5 мая 2019 г. в Шереметьево произошла авиакатастрофа. Самолет SU 1492, вылетевший из аэропорта Москвы в Мурманск, вынужден был вернуться после попадания в него молнии. Совершивший аварийную посадку лайнер загорелся. В результате катастрофы из 78 пассажиров и членов экипажа погиб 41 человек и 10 людей получили травмы.

По факту происшествия Следственным комитетом было проведено расследование. В апреле 2020 г. вынесено обвинение по ст. 263, ч. 3 УК РФ командиру экипажа Евдокимову Денису. Согласно обвинению, ему грозит срок до семи лет.

Компания «Аэрофлот», защищая командира и свою программу по подготовке пилотов, обвинила в трагедии тренажер SSJ100.

Согласно заявлению представителя Аэрофлота Ространснадзору, тренажер SSJ100 для пилотов при тренировках в положении «ручной режим» не соответствует управлению судном в условиях полета. После такого заявления решено было провести дополнительное тестирование тренажера.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал отчет, в котором содержатся данные о ходе полета, переходе судна в ручной режим, посадке с рядом нарушений: превышение скорости и вертикальная перегрузка, в результате чего при приземлении надломились шасси и был пробит бак с горючим. 

МАК не сделал окончательных выводов из своего отчета, не оценил действия командира и экипажа корабля, ожидая выводов по результатам тестирования.

Ранее в ноябре 2019 г. экспертами уже проводилось тестирование тренажера. Согласно ему SSJ100 признали соответствующим имитации полета. Вывод экспертов огласили на ноябрьском совещании в Ространснадзоре. Испытания проводились в двух режимах работы тренажера: ручном и автоматическом.

Главный редактор Avia.ru Гусаров Роман сообщает, что несоответствие нормам тренажера не может являться оправданием непрофессиональных действий пилотов. Упор на то, что летчики были недостаточно подготовлены на учебных занятиях, делает директор агентства «Авиапорт» Пантелеев Олег. Поэтому, как подчеркивают оба эксперта, факт некачественной работы тренажера не будет решающим при вынесении окончательного решения со стороны МАК.

Эксперты сомневаются в неточности тренажеров SSJ100, так как последние никогда не получали претензий от других учебных центров и авиакомпаний. На них обучались пилоты не только российских, но и зарубежных авиакомпаний.

На сегодняшний день в работе авиакомпаний задействованы 4 тренажера SSJ100, три из них, разработчиками которых является компания из Великобритании, установлены в Шереметьево, Жуковском и в Венеции, четвертый, разработанный ЦНТУ «Динамика», используется в Ульяновске. Все они сертифицированы Росавиацией и Европейским агентством авиационной безопасности, соответствуют высшим оценкам экспертов. 

Выдвигая претензии к компании-производителю, «Аэрофлот» защищает свою программу подготовки пилотов, желая отвести от себя все обвинения. Факт, что за 10 лет эксплуатации лайнера подобных претензий не возникало, компания списывает на то, что летчики могли забыть свои ощущения при переключении в ручной режим.

В компаниях «Ираэро», «Северсталь» и Red Wings, которые также используют тренажеры SSJ100, сообщили, что со стороны пилотов претензий и жалоб по работе тренажера в ручном режиме не возникало.

Также в этих компаниях заявили, что хоть перевод тренажера в режим direct mode не является обязательным при обучении, все пилоты отрабатывают программу перевода самолета в этот режим. Представитель Red Wings подчеркнул, что перевод тренажера в ручной режим является не аварийной ситуацией, а усложнением навыков пилотирования.