степени способствовала сокращению экономических угроз и созданию системы экономической защищенности личности и общества. В настоящее время деятельность структур негосударственной системы обеспечения национальной безопасности также во многом связана с реализацией задач защиты личности и общества от криминальных проявлений в сфере экономики.

Таким образом, негосударственная система обеспечения национальной безопасности, все ее структурные элементы обладают субъектностью и входят в общенациональную систему обеспечения безопасности страны. Она играет существенную роль в обеспечении защиты личности, общества и государства от социальных, политических, экономических угроз внутренней безопасности страны. В политической сфере деятельность негосударственной системы обеспечения безопасности способствует защите от таких, угроз как замедление процессов демократизации общества, коррумпированность государственного аппарата, низкий уровень гражданской инициативы, разочарование в западных либеральных ценностях, разъединение, атомизация, взаимоотчуждение граждан. В социальной сфере это безработица, преступность, в экономической сфере – криминализация экономической деятельности и другие угрозы личности предпринимательству.

В то же время на внешнюю безопасность страны субъектность негосударственной системы обеспечения национальной безопасности практически не распространяется, поскольку предотвращение и нейтрализация рисков и угроз, исходящих извне государства, является, с одной стороны, функцией, с другой - монополией государства. Такого рода деятельность государства очень тесно связана прежде всего с внешней политикой, а также с международными и межгосударственными отношениями, монопольное право на осуществление и установление которых является одним из атрибутивных свойств суверенной власти любого государства.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038