На развитие российских регионов негативно влияют проблемы реализации национального проекта БКАД
За несколько последних лет было много разговоров на тему ИТС. По мнению экспертов, именно данные системы в будущем станут основой дорожных сервисов и инфраструктуры. В стратегической документации элементы развития данных транспортных систем стабильно отражаются. В ближайшем будущем данное направление Кластером ГЛОНАСС рассматривается, как ведущее для разработчиков. Тем ни менее, но только обычные люди, но и те, кто находится у власти, не совсем понимают, о чем именно идет речь и для чего оно.
Но по статистическим данным видно, что и в случае использования отдельных составляющих, таких как светофоры, видеонаблюдение, контроль веса, мониторинг потоков транспорта, наблюдается уменьшение количества ДТП, меньшей загазованности, повышается дорожная и уличная пропускная способность, средние показатели скорости, лучше сохраняется покрытие на трассах. За сбор и анализ информации о функционировании транспортной системы отвечает ЕЦОД. В целом это дает возможность сделать лучше экономику каждого региона и повысить качество жизни граждан.
В РФ проходит реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В рамках его предусмотрена установка «умных» транспортных систем в 64 ГО, где численность проживающих составляет больше 300 000 человек. Сейчас впервые на государственном уровне задействованы регуляторы для создания норм системы, осуществляется ее финансирование на территории страны – из бюджета выделили сумму, превышающую 3,3 млрд руб. Ранее вопросами по введению и использованию ИТС занимались власти на местах.
В Росавтодор с разных регионов в мае 2020 г. подали 56 заявок с разработанными проектами ИТС. После их рассмотрения комиссия остановилась на 22.
Сложности перевода
Во время рассмотрения заявок было обнаружено достаточно много проблем, которые и стали одной из главных тем на форуме отрасли под названием «Интеллектуальные транспортные системы России. Цифровая эра транспорта», который проводится каждый год.
В первую очередь стало понятно, регионы даже задачу выстраивания «умной» системы, понимают не так, как государство.
С. Жанказиев, завкафедрой МАДИ, эксперт, рассматривающий поданные заявки, говорит, что со стороны государства стояла задача в итоге получить больше шестидесяти регионов с полностью автоматизированной единой системой, позволяющей получать сведения о том, в каком состоянии находится конкретная региональная система транспорта, и, если в этом есть необходимость, оказывать на нее влияние.
Самой важной целью является накопление информации в ИТ-системе управления всем комплексом. Это требуется для обновления и внесения корректив в региональные программы развития. Но в большинстве случаев, составляя проекты, регионы выбрали другой путь.
А. Журавлев, глава Ассоциации «Цифровая эра транспорта», пояснил, что, добиваясь включения в национальный проект ИТС, они рассчитывали, что финансирование из федерального бюджета даст возможность сделать правильный анализ региональных проблем, связанных с дорожно-транспортной сферой, найти выход из сложившихся ситуаций при помощи ИТ-технологий, обозначить результат социального, экологического, экономического плана, который должен быть получен спустя 5 лет. Следовательно – создать дорожные карты, подготовить техпроекты, где главная цель – интеграция данных. Но по итогам стало понятно, что по большей мере в регионах неправильно понимают задачу и не представляют, зачем такая платформа им нужна. Им достаточно простого оборудования, легко монетизируемого, например, видео- и фотокамер для наблюдения, светофоры, оборудование для контроля веса. Именно на эти установки и стали расходоваться средства.
Институты и ведомства, работающие по данному профилю, начали беспокоиться по этому поводу. В связи с тем, что интеллектуальные транспортные системы внедряются в областях на таком уровне впервые, крайне важно, чтобы в заявке отображались мероприятия, не противоречащие основной задаче. Кроме того, чтобы деньги использовались по назначению, а все работы были выполнены в строго установленные сроки.
Жанказиев рассказал, что во время обработки заявок, они соприкоснулись с проблемой будущего, что и привело к поднятию вопроса на уровне Минтранса о необходимости создания единых методуказаний для специалистов интеллектуальных транспортных систем в стране.
На самом деле до этого момента от отраслевых регуляторов пока предложений относительно общих требований не поступало. Отсутствуют и теххарактеристики для создания этих систем в регионах. А, как стало понятно на практике, общих аспектов, которые есть в утвержденной Минтрансом Методике, очень мало.
Но, следует сказать, что прошедший конкурс региональных заявок, в какой-то мере стал толчком для начала работы над необходимыми стандартами. Ряд стандартов, касающихся «умного города», которые имеют отношение и к «умной» транспортной системе», приняли несколько месяцев тому, в августе.
Но к общему знаменателю проекты систем по регионам полностью так и не получилось привести.
Подмена понятий
В связи с тем, что точные стандарты отсутствуют в этом вопросе, как следствие, появилась и еще одна довольно значимая проблема. В проектных паспортах субъекты указали одно, а уже после того, как были выделены финансы, конкурсы государственных закупок стали проводиться по совершенно другим целям. ЕЦОД этот факт быстро заметил. Так как процесс госзакупок отличается прозрачностью, увидеть, что происходит, было несложно.
В добавление ко всему в ФАС посыпались жалобы. Заявители считают, что конкурсы были разыграны нечестно. В то врем, когда проходил форум, в ФАС поступило 23 жалобы по тринадцати регионам. Из них четыре были обоснованные, пять – необоснованные, три отозвали, а еще одиннадцать было на рассмотрении. Руководители департаментов регионов в ходе мероприятия говорили о том, что вокруг денег, выделенных из федерального бюджета, ведутся настоящие интриги, участниками которых стали бизнесмены и элита местного формата, происходит лоббирование в области закупок оборудования, софта и так далее.
