Многие водители России напуганы появившейся недавно в СМИ информацией о проводящихся на наших дорогах испытаниях нового метода, который позволяет ограничивать скоростной режим и мгновенно выявлять нарушения ПДД. Его суть состоит в следующем: изменяемые знаки собираются дополнять фиксирующими системами, которые позволят почти в 100% случаев ловить и сразу же наказывать водителей, нарушивших скорость.

Знаки с переменными значениями существуют не первый день. На скоростных автомагистралях все уже привыкли к электронным табло с изменяющейся информацией, предупреждениями о погоде, пожеланиями счастливого пути и т. п. Это очень удобно, так как они управляются на расстоянии. Диспетчер с пульта может легко поменять указанный на них скоростной режим в зависимости от окружающих условий (ремонта дороги, снегопада и т. п.). Подобные табло созданы с целью помочь водителям. Часто на них дублируются знаки ограничения скорости, которые снижают общую скорость на магистрали, например, до 90 вместо 110 во время дождя. Это работает очень эффективно.

Система трех камер

Создатели новых систем фотовидеофиксации хотят ужесточить борьбу с автомобилистами, нарушающими динамические знаки. Для этого планируют устанавливать одновременно 3 камеры. 2 будут находиться на некотором расстоянии перед электронным табло, а третья – после него, то есть она предназначена для фиксации на участке с уже измененной скоростью. При нарушении скоростного режима сразу же последует штраф. 

Вроде бы продумано идеально – вот только не с точки зрения водителей. Представьте, едет себе автомобиль со скоростью, разрешенной на данном участке дороги, и неожиданно на табло шофер видит знак с меньшим значением. Первая реакция – резко затормозить. Однако в этом случае можно поймать удар от движущейся сзади машины. Если же снижать скорость постепенно, то можно не успеть достичь нужного значения до третьей камеры. 

Эксперт Игорь Моржаретто отмечает, что к динамическим знакам на скоростных автомагистралях все уже привыкли и выполняют их требования без добавочных видеокамер. Согласно статистике Автодора, аварийность на подобных участках минимальна. 

Электронные табло установлены на МКАДе, автомагистралях М4 и М11. При плохих погодных условиях скорость на них снижается на 20 км/ч. Однако камеры там ничего не фиксируют. Это скорее рекомендательная мера. 

Поскольку всё и так соблюдается, нет роста числа аварий, то какой смысл в нововведении? И еще один вопрос – где устанавливать подобные комплексы? В городах толку от них не будет, так как здесь в любом случае небольшая скорость. 

Сотрудники Госавтоинспекции не раз говорили, что снижение скорости рационально лишь иногда. Как правило, меньше всего аварий там, где машины могут ехать с постоянной скоростью. То есть это придумано не для автомобилистов, а для дополнительных поступлений в бюджет. 

«Заговоренные» видеокамеры

За прошлый год за нарушения, выписанные на основании данных камер видеофиксации, было оплачено штрафов на сумму свыше 145,5 млн р. Этот показатель увеличился в сравнении с 2019 годом на 20%. Самым частым нарушением стало превышение скорости (124 млн). Не думается, что автомобилисты стали ездить по-другому, а вот количество камер заметно увеличилось. На данный момент российские дороги оснащены более чем 15 тысячами стационарных и 3600 мобильных комплексов фотовидеофиксации. Больше всего их установлено в Москве (более 2500 единиц).

Всего с помощью подобных систем в 2020 году в бюджет (и владельцам камер) поступило 117 миллиардов рублей. Из них 23 миллиарда получено от столичных водителей. Сумма превышает годовые бюджеты Смоленской и Калужской областей. Это объясняет желание многих регионов поставить у себя как можно больше камер. Дело здесь не только в обеспечении безопасности людей и снижении аварийности. Хотя, по словам Путина, именно это является основной задачей оснащения дорог камерами, а не быстрое вливание денежных средств в бюджет. На деле же происходит так – водителей не приучают к дисциплине, а подводят под штраф. 

За последнее время число камер увеличилось многократно. Некоторые из них собирают рекордные суммы. Так, камера, расположенная в Москве на участке Каширского шоссе у Борисовских прудов, принесла в бюджет за два месяца свыше 90 млн р. На основе ее данных было выписано 153534 штрафные квитанции. В ее поле зрения попало 101424 нарушителя. Интересно, что в ГИБДД никто не задался вопросом, в чем причина. Ведь показатель в 2500 нарушений в день нельзя назвать обычным. Возможно, все дело было в проводившемся там ремонте и установленном в стороне временном знаке ограничения скорости до 40 км/ч. Многие его не замечали и ехали с положенными на шоссе 80 км/ч.

В этом месяце, после дорожного происшествия с участием известного блогера Эдварда Била, стали особо заметны перегибы в функционировании комплексов фиксации. До аварии он регулярно ездил по столице со скоростью 160 км/ч и выше. Однако на его авто были установлены липовые номера, поэтому зафиксированные штрафы было некому отправлять. Подсчитано, что всего за три месяца их набралось около 400.

Эксперты утверждают, что ничего не мешает добавить в систему функцию сбора в единую базу номеров, которые выглядят подозрительно или непонятны. В дальнейшем с ними могли бы работать инспектора ГИБДД. Только после прошедших недавно в ведомстве сокращений заниматься этим некому. Все это свидетельствует о том, что все-таки система направлена на пополнение казны. А водители, постоянно нарушающие правила, так и остаются невидимками. 

Эксперт напомнил про нашумевшую три года назад презентацию системы «Пит-стоп», которая после фиксации нарушителя, занесенного в черный список, должна была передавать информацию на ближайший пост ГАИ, чтобы сотрудники ГИБДД могли своевременно его задержать. Однако о ней сейчас никто не знает. 

То, чего ждут автомобилисты

Чем сейчас необходимо заняться ведомству (и чего ждут водители) – так это созданием действенных методов для очищения российских дорог от автомобилистов, которые имеют агрессивный стиль вождения и регулярно нарушают правила. Большая часть участников дорожного движения их попросту боится, так же, как и введения дополнительного видеонаблюдения в городе и на автомагистралях. 

Установка первых камер имела большое значение. С их помощью значительно уменьшилась аварийность, водители стали меньше нарушать правила. Но сейчас камер становится все больше, а эти показатели остаются неизменными. Напрашивается вывод о нецелесообразности ставить новые устройства, так как это обходится недешево, а толку в них уже нет. Эксперт уточняет, что сейчас по количеству камер мы уступаем лишь Китаю. 

Игорь Моржаретто говорит, что люди, отвечающие за оборудование дорог системами видеонаблюдения, должны вспомнить поручения президента, отданные им два года назад на заседании Госсовета, и выполнить сначала их. Например, до сих пор не разработаны нормативы, регламентирующие расстановку систем фиксации, и непонятно, кто за нее должен отвечать.