Станислав Казарин, председатель комитета, отвечающего в Смольном за связи и информацию, дал интервью «Деловому Петербургу». В нем он коснулся вопросов переезда Петербургских МФЦ в торговые центры, переходов экстренных номеров в федеральные, количества камер, наблюдающих за жителями города, ставки Смольного на социальный капитал и т. п.

Корреспондент «Делового Петербурга» поинтересовался, как сказалась ставшая рефреном этого года пандемия на бюджете комитета, его планах по информатизации, смене приоритетов в планировании.

Станислав Казарин рассказал о существенном сокращении средств, направленных на вопросы, связанные с IT-системами. 2 миллиарда из 18 ушли на борьбу с коронавирусом. Одновременно были перераспределены приоритеты и деньги. Большее внимание стало уделяться вопросам поддержания служб 112, 122 и сети МФЦ. 

Служба 122 является новым подразделением. Оно занимается предоставлением справочной информации по COVID-19 и вопросам городского хозяйства. Такой службы пока больше нигде в стране нет. Но скоро этот номер станет федеральным. По нему можно будет узнать данные по заболеваемости и вызвать на дом медика. 

Эпидемия коронавируса обозначила новые задачи. Поддержку губернатора получило внедрение АПК «Безопасный город» и в частности комплекса городского видеонаблюдения.

В комитете планируется серьезное внимание уделить видеокамерам домофонов, так как с их помощью можно эффективно контролировать соблюдение режима самоизоляции заболевшими гражданами и не допустить распространения инфекции.

Корреспондент поинтересовался, куда идет информация с камер домофонов, ведь на ней зафиксированы перемещения всех граждан. Оказывается, все сведения поступают в городской центр обработки данных. В дальнейшем они используются сотрудниками правоохранительных органов. Это относится к системе «Безопасный город». Если камера установлена управляющей компанией, то данные идут к ней на сервер и там хранятся. Городские власти договариваются с УК, и она делится ими с ЦОД. Информация поступает с 45 000 камер, в ближайшее время их количество должно увеличиться до 160 000. Разумеется, такое количество данных хранить долго невозможно. Это экономически невыгодно и трудно осуществимо с технической стороны, так как придется глобально увеличить мощности ЦОД. Регламентированный срок – месяц.

Станислав Казарин заметил, что по количеству видеокамер и охвату наблюдения Санкт-Петербург пока отстает от Москвы. В ней 160 тыс. камер, из них большинство – парадные. В Петербурге их число 45 тыс. плюс еще 20-25 тыс. добавится в следующем году. В парадных располагается ⅘ от всего числа. 

Видеокамеры домофонов помогают в борьбе с мошенниками. Они позволяют полиции быстрее реагировать на правонарушения. Камеры системы «Безопасный город» фиксируют нарушения ПДД. Члены комиссии совместно с сотрудниками ГИБДД при участии Яндекса составили карту районов, где более частое наблюдаются превышение скорости и ДТП с неблагоприятным исходом. В этих местах будут размещены камеры наблюдения. Требуется установить не менее тысячи подобных устройств в 270 точках. А в будущем году их количество планируется увеличить до 470. Данный проект полностью поддерживается губернатором. 

Корреспондент поинтересовался планами комитета на следующий год. Председатель ответил, что в обязательном порядке будут развиваться программы в сфере IT-систем. К развитию взаимодействия между ведомствами и построению глобальных систем учета теперь будут добавлены городские сервисы. В комитете хотят не просто оказывать услуги через портал госуслуг или МФЦ, но и находить те стороны жизни горожан, которые требуют ежедневного предоставления городских данных. Они понадобятся для родителей, пассажиров, водителей, владельцев домашних животных, жителей многоквартирных домов и т. п. Им всем можно будет оказывать помощь. Например, для родителей уже сейчас существуют сервисы, которые предоставляют журналы успеваемости детей, контроль питания, возможность попасть в школу и т.п. Для желающих получить дополнительное образование открыты кружки, секции, клубы по месту жительства. Планируется предоставить механизмы заинтересованности: определения склонности к наукам или прикладной направленности, а также подсказать желающим, где имеются свободные места. 