Е. Брязгина, руководитель по развитию «умных» транспортных систем РосдорНИИ, рассказала, что к середине прошлого месяца уже заключили контракты на сумму в 500 000 000 рублей. А самое интересное происходит с понятием «экономия бюджетных средств». В одном из регионов победителем конкурса стала компания, которая предложила выполнить весь спектр работ по созданию системы за рубль, тогда как работы были оценены, приблизительно, в 30 000 000 рублей. И подобные ситуации наблюдаются во многих областях.
Контроль закупок для установки и введения «умной» транспортной системы позволил увидеть, что ряд регионов, которые выступили в заявке с эскизным проектом, средства на техпроектирование не заложили. Вместо этого они закупили на миллионы (суммы исчисляются десятками) оборудование периферийного значения: коммутаторы промышленного типа, серверы, видео- и фотокамеры для фиксации нарушений, комплексы для проведения метеорологического слежения, управляемые знаки, светофоры, транспортные детекторы, различные ПО и прочее. Ряд областей заявили, что средства будут перенаправлены на капремонт дорог, а именно установку светофоров, которых нет в некоторых местах.
Благодаря анализу государственных закупок удалось сделать заключение, что во всех регионах отдельная ситуация с конкретными подсистемами, подключаемыми поочередно к платформе (они либо есть, либо их нет). Главная проблема заключается в отсутствии единого понимания, что собой представляют ИТС. В связи с этим финансирование на региональном уровне перенаправляется по хорошо понятным людям направлениям.
И. Костюченко, замглавы Росавтодора, беря во внимание такое положение вещей, пояснил, что следует учитывать уже имеющиеся подсистемы. Что касается формирования платформы, информационного объединения и развитие «умных» транспортных систем в будущем, как интегральной системы, обязано осуществляться на уровне конкретного субъекта. Что касается концепта, то его необходимо формировать в целом на уровне РФ.
Он добавил, что данная платформа должна создаваться на субъект в общем. К ней требуется подключать решения дорог муниципального и регионального значения, городских агломераций. В период 2025 г.-2030 г. выделят доп. финансирование на тиражирование техрешений, закладывающихся на данном этапе в городских агломерациях, получивших содействие и помощь.
Все зависит от кадров
По мнению А. Семкина, исполнение проекта по запуску ИТС даже на этапе подачи заявки от руководящих лиц требует соответствующей компетенции, профессионализма.
Он пояснил, что финансирование этого направления осуществляется в рамках проекта «Безопасные качественные дороги». В связи с этим в ряде регионов оно перенаправляется транспортникам, а также дорожникам. И те, и другие не особо компетентны в ИТ-системах. Что касается областей, в которых уже функционируют какие-либо IT-системы, задача по работе с ИТС губернаторами ставится перед руководителями соответствующих департаментов, что тоже является не лучшим вариантом, так как их фронт деятельности не соприкасается тематикой дорог, от которой они далеки. В итоге получается, что специалисты ни с технологической, ни с теоретической, ни с практической точки зрения не знают, как правильно запустить и эксплуатировать «умные» транспортные системы.
С мнением Семкина согласны практически все лица, имеющие отношение к этому процессу: компании, занимающиеся разработкой, участники Кластера ГЛОНАСС, члены региональных администраций, в распоряжение которых поступают выделенные в рамках нацпроекта средства. Представитель Ханты-Мансийского АО внес предложение по созданию специальной программы для обучения для региональных чиновников, которым в будущем предстоит заниматься реализацией данного проекта. По сути одним из главных моментов является вопрос с кадрами и на уровне власти, и на уровне техспециалистов.
На форуме по ходу обсуждения Кластер предложил воспользоваться опытом Минцифры РФ, после того, как стало понятно, что кадры в регионах не справляются. Суть предложения заключается в создании во всех регионах новой должности – главный конструктор интеллектуальных транспортных систем.
Как поясняет свою позицию А. Семкин, введение ИТС для регионов является очень сложной задачей, в связи со сложностью самой системы, объединяющей в себе одновременно ряд важных и разноплановых подразделений. Поэтому обойтись без высококвалифицированного техконсультант, который объединит действия айтишников, дорожников и транспортников и будет руководить процессом создания платформы.
Но, есть, хоть и немного, такие регионы, которые самостоятельно с успехом выполняют поставленную перед ними задачу. Согласно информации, предоставленной Росавтодором, в настоящее время всего лишь в пятнадцати городах на самом деле функционируют ИТС.
Выход существует
Заключения всех, кто принимает участие в процессе введения в регионах «умных» систем, к сожалению, не оптимистичны.
С первых рабочих месяцев, как были получены финансовые средства, стало понятно, что одной только методической помощью центра обойтись не получится.
В первую очередь, следует просвещать граждан, а такая работа на данном этапе не проводится нигде. Но ИТС и внедряются именно с целью сделать передвижение населения более удобным, сэкономить на налогах, улучшить экономическое положение регионов, повысить качество жизни граждан.
Во вторую – требуются в обязательном порядке программы образовательного типа по созданию и запуску систем для руководящего состава регионов. Курс обучения ими обязан быть пройден в любом случае.
В третью очередь (основной момент) – техподдержка проекта в связи с отсутствием на местах специалистов требуемого уровня.
Четвертая задача, одна из самых важных, по мнению специалистов, заключается в формировании специального реестра, в который войдут надежные, заслуживающие доверия, поставщики АСУ и решений данной отрасли.
А. Журавлев отметил, что, в связи со всеми обнаруженными проблемами, вторую волну подачи заявок и проведения конкурса ЕЦОД поставил под вопрос. Но заниматься изучением специальных программ, создавать реестр поставщиков, подбирать техспециалистов в этой сфере следует уже сейчас, так как это направление нельзя не контролировать и пускать в свободное плавание.