Специалисты поделились сведениями о схемах идентификации с использованием биометрии, а также о перспективах ее использования, и в том числе на объектах транспортной инфраструктуры

Эксперты, собравшиеся на десятой юбилейной конференции ТБ-2021, в рамках круглого стола на тему «Биометрические технологии для целей ОТБ» провели обсуждение тенденций в разработке технологий биометрии и их применении на ОТИ для ОТБ и других нужд. Руководство дискуссией осуществлял Данила Николаев, глава и председатель совета «Русского биометрического общества».

Василий Мамаев (заместитель и сопредседатель Данилы Николаева, зампред ТК 098 «Биометрия и биомониторинг») сделал доклад на тему использования биометрии для идентификации. Он рассказал о надежности основанных на ней систем, методах исследования и стандартизации.

В настоящее время известны следующие способы идентификации личности: по отпечаткам пальцев и ладоней, сетчатке глаза, голосу. Системы, использующие биометрию, способны распознавать особенности походки и силуэта. В зависимости от специфики объекта все они находят применение. Чаще всего в транспорте используют метод распознавания лиц. По мнению Мамаева, биометрические системы являются высоконадежными. В дальнейшем для распознавания планируется разрабатывать 3D-методы. 

Андрей Хрулев, возглавляющий отдел бизнес-развития БС ГК ЦРТ, заметил, что сейчас на транспорте происходит масштабное внедрение биометрических методов, в том числе на ОТИ. На данный момент компания внедряет примерно 100 проектов на ж/д станциях, автовокзалах, в аэропортах, на канатных дорогах. В транспортной системе биометрия в основном применяется в двух направлениях. В первую очередь она предназначена для выявления посредством видеокамер нарушителей общественного порядка, лиц, находящихся в розыске, опасных для ОТИ ситуаций. Данная область применения разрабатывается уже не первый год, и требования к ТБ здесь законодательно закреплены. Все объекты транспортной системы в обязательном порядке должны быть оснащены системами видеонаблюдения. 

Также системы, использующие биометрические данные, используются для того, чтобы упростить процесс регистрации пассажиров и упразднить допуск на объекты, использующий бумажные пропуска. Помимо ОТИ, биометрию применяют для контроля объектов, посещаемых большим количеством людей: стадионов, ТРЦ, музеев и т. д. 

Руководитель отдела консалтинга компании «НТех лаб» Глеб Дьяконов заметил, что распознавание лиц является одним из самых технологичных методов идентификации, использующих биометрические данные. Это наиболее заметно при мониторинге большого потока пассажиров. Остальные методы часто уступают по быстроте анализа информации, и помимо этого они являются контактными, что не удовлетворяет санитарным требованиям. В столице установлено 120 000 систем видеонаблюдения, целью которых, помимо обеспечения безопасности объектов инфраструктуры, является мониторинг пассажиропотоков, анализ эффективности путей передвижения общественного транспорта и многое другое. Все это помогает проектировать транспортные системы города. 

Советник главы Ространснадзора Владимир Черток поделился информацией о действующей в настоящее время законодательной базе, изменениях в направлениях надзорной деятельности, переходе на учет рисков и применение профилактики для снижения количества нарушений требований нормативно-правовых документов. Он предложил участвующим в обсуждении экспертам направлять свои предложения по теме дискуссии в Министерство транспорта и принять участие в разработке итогового постановления конференции.