В Москве, в конце прошлого месяца, Hover, отечественный стартап стал проводить испытания нового изобретения – такси. Но этот вид транспорта несколько необычен, так как умеет летать. Испытания проводились в «Лужниках» на территории малой арены.

Большой вместительный дрон, в котором помещаются двое

Такси, умеющее летать, представляет собой дрон, только большой. Принцип работы аналогичен его стандартным собратьям. По внешним характеристикам аппарат сходен и с мотодельтапланом, и с квадракоптером, являясь чем-то средним. Летательный аппарат заряжается от стандартных 220 Вт, используется простая розетка. Следовательно, времени для зарядки требуется достаточно много, около 8-и часов. если заряд промышленный, то процесс занимает сорок минут. Испытатели рассказали, что данный аппарат способен взять на борт массу до 300 килограмм. В салоне помещается двое людей. Взлет совершает по типу вертолета с парковки или с любой другой площадки, которая не требует предварительной подготовки. По габаритам он достаточно компактный, размеры не превышают размеры парковочного места. Управляется аппарат, как и хорошо известный квадракоптер, при помощи пульта. Управление возможно в ручном и автоматическом режимах. Во втором случае можно запрограммировать конкретную высоту, маршрут, ввести другие исходные данные.  

И в передней, и в задней частях транспортного средства располагаются винты. В целом их восемь штук. Как объяснили разработчики, даже, если одна часть винтов по какой-то причине перестанет в воздухе работать, аппарат долетит до места посадки на остальных. На случай возникновения какой-то более серьезной неполадки аэротакси оснащается парашютом.

Во время полета в кабине аппарата стоит шум. Говорить с человеком, сидящим рядом. следует на повышенных тонах, точнее необходимо кричать иначе он ничего не услышит. Непривычно и то, что в салоне отсутствуют руль и другие механизмы типа рычагов. Особенно нестандартная ситуация для водителей. Что касается комфорта, то его практически нет. Внутри довольно тесно, а если у человека еще и высокий рост, то он выпрямиться вообще не сможет. Разработчики в дальнейшем планируют поработать над этим вопросом и создать следующие модели уже в усовершенствованном варианте, более комфортными. В салоне присутствуют только сиденья для пассажиров и петля, благодаря которой открывается специальный парашют, баллистический, необходимый для приземления аппарата в случае возникновения проблем.

Не прототип аэротакси, а лаборатория, способная летать

Этот летательный аппарат уже может подняться до 150 метров в высоту и набрать скорость до 200 километров в час. К сожалению, заряда аккумулятора хватает всего на двадцать минут, но это и не удивительно, так как во многих технологических новинках батареи являются слабым звеном.  У дрона кроме двигателя есть и лидар, который показывает высоту. Присутствуют и другие датчики, в частности акселерометр и барометр. В последующих моделях уже планируют установить видеокамеры для того, чтобы аэротакси не только мог «видеть» объекты, но и идентифицировать их.  

Д. Попов, технический директор компании-разработчика, рассказывает, что это не просто прототип будущего летающего такси, а лаборатория, способная подниматься в воздух. Аппарат тестируется с лета 2020 г. За этот промежуток времени было собрано внушительное количество информации. На данном этапе идет подготовка к новой модели летательного пассажирского аппарата.  

Попов говорит, что прежде всего сейчас понадобится убрать препятствия административного характера. Конечно, уже сегодня дрон сможет добраться по воздуху и до Кремля, куда его, само собой не пропустят. В связи с этим тестирование изобретения может проходить возле водоемов, озер и рек, где, если вдруг что, он может опуститься на воду, что полностью безопасно, а также в небольших населенных пунктах. Для хорошего сервиса понадобится от семи до восьми лет.

Заручившись правительственной поддержкой, рабочая группа «Аэронет» подготовила ряд поправок в действующее законодательство. Они дадут возможность беспилотникам получать такие же, как и авиакомпании, сертификаты, принимать участие в авиационных работах, заниматься транспортировкой грузов, почтового и другого багажа, а в будущем, возможно, и людей. А. Хрипунов, сотрудник Инфраструктурного центра НТИ «Аэронет», один из рабочей группы, говорит, что данные проекты находятся на рассмотрении в Минтрансе и вполне эти акты могут появиться в два ближайшие года.

В подавляющем большинстве других государств применение беспилотного авиатранспорта в коммерческих целях, как и у нас, или запрещается, или нуждается в разрешении. Отсутствуют и рекомендации ИКАО. Но в Америке уже несколько сервисов доставки используют дроны. В позапрошлом году фирма UPS сделала объявление о том, что создается новая услуга, а именно доставка при помощи беспилотников медобразцов. В таких странах, как Бельгия, Швеция и Великобритания в коммерческих целях можно применять дроны, но только при условии наличия специального государственного разрешения или после того, как будет получен особый сертификат.

Хрипунов обозначил, что продукт Hover – это эксперимент, изучение возможностей этого вида техники для применения в этих целях. Потребность в регулировании появится тогда, когда радиус использования будет намного шире.

Летающие такси и мотоцикл

О применении ховера в частном порядке речь не идет. А. Скалов. Один из директоров компании считает, что передавать подобные аппараты простым людям небезопасно. Он говорит, что управление им требует соответствующих знаний и навыков. В случае свободной продажи пользователи могут сами пострадать или же нанести вред кому-то еще.

Аэротакси не является единственным детищем компании. Кроме него есть еще и HoverBike Scorpion S3 – мотоцикл, умеющий летать. В настоящее время на него уже 3 500 предзаказов из разных стран. Тем ни менее, в компании приняли решение всем подряд их не продавать. Их концепция – заострить внимание на спецзадачах. Так, в 2017 г. между компанией-производителем и полицией Дубая была заключена сделка, в рамках которой полицейские получили в подарок ховербайк – первую модель серийного производства.

Что касается дрона, Hover планирует запустить собственный сервис аэротакси или же внедрить его в посторонние агрегаторы. Разработчики считают, что спустя время, когда летающие такси будут использоваться в повседневной жизни, в денежном плане они станут более выгодными, чем автотакси. Цена может быть приблизительно двадцать рублей за один километр.

По мнению Скалова, когда в воздухе появится множество беспилотников, будут созданы и диспетчерские автоматизированные пункты. Таким образом, аппараты можно будет отправлять по безопасному маршруту, чтобы избежать между ними столкновения. Если испытания пройдут успешно, то серийный выпуск аэротакси начнется уже к концу текущего года, тогда как первые вылеты над городом могут стартовать в период с 2023 г. по 2025 г.