Планируется реализовать это посредством подачи информации через соцсети, чат-боты, Яндекс.Дзен или МойРайон, госуслуги и другие возможные каналы.

Для этого будет развиваться связь с подписчиками групп Правительства Санкт-Петербурга в ВК. В будущем году планируется начать взаимодействие с 16 категориями граждан. Например, любители пробежек таким образом смогут найти себе спутников, а гуляющие с собаками – компаньонов для общения во время прогулок. Это необходимо делать, так как пандемия доказала недостаточность приятельских и конструктивных связей между людьми. 

В городе будет проводиться социальная капитализация, которая даст возможность горожанам совместно осуществлять какие-то полезные дела. Хороший пример – субботник. При каждом совместном деле социальный капитал города будет увеличиваться. В основе амбициозного проекта, который будет запущен в следующем году, – создание сообществ людей по интересам. Пусть они будут недолгими, но что-то полезное и позитивное в любом случае останется. Для его осуществления налажены контакты с Mail.ru и Яндексом. Они должны предоставить допуск в свое сообщество, а городские власти дадут им дополнительную аудиторию, или, вернее, запросы, которые будут сервисами в дальнейшем монетизированы во благо города. По мнению Станислава Казарина, «Умным городом» можно назвать место с быстро растущим социальным капиталом, а не с увеличивающимся числом камер наблюдения.

Корреспондент коснулся вопроса о причинах того, что над проектом «Умного города» уже давно работают, но единой системы до сих пор нет. На это был получен ответ, что с технической точки зрения все идет хорошо. Уже работает система умных датчиков, светофоров, остановок. А вот с точки зрения социальной капитализации работы отстают. Люди сообща трудятся над задачами: вместе отдыхают, занимаются поисками работы, посещают культурные мероприятия. Чтобы им помочь, необходимы соответствующие элементы: единая система продажи билетов, взаимосвязанные светофоры, умная парковка и т. п.

Недавно Комитетом и сервисом Яндекс.Облако был подписан договор о взаимном сотрудничестве. Через этот сервис осуществляется взаимодействие с системой Яндекса, имеющего строгий контроль над связями с государственными органами. Он учитывает этнические принципы, комплаенс, запрет политических акций и многое другое. Для Комитета сервис – это возможность обсуждения проектов, осуществляющихся в городе и применения данных мегаполиса. С его помощью проще решать проблемы, которые связаны с чрезмерными нагрузками на сервисы. Примером взаимодействия может служить совместное решение вопроса о смешанном обучении школьников.

Помимо Яндекса, комиссия рассматривает сотрудничество с Mail.ru Group, дата-центром Ростелекома и другими платформами. Они могут помочь в случае необходимости привлечь большие вычислительные ресурсы, которые нецелесообразно иметь в постоянном пользовании. В критической ситуации сотрудничество с ними позволит разместить сервисы с большими ресурсами на их мощностях. Это бывает необходимо, когда на осуществление задачи имеется мало времени. Решив ее с помощью крупных платформ, потом можно постепенно наращивать собственные мощности, проводить торги и изыскивать бюджет. 

Станислав Казарин отметил, что на данный момент размещение системы в облаке не является особо выгодным, хотя с учетом почасовой оплаты ресурсов, которые задействованы, выгоднее сделать это, чем закупать впрок необходимое оборудование. Разумеется, эти акции должны быть кратковременными и разовыми. 

В интервью был затронут вопрос работы и дальнейшего развития МФЦ. По итогам анализа их деятельности губернатор принял решение о целесообразности продолжения развития сети. За два года планируется открытие 11 новых центров, из них 4 в следующем году, причем трое начнут работу на территории ТРК. Комитет получил доказательства правильности именно этого решения, так как аренда площадей в торговых центрах более целесообразна, чем постройка отдельных зданий для МФЦ или приспособление других помещений под их размещение. Выгоден этот вариант и владельцам помещений, сдаваемых в аренду, так как в ТРК будет обеспечен приток дополнительных посетителей. Поэтому они предлагают льготные условия или даже готовы сдавать помещения только за оплату услуг ЖКХ. Для размещения МФЦ подойдут и 2-3 этажи. Выгодно располагать их в ТРК еще и потому, что здесь уже имеется готовая инфраструктура для посетителей: места парковки и отдыха, комнаты для детей. 

