Стрессовые состояния все чаще и чаще сопровождают деятельность современного руководителя. Как ни странна на первый взгляд закономерность, но при улучшении условий труда происходит увеличение психической нагрузки. От современного руководителя ожидают решения все более сложных задач при максимальной отдаче. Высокий темп жизни неизбежно оборачивается накоплением стрессовых факторов и внутреннего дискомфорта. На все это организм отвечает целым комплексом физиологических реакций: в крови увеличивается количество адреналина и гормонов, мозг требует усиленного кровоснабжения, активнее работают все органы чувств. В случае хронического состояния стресса эти реакции закрепляются, состояние тревоги, которое нормальным образом должно приводить к соответствующим действиям (к борьбе или бегству), накапливается и нередко вызывает различного рода расстройства (соматические и психические).

Симптомы стресса чрезвычайно разнообразны. Он может вызываться самыми разными факторами, а также по-разному проявляться у разных индивидов.

Субъективно он всегда переживается как некий внутренний дискомфорт. Организм как бы сигнализирует – что-то не в порядке, что-то нужно менять. Когда человек находится в состоянии стресса, простые жизненные задачи вдруг начинают восприниматься как грандиозные проблемы.

Симптомы стресса могут быть следующими:

· полное посвящение себя работе, проведение меньшего количества времени с друзьями и семьей;

· выполнение рабочих заданий вне работы за счет времени личного отдыха;

· обвинение других в своих неудачах;

· сильная утомляемость;

· раздражительность;

· плохое управление временем;

· сокращение результативности на работе;

· взятие на себя поручений, которые не могут быть успешно выполнены;

· выражение неудовлетворенности, злости, чувства негодования, апатии и вины;

· сильное и видимое утомление;

· принятие экстремальной позиции при малейших спорных вопросах;

· злоупотребление алкоголем или другими веществами с целью расслабления и «отключения» от дел хотя бы на время;

· регулярные физические болезни;

· уменьшение контактов с другими людьми;

· появление странностей в поведении.

Поняв истинные причины стресса, можно сделать первый шаг к предупреждению его. Главное, не считать это состояние неизбежным атрибутом современной жизни, не использовать его в качестве средства привлечь к себе внимание и заслужить похвалу.

Первый шаг к предупреждению стресса – это признание того факта, что он есть следствие собственного образа жизни, собственных жизненных установок, а вовсе не каких-то наших слабостей и дефектов. Окружающие ждут от руководителя максимальной эффективности во всем: не только в работе, но и в том, как он организует свой досуг.

Зачастую руководитель так привыкает всегда быть на высоте, что даже его отдых обрастает множеством ритуалов, превращаясь в свою прямую противоположность: он начинает изматывать себя, стремясь показать другим, как хорошо умеет отдыхать.

Для руководителя важно не только уметь определять первые симптомы проявления стрессовых факторов, но и уметь контролировать свое внутреннее состояние через осознание причин, приводящих к тем или иным эмоциональным реакциям. Этот набор умений и навыков, необходимых для защиты организма от стрессовых состояний, мы будем называть личной экологией руководителя.