Безопасность использования беспилотников должна обеспечиваться профессионалами ОТБ, соответствующими законами и введением системы наблюдения.

АНО «Индустрия безопасности» было организовано собрание круглого стола, которое прошло 3 июня. Собравшиеся эксперты рассмотрели проблемы применения БЛА и вопросы контроля их эксплуатации на законодательном уровне, а также обсудили обеспечение безопасности на воздушном и наземном транспорте, которое связано с использованием беспилотников (для мониторинга деятельности объектов инфраструктуры, доставки различных грузов, осуществления контроля и т. д.). 

Эксперты обратили внимание на необходимость надлежащей защиты от угрозы с воздуха предприятий в отраслях, имеющих высокий уровень аварийной опасности, например, ТЭК. Безосновательное использование дронов в небе над их территориями грозит возникновением непредвиденных ситуаций. В системе противодействия беспилотникам и области правового регулирования их использования до сих пор много моментов, которые надо урегулировать. 

Владимир Черток, советник главы транспортного надзорного ведомства и госкоординатор безопасности в сфере авиации, доложил о рассмотрении этих проблем членами МОГА. В частности, отмечено, что использование БЛА увеличивает количество рисков. Часто дроны поднимаются в небо без соответствующего разрешения и залетают в воздушное пространство аэропортов. Помимо этого, их могут использовать для транспортировки грузов, имеющих опасность, атаки на самолеты и различные наземные объекты. Черток заявил, что необходимо сделать анализ всех рисков и действий, направленных на противодействие им. По его мнению, беспилотники следует приравнять к воздушным судам и осуществлять контроль их эксплуатации, учитывая специфические особенности этих аппаратов. 

Андрей Клюев, возглавляющий АО «ЮМИРС», дал детальную характеристику комплексам, оказывающим противодействие БПЛ, системам, предназначенным для их выявления, и новым техсредствам обеспечения защиты. 

Владимир Клешнин, глава отделения по развитию бизнеса лаборатории Kaspersky Antidrone, заявил, что к 2025 году число российских БЛА приблизится к двум с половиной миллионам, а за границей их число растет еще стремительнее. Только единый комплекс слежения за ними в режиме реального времени сможет обеспечить контроль и защиту находящихся в воздушном пространстве объектов. Причем надо будет внедрять систему распознавания для определения, кто «свой», а кто «чужой», и интегрировать аппаратуру наблюдения (радары, сканеры радиочастот, лидары). Для всего этого следует разработать специальное ПО.

Алексей Севрюков, представляющий УТБ Росавиации, рассказал о проблемах инфраструктуры воздушного транспорта. Например, в аэропортах почти невозможно использовать радары. Большие воздушные гавани круглосуточно отправляют и принимают самолеты, а в темное время суток затруднено применение систем видеонаблюдения. Из-за постоянного шума тяжело работать с акустическим контролем. Устройства, которые анализируют движение воздушных судов, плохо функционируют в условиях ненастной погоды. 

Существует настоятельная необходимость введения изменений в организационно-административном плане, так как сейчас сотрудники безопасности на транспорте имеют право оказывать противодействие беспилотникам лишь в случае нахождения их над аэропортами. Однако БПЛА могут представлять угрозу и в других зонах. Здесь, согласно закону, принимать меры имеют право подразделения Росгвардии, Минобороны, ФСБ и некоторых других ведомств. Но их взаимодействие с подразделениями ТБ в этой сфере пока не осуществляется. 

Сердюков отметил, что впереди всех ждет много работы, направленной на доработку действующих законов и совершенствование действий по обеспечению ТБ.