Проект будет оцениваться на протяжении 3-4 лет. Если окажется, что жителям города такое решение не подходит, то будут рассмотрены другие варианты.

МФЦ являются лицом федеральной власти, и перед ними сейчас ставятся новые цели. Сюда планируется перевести много новых услуг. Например, там можно будет при участии ГИБДД зарегистрировать транспортное средство или снять биометрические данные для новых паспортов. Для консультирования населения будет привлечена служба 122. 

Станислав Казарин коснулся и ситуации с осуществлением национальных программ. Он сказал, что с первой из них – развитием коммуникаций, дела обстоят хорошо. Повсеместно настроены мультисервисные телекоммуникационные сети. Они имеют хорошую защиту. К ним подключены почти все органы власти и социальные организации: школы, больницы, отделения полиции, участки для голосования и т. п. В основном эта задача выполнена. Исключение составляют лишь местные перемещения государственных учреждений в другие здания. 

Вторая программа касается кадрового вопроса. С ней тоже все в порядке. Власти города способствовали увеличению количества бюджетных мест в вузах на специальностях в сфере ИТ. Затраты на обучение бюджетников взяли на себя федеральные органы. Задачей городских властей стало определение числа бюджетных мест для обеспечения нужд города ИТ-специалистами. Например, в университете телекоммуникаций было предложено увеличить их количество вдвое. Подобным образом были также обработаны данные по замещению импорта и инфобезопасности. Подобных специалистов сейчас не хватает. Во многих компаниях готовы брать на работу уже студентов выпускных курсов, причем за хорошую зарплату. К моменту окончания учебы они уже имеют несколько готовых проектов. А Санкт-Петербург – один из городов, где наиболее востребованы IT-специалисты. 

На вопрос о разрешении вопроса с «чистым небом» председатель комитета сказал, что со стороны операторов, владеющих данными линиями связи, возникла настоящая оппозиция. Ими было выдвинуто предложение о создании рабочей группы, что явно ведет к затягиванию конфликта. Решить вопрос, оставлять провода или нет, должны жители города. Власти города должны принять какую-то сторону – поддерживать либо честных операторов, либо тех, кто получает бешеные прибыли, кидая провода по воздуху. 

Станислав Казарин считает, что необходимо прокладывать линии под землей, а для этого брать кабельные канализации в совместное пользование. Скорее всего, демонтаж проводов будет нормативно закреплен. 

В комментариях к интервью председатель Северо-Западного отделения Сбербанка Виктор Вентимилла Алонсо сказал, что цифровизация давно вошла в нашу жизнь. Без нее значительно теряются позиции на рынке. Она уже несколько лет запущена и активно используется в банке. Предложено осуществление различных возможностей для «Умных городов»: речевые технологии, документооборот в электронном виде и т. п. Многие клиенты банка также используют это направление, применяя безналичные формы расчета с использованием штрих-кодов, QR-кодов, TapOnPhone и других методов. Почти все заявки на кредит от представителей малого бизнеса решаются онлайн и буквально за минуты. 

С помощью цифровизации намного проще применять прозрачные схемы, принятые в цивилизованном обществе. Кроме того, это безопасно и удобно. Необходимо повышение в обществе грамотности в вопросах информационной безопасности и привлечение талантливой молодежи к разработке современных ИТ-технологий. Для этого проводятся различные конкурсы, и лучшие специалисты приглашаются на работу в банк. Недавно в Санкт-Петербурге был проведен этап программы «Цифровой прорыв», определивший самые востребованные специальности на стыке HR и систем искусственного интеллекта. По итогам проводимого ежегодно Global Finance исследования, Сбербанк завоевал премию «Лучшие цифровые банки мира» по трем номинациям.