Представители заинтересованных сторон высказались на тему внесения поправок в законодательство, касающееся ОТБ, относительно расположенных в море объектов нефтегазовой отрасли.

На прошедшем 22 сентября заседании экспертов в рамках петербургского форума «RAO/CIS Offshore 2021» рассмотрели тему «Требования по ОТБ для плавплатформ». Организовало мероприятие АНО «Индустрия безопасности».

Участниками встречи стали делегаты от Ространснадзора, профильных ведомств, российских морского и речного флотов, ПТБ, собственники объектов нефтегазовой отрасли. Они рассмотрели практическое использование недавно принятых постановлений, касающихся ОТБ объектов нефтегазовой инфраструктуры, в частности, ПП №1638. Также были затронуты нюансы обеспечения защиты при возникновении опасности несанкционированного проникновения и отличия в оборудовании МП техсредствами ОТБ. 

Глава подразделения ОТБ и охраны ТС и ОТИ «Службы морской безопасности» Андрей Новик просветил присутствующих по поводу некоторых пунктов закона, в которых не учтена специфичность МП. Например, в отличие от береговых ОТИ, для них невозможно выполнить правила по обнаружению угроз, организовать КПП и территории безопасности.

Юрий Михалько и Виктор Гаврись, представляющие СБ компании «Газпром нефть шельф» и относящейся к ней МЛСП «Приразломная», считают избыточными требования по оборудованию техсредствами ОТБ находящихся в море объектов, в том числе мест, предназначенных для производства продукции, ее складирования и проживания сотрудников. Также они особо отметили, что, по сути, морские платформы не являются судами в обычном понимании. Это объекты, на которых осуществляются производственные процессы, и у них повышенный уровень опасности.

В рамках круглого стола свое мнение высказали также представители «Газпромнефть – Ямал» и «Черноморнефтегаз» Олег Чеблаков и Александр Дорофеев.

В ходе обсуждения эксперты выявили проблемы, которые не урегулированы ныне действующими правовыми документами. К ним относятся:

  • вопросы контроля за воздушным пространством и полукилометровой областью вокруг платформ во время шторма и других неблагоприятных условий;
  • проблемы, возникающие при нахождении в международных водах;
  • процедура предоставления информации с ТСОТБ МП в компетентные службы;
  • проведение трудоустройства и аттестации работников;
  • дублирование законодательного регулирования работы МП НПА по ОТБ (на транспорте и для производств). 

Александр Хуртин, зам главы УТБ Ространснадзора, подтвердил необходимость уточнения требований правовых норм. Он указал, что следует провести систематизацию предложенных инициатив и направить их в Министерство транспорта РФ. Одновременно принятые нормативы необходимо выполнять, так как все возможности для этого у объектов ТЭК имеются. 

В завершение мероприятия участники решили создать рабочую группу, которая займется обобщением инициатив, выдвинутых во время заседания, о необходимости дифференцировать положения НПА с учетом видов морских платформ (автономных, терминалов, самоходных), уточнить организационные вопросы по обеспечению защищенности территорий безопасности и контролированию допуска в них. Экспертами отмечено, что следует учесть особенности морского расположения объектов (удаленность от береговой зоны, проведение досмотра вне платформы). После создания итогового документа он должен быть направлен в орган, занимающийся внесением поправок в законодательство.