Мэр Москвы Собянин в своем аккаунте поделился планами развития столичного наземного транспорта и коммерческих перевозок. При изучении истории развития городской транспортной инфраструктуры становится понятно, что для создания современной системы необходимо затратить много сил и средств. Уже сегодня заметны проделанные шаги. С каждым годом в столице увеличивается число наземных маршрутов, проложенных с учетом пожеланий пассажиров, модернизируются трамвайные и автобусные парки, внедряются экологические типы транспорта. Особенно много сделано за последнее десятилетие в плане усовершенствования автобусов. Современные электробусы заменили допотопные дизельные машины и маршрутки.

Многие еще помнят, как в конце прошлого столетия по Москве гоняли маршрутки, не соответствующие требованиям безопасности. Гражданам приходилось по полчаса стоять в очередях, ожидая старые разваливающиеся «Газели». Лихачи-водители бесконтрольно раскатывали по Москве, пытаясь за смену заработать по максимуму. Безопасность пассажиров их вообще не волновала.

Маршрутки толпились в «хлебных» местах: на привокзальных площадях, у метро, в аэропортах. Людям приходилось ехать стоя, плотно прижавшись друг к другу. Однако и такого транспорта не хватало. Опаздывающие на работу горожане по утрам после долгого ожидания брали «Газели» штурмом, тратя при этом нервы и силы.

В то время не осуществлялся контроль состояния ни транспортного средства, ни водителя. У всех перевозчиков была только одна цель – заработать побольше денег. Все это приводило к многочисленным авариям с участием маршруток. Некоторые заканчивались трагически.

При этом не шло даже речи об уплате налогов в государственную казну, хотя тарифы были выше, чем на общественном транспорте. Не действовали никакие социальные льготы: студенты, инвалиды, пенсионеры платили столько же, сколько и остальные пассажиры.

С городским автопарком дело обстояло не намного лучше. Современные автобусы не покупались, старые были далеко не комфортны и небезопасны, ремонтировались спустя рукава. Расписание движения не соблюдалось по причине регулярных поломок и нехватки подвижного состава. Жители столицы не успевали вовремя приехать на работу, замерзали зимой на морозе и нервничали, увидев подъезжающий к остановке битком набитый автобус.

Даже в случае необычайного везения (автобус не опоздал и в нем удалось сесть), поездка оказывалась далеко не комфортной. Старые транспортные средства загрязняли воздух, в салоне тоже порой нечем было дышать, сиденья были неудобные, через дыры в проржавевшем полу виднелась дорога, трясло ужасно.

По словам Собянина, положительные изменения начались после 2010 года. Мэр дал четкое указание навести порядок в системе наземных пассажироперевозок. Первым шагом в масштабной реформе стало введение в действие специальных выделенных полос для автобусов. Это позволило увеличить почти вдвое скорость на маршрутах и вернуть общественный транспорт в центр города, занятый до этого личными авто. Сейчас в столице функционирует более 380 км выделенок. Каждый день по ним передвигаются свыше 4.2 млн москвичей.

Постепенно начал модернизироваться подвижной состав. За прошедшее время было закуплено свыше 9000 новеньких автобусов. Сегодня автопарк Мосгортранса – самый молодой в Европе. По этому показателю Москва обогнала Лондон и Париж.

Чтобы гражданам было удобнее оплачивать проезд, введена карта «Тройка». Это помогло избавиться от турникетов и «пробок» при входе в автобус.

Одновременно проходило изменение всей транспортной инфраструктуры. Старые остановки заменили современные павильоны с электронными табло, возможностью купить билет и «пробить» маршрут. При необходимости пассажиры могут использовать Wi-Fi и подзарядить телефоны через имеющиеся USB-порты.

Не забыты и потребности людей с ограниченными способностями. Теперь автобусы имеют пониженный пол и откидной пандус для инвалидов и родителей с колясками.

В рамках модернизации транспортной системы проходит ее цифровизация. При этом используется множество различных технологий, таких как «Тройка», бесконтактный способ оплаты, возможность использования мобильных телефонов с функцией Pay и т. д. Пользоваться прокатом машин и велосипедов теперь также можно с использованием последних технологических разработок. Это позволяет столичным гражданам наслаждаться временем, проведенным в дороге.

Важный момент в модернизации транспортной системы – выход в 2018 году первых электробусов на свои маршруты. По их количеству Москва лидирует среди европейских стран. С их помощью в городе должна улучшиться экологическая ситуация. За прошлый год выбросы вредных веществ в атмосферу уменьшились на 400 т. Подсчитано, что при замене одного автобуса на дизельном топливе уже получается сокращение выбросов на 6.7 т в год. По словам Собянина, в 2021 году ожидается введение электробусов на новых маршрутах, что позволит уменьшить выбросы на 60.2 тыс. т, а в следующем – на 85.7 тыс. т.

Современные электробусы оборудованы системой климат-контроля, USB-разъемами, экранами с информацией, приспособлениями для маломобильных граждан. Пополнение энергии осуществляется на специально созданной сети станций на конечных пунктах. Зарядка занимает всего 6-10 минут, ее хватает на 40-50 км.

Всего в Москве около 600 электробусов. Они задействованы на 42 маршрутах. Планируется в течение двух лет увеличить их количество до 820.

Собянин рассказал, что в следующем году в столице появятся электробусы, сделанные по типу «гармошки». Они смогут перевозить около 135 человек. Количество станций для зарядки увеличится до 383 единиц.

Мэр отметил, что для работы других перевозчиков, действующих на коммерческой основе, созданы единые стандарты. Все транспортные предприятия должны работать на достижение одной цели – удобно и быстро отвозить пассажиров в необходимое место. Важно, чтобы не происходила гонка за пассажирами в ущерб безопасности.

Одна поездка в коммерческих автобусах синего цвета стоит 19 рублей, если пользоваться записанными на «Тройку» «длинными» проездными. Льготный проезд в них также предусмотрен. Ранее оплата в маршрутных такси обходилась в 50-70 рублей.

Осуществляется строгий контроль за безопасностью пассажироперевозок. Регулярно проводятся техосмотры транспортных средств. Перед выходом на смену водителей осматривают медики. Имеется служба контроля за безопасностью движения, ведущая постоянную профилактическую работу.

Городские власти в текущем году планируют ужесточить требования, предъявляемые к безопасности и удобству пассажиров. Мэр сказал, что всех ждут дальнейшие перемены. Так, на большей части маршрутов будет введен тактовый график движения, предусматривающий отправление автобусов через одинаковые временные интервалы (5, 10, 15 минут).

Планируется в автобусах создать дополнительные места для сидения. Это имеет значение для маршрутов большой протяженностью. Введена оплата с помощью банковских карт бесконтактным способом, предусмотрены возможности зарядки смартфонов.

Особое внимание будет уделено дезинфекции и санитарной обработке автобусов. Эти меры предпринимались и в 2020 году, останутся они и в будущем. Водителей оденут в форму. Все транспортные средства оборудуют системой «Антисон», доказавшей свою эффективность в московском метрополитене и автобусах, принадлежащих Мосгортрансу. Система контролирует состояние водителя по подвижности лица. Она подает сигнал при появлении признаков усталости, который также поступает к диспетчеру. При необходимости водитель снимается с маршрута.

Будет осуществляться выполнение коммерческими перевозчиками таких требований, как соблюдение графика движения, льготный проезд и возможность оплаты «Тройкой».

В итоге Собянин сказал, что в будущем все коммерческие перевозки пассажиров будут осуществляться на электробусах.