Минтранс Татарстана и «Автодория» делают новую ловушку для водителей. Это будет специальная программная система, передающая информацию о нарушениях ПДД прямо «с колес» в центр ГИБДД, занимающийся фотовидеофиксацией нарушений. Вскоре должны закончиться испытания и сертификация прибора, умеющего обнаруживать нарушителей ПДД, находясь в движении. С его введением у нарушителей не останется шансов, так как о месте нахождения мобильной камеры фиксации не будут знать ни Яндекс.Карты, ни радар-детекторы, предупреждающие водителей о стационарных и переставных комплексах. 

Разработчик замечает, что проект вводится в действие для повышения безопасности дорожного движения, а не для дополнительного сбора штрафов. Тем временем в республике Татарстан начинают работу камеры определения нарушений при повороте налево. 

Водитель должен быть уверен, что устройство фиксации находится поблизости

Антон Куховаренко, глава компании по инновациям, рассказал о новой программе «Автодория». Он сообщил, что программно-аппаратный комплекс имеет своей целью анализ безопасности дорожного движения. Разработка новых устройств направлена не только на определение скорости, но и на оцифровывание дороги. 

Устройство будет передвижным. Его установят на автомобиле, движущемся в общем потоке. Ранее приборы, определяющие среднюю скорость, заставили водителей отказаться от нарушений ПДД не только в местах, указанных радаром, но и на всем участке от одной камеры до другой. Новый комплекс должен вселить в водителей уверенность, что в любой момент рядом с ним может находиться мобильная камера. Ему уже не удастся прогнозировать и рассчитывать среднюю скорость движения для того, чтобы не попасться на нарушение, как это можно было сделать между неподвижно установленными камерами.

Куховаренко заявил, что при создании комплекса планируется достигнуть наиболее дешевого анализа безопасности, так как в проекте не используются дорогостоящие устройства. Оборудование будет осуществлять не только фиксацию, но и передачу информации о положении дел на дороге в общую базу. К примеру, это поможет быстрее узнать об исчезновении дорожного знака. Использование комплекса позволит не только фиксировать правонарушение, но и делать прогнозы и рекомендации для обеспечения безопасности дорожного движения на данном конкретном участке. Для осуществления этого больше не понадобится огромный штат сотрудников ГИБДД, которые сейчас занимаются этим.

Оборудование представляет собой безрадарное устройство нового поколения. Оно предназначено для сбора информации с целью создать цифровой клон дороги и измерять скорость по видео. В его основе лежит стереокамера. Она состоит из двух камер, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. В комплексе заложен принцип работы глаз человека. Каждую минуту он создает скопление точек, упрощенную схему дороги, выстроенную в 3D-изображении. По нему можно определить местоположение автомобиля и комплекса через ГЛОНАСС.

Противодействие водителя контролю исключается, так как он не будет знать о «контроллере». Ему придется учитывать, что он может появиться рядом в любой момент. Скорее всего, новое оборудование будет размещаться на такси или автобусах, так как использовать для этого машины ДПС нецелесообразно – камера слежения должна находиться в потоке автотранспорта. Исследования и сертификация закончатся примерно через год, и тогда новая разработка появится на рынке.

Все вопросы и наказание только после испытаний

Как стало известно, руководство ПАТП пока не ввели в курс дела. Они ничего не знают о планах использования общественного транспорта для установки нового оборудования. Минтранс пока комментарии о проекте не дает. 

Управление ГИБДД пока тоже не имеет конкретных планов сотрудничества с «Автодорией» по поводу новых систем фиксации правонарушений. По словам представителя ГИБДД Айрата Насырова, приборы пока не сертифицированы и использоваться не могут. А давать комментарии по поводу того, чего у них на данный момент нет, чиновники не должны. Однако и после сертификации с введением нового комплекса будут проблемы, так как сначала новое оборудование надо «обкатать», а потом уже выписывать постановления о нарушении ПДД.

В зарубежных странах уже используются камеры, установленные на автомобилях

Гендиректор компании «Казань-Телематика» Марсель Нигметзянов считает, что в плане контроля ДД будущее за аналитическими видеокомплексами. Инициатива провести испытания новой технологии является правильным решением. Установка стационарных камер уже оправдала себя, так как аварийность существенно сократилась. А мобильные системы, размещенные на авто, с успехом используют правоохранительные органы зарубежных стран. Разумеется, прежде чем запускать проект, надо его всесторонне квалифицированно протестировать в реальной должной обстановке, убедиться в способности оборудования работать без неполадок и сбоев. 

С Нигметзяновым согласен сотрудник Казанского физтеха Юрий Горюнов. В свое время он сумел оспорить штраф, который ему выдвинули в ГИБДД на основании данных с мобильной камеры, установленной с нарушениями. Он считает, что введение новой программы – это нормально. Однако важно, чтобы показатели определялись без искажений и соответствовали действительности. 

Все должно быть законно и полезно для бюджета

Представитель Федерации автовладельцев РФ, юрист Владлен Копвиллем считает подобный контроль нарушений ПДД вполне эффективным и законным. Давно идут разговоры о необходимости скрытого патрулирования, применяемого на Западе. Оно будет способствовать улучшению дисциплины водителей и послужит увеличению безопасности на дорогах. По мнению юриста, система должна заниматься не только скоростным режимом, но и другими нарушениями ПДД, в том числе ранним съездом перед поворотом, движением по выделенке и т. п. Например, нарушители с выделенной полосы мешают перестроению законопослушных водителей.

Копвиллем поддерживает идею размещения оборудования для фиксирования на автобусах и такси. Однако у него имеется свой вариант, без участия оборудования от «Автодории». Весь общественный транспорт уже оснащен видеокамерами, подключенными к ГЛОНАСС. Они регистрируют происходящее на дороге и передают данные в автопарк. Можно подключить их также к ЦАФАП. И тогда эти данные можно использовать для выписывания штрафов нарушителям ПДД. Для этого городские власти должны обязать автоперевозчиков обеспечить подключение. Штрафы, полученные в результате этого, пойдут в бюджет.

Предупреждение ГИБДД

Пока нет новых систем, ГИБДД готовится к установке на перекрестках Казани новых камер. Они будут размещены на пересечениях дорог, где запрещено поворачивать налево и разворачиваться. Начальник Казанского ЦАФ сказал, что они предупреждают водителей об установке оборудования и начале его работы. В скором времени уже начнут выписывать первые штрафы. Для казанских любителей поворота налево через поворот направо и разворот будут устанавливаться капитальные сооружения, препятствующие осуществлению этого маневра. Например, на перекрестке улицы Мусина и проспекта Ямашева недавно установлена блочная стенка.