Особенности и специфику применения нового правительственного Постановления №1641 обсудили эксперты на очередном круглом столе. АНО «Индустрия безопасности» инициировало проведение очередного экспертов стола 23 ноября 2020 года, в ходе которого были всесторонне рассмотрены новые акты Правительства, коснувшиеся сферы безопасности в транспорте. В этот раз рассмотрели постановление, вышедшее 8 ноября. 

В видеоконференции участвовали начальник отдела из Управления транспортной безопасности ЖД-агенства Ольга Токмачева, замначальника Управления ТБ Ространснадзора Алексей Хуртин, представители ассоциации «Метро», служб безопасности и инженерных структур метрополитенов Москвы, Питера, Самары и Екатеринбурга, сотрудники компаний, занимающихся производством техсредств, проектировщики объектов транспортной инфраструктуры. 

В обширном перечне рассмотренных вопросов особое внимание эксперты уделили требованиям по досмотру, оснащенности техсредствами пунктов КПП, особенностям распознавания и видеонаблюдения на ОТИ, а также вопросам защиты критических точек инфраструктуры. 

Юрий Шаповалов, представитель службы безопасности ГУП «Московский метрополитен», рассказал участникам заседания об особенностях обеспечения безопасности. По словам Шаповалова, метрополитен Москвы является наиболее крупным объектом транспортной инфраструктуры страны. В его составе сотни подразделений, количество которых растет каждый год вместе с динамично развивающейся структурой всего метрополитена. 

Обновленные положения постановления №1641 почти не затрагивают вопросы, касающиеся вагонов подвижного состава, пассажирских платформ и холлов, ранее закрепленных в законодательстве. Но принятие нововведений в большой степени затрагивает необходимость одинаковых условий по ОТБ для линейных и отдельностоящих объектов. К последним относятся инженерные, диспетчерские сооружения и тяговые подстанции, что, по мнению экспертов, приведет к росту затрат, необоснованных требованиями безопасности, ведь персонал на отдельных объектах присутствует эпизодически. 

Кроме того, перед метрополитеном Москвы ставится задача обновления устаревшего оборудования и его интеграции в единый комплекс. Шаповалов отметил, что в этом направлении ведется активная работа, но до полной системной интеграции еще далеко. Заместитель главного инженера службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» обратил внимание на еще одну специфическую проблему – порядка третьей части станций Московского метро относятся к объектам культурного наследия столицы, поэтому нельзя нарушать интерьеры и экстерьер объектов, а, значит, нужно применять особый режим перепланировки, установки оборудования и выполнения других работ.

На заседании круглого стола эксперты отметили существование ряда проблем, одинаково серьезных для всех метрополитенов. Среди них:

  • организационные процедуры по задержанию нарушителей силами ПТБ и передача их органам правопорядка;
  • обустройство мест хранения запрещенных предметов, изъятых в процессе досмотра, к которым с принятием ПП №1641 теперь относятся биологические и химагенты;
  • формирование перевозочных секторов.

Помимо рассмотренных вопросов, занятые в обеспечении безопасности Дмитрий Дуров, Михаил Федоров и Олег Дроздов, учитывая изменения в законодательстве, обратились к Росжелдору и надзорным органам относительно дополнительного изучения уязвимости. 

О. Токмачева и А. Хуртин ответили на вопросы представителей метрополитенов, обозначив позицию РТН и РЖД по отдельным моментам. Александр Хуртин обратил внимание специалистов на тот факт, что СТИ вменяется в обязанность выявление и предотвращение попадания опасных биологических объектов на транспортные средства. Для выполнения таких мероприятий требуется сертифицированное оборудование, но из-за отсутствия функциональных требований провести сертификацию таких аппаратов невозможно. Поэтому представитель Ространснадзора, учитывая текущую ситуацию, отметил, что СТИ могут приобретать такие технические средства, как обнаружители токсинов, бактерий и других химических и биологических агентов, по желанию и применять их для проведения досмотров.

Отвечая на вопрос экспертов о необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости, Ольга Токмачева уточнила, что СТИ могут самостоятельно проанализировать соответствие ранее проведенной оценки и/или дополнительной оценки уязвимости положениям Требований ПП №1641, на основе чего сделать выводы. Тестирование нужно проводить, если ранее проведенная оценка не соответствует пунктам Требований. Если в ходе анализа установлено полное соответствие, СТИ принимают решение не выполнять оценивание. Запрос по данному моменту уже направлен в Министерство транспорта РФ, и Росжелдор ожидает пояснения соответствующего положения законодательства. 

Кроме того, Ольга Токмачева ответила на вопрос участников дискуссии об обязательности выделения перевозочного сектора на метрополитене. По ее словам, на сегодняшний день перевозочный сектор выделить невозможно из-за принятого Постановления. В нем указано, что допуск физических лиц в перевозочный сектор происходит по проездным документам и пропускам. В Нацстандарте РФ от 2013 года упоминается понятие официального проездного документа, который должен содержать машиносчитываемый знак для идентификации. В связи с этим, законодателю необходимо более четко определить дефиниции для выделения перевозочного сектора зоны транспортной безопасности. Запрос по этому вопросу также направлен Росжелдором в Минтранс. 

На заседании выступил Вячеслав Курышев, технолог Международной ассоциации «Метро». Он рассказал о ПБ подвижного состава и пассажирских вагонов. Курышев считает необходимым дополнительно оснастить их автоматическими средствами пожаротушения. 

Помимо этого, в ходе обсуждения слово было предоставлено профессору питерского политеха Виктору Громову. Он коснулся такого серьезного вопроса, как негативное воздействие гармоник от нелинейных нагрузок электросетей метрополитенов на приборах, чувствительных к качеству электричества. Перегрев и воспламенение кабелей может повысить нелинейную нагрузку более четверти от мощности энергосистемы. Для гарантий безопасности этот вопрос важен и актуален. 

К участникам обсуждения обратился главный инженер проекта Группы ФТК Илья Шишков. Он рассказал участникам о применении требований законодательства по ОТБ на стадии проектирования, а также обратил внимание, что в некоторых случаях введение новых требований к ИТСОТБ приводит дополнительным издержкам и замене проектов. 

Представитель «Южполиметалл-Холдинга» Алексей Шабля ввел участников курс дела по вопросу производства оборудования, используемого для обнаружения био- и химагентов. Поскольку перевозчик должен определять и не допускать попадание опасных агентов, выпускаемое предприятием оборудование портативного и стационарного типа должно обязательно применяться ПТБ. Кроме того, Алексей Шабля рассказал участникам заседания о новом приборе «Сегмент-Гамма», установленном в вентсистеме станции «Нагорная» в Москве. Оборудование анализирует состав атмосферы, и если обнаруживает угрозу, запускает вытяжку в целях безопасности пассажиров. 

На заседании выступил зам. руководителя отдела Dahua Technology Rus Илья Ильичев. Он рассказал собравшимся об «умных» системах видеонаблюдения Dahua и особенностях использования интеллектуальной техники на объектах транспортной инфраструктуры. По словам Ильичева, система определяет важные показатели, а не просто дает обзор местности. Устройство видеонаблюдения отражает количество людей в помещении, необычное поведение, конфликтные ситуации, а затем ставит в известность оператора. Вместе с тепловизионным прибором система может выявлять людей с лихорадкой.

Участники пришли к единогласному мнению, что ряд положений постановления требуют прояснения, а Ольга Токмачева уведомила экспертов, что Росжелдор попросил разъяснений у Минтранса по ряду положений ПП №1641, и известит участников по их получении.