Понятие безопасности на дорогах не ограничивается чем-то одним. Оно сочетает в себе множество мероприятий, в результате обеспечивающих всем, кто участвует в движении, максимальную безопасность. Практически каждый из нас входит в эту категорию – водители автотранспорта, пассажиры и, естественно, те, кто ходит пешком.

Согласно действующим российским законам, безопасность на дорогах трактуется, как уровень защищенности всех участников аварий на трассе и последствий таких ситуаций. ДТП – это ситуация, произошедшая во время передвижения по проезжей части транспорта любого вида или с непосредственным его участием, в результате которого получили повреждения транспортные средства, имущество, конструкции, люди, получившие травмы, или наступил летальный исход.

Меры, предпринимаемые в отношении обеспечения и организации безопасности

В основе данного направления находится ряд специальных мероприятий. Они разграничены двумя подвидами по уровню воздействия на безопасность передвижения и предупреждения ДТП.

Активные меры:

  • правильное составление проекта и размещение объектов, располагающихся на дорогах, где полностью учтена специфика инфраструктуры;
  • изучение и оперативное предупреждение воздействия дорожной конструкции на возможность аварии;
  • регулярная модернизация организации не только движения на дорогах, но и ПДД, с учетом того, что это основной документ с регламентом поведения для участников движения;
  • контроль на постоянной основе соблюдения ПДД всеми без исключения участниками движения на дорогах;
  • регулярный контроль ТО и спецоборудования, отвечающего за организацию передвижения (сюда входят светофоры, различные знаки и прочее).

В перечень пассивных входят:

  • модернизация спецоборудования, предназначенного для защищенности транспорта: с конструктивной стороны – упрочнение кузовной жесткости, оснащение салонов автомобилей средствами безопасности;
  • создание проектов и модернизация спецсредств в инфраструктуре дорог для обеспечения пешеходной безопасности.

ПДД – основополагающий документ, максимально детально описывающий положения безопасного передвижения и регламентирующий все действия, которые происходят на трассе. В связи с этим, их соблюдение является гарантом безопасности практически в девяносто процентах случаев. Оставшиеся десять процентов – это чрезвычайные обстоятельства, возникшие в результате ЧС или болезни. 

Контролирующая функция исполнения дорожных правил возложена на Департамент ОБДД. Но, как бы специальные службы и органы не контролировали этот аспект, ситуация не изменится в лучшую сторону и риски не снизятся, если каждый человек не будет лично заинтересован в безопасности, как собственной, так и окружающих его людей.

Безопасность на дорогах для пешеходов

Практически каждый день все мы участвуем в движении на дорогах: кто-то как водитель, кто-то в роли пассажира, а кто-то в качестве пешехода. Последняя роль достаточно ответственная, так как не только водители автотранспорта, но и пешеходы в ответе за безопасность. Ведь риски есть и с той, и с другой стороны. Нередко, непосредственно пешеходы провоцируют аварийную ситуацию, переходя трассу в запрещенном месте или же на красный сигнал светофора. Есть и такие, которые даже по сторонам не смотрят, когда пересекают дорогу, что абсолютно безответственно, ведь машина может выехать, например, со двора, из стоянки.

В связи с этим, всем гражданам важно придерживаться главных правил, что позволит минимизировать риск ДТП:

  • люди, передвигающиеся пешком, обязаны идти по тротуарам, специально оборудованным дорожкам или вдоль обочины при условии, что нет ничего из перечисленного;
  • если идти вдоль автотрассы приходится в темноте (вечером или ночью), желательно иметь какие-то предметы, отражающие свет, или же надевать одежду, на которой присутствуют светоотражающие элементы (главное, чтобы водители автотранспорта могли их видеть);
  • пересечение автотрассы разрешается исключительно в специально отведенных местах, по переходам для пешеходов, или, если их нет, на перекрестке, не отклоняясь от тротуарной линии;
  • если движение не регулируется на переходах, человек может выйти на дорогу после предварительной оценки расстояния до движущегося транспорта, скорости их движения и только тогда, когда пересечение трассы будет полностью для них безопасным.

Практически с самого детства нам рассказывают ПДД. Но с возрастом мы по какой-то необъяснимой причине напрочь о них забываем. А одни из главных правил остается элементарный осмотр проезжей части перед тем, как перейти с одной ее стороны на другую. Вроде бы простое правило и, даже банальное. Тем ни менее, если бы каждый человек его соблюдал, аварий на дорогах было бы гораздо меньше. И, даже, когда вы очень сильно торопитесь, куда-то опаздываете, нельзя пересекать дорогу в месте, не предназначенном для этого.

Особенно внимательны пешеходы должны быть при не очень хорошей погоде. Видимость для водителей существенно ухудшается при тумане, когда идет сильный дождь. Ехать становится гораздо сложнее и, соответственно, опаснее. В первую очередь, на мокром дорожном покрытии становится больше расстояние, которое требуется для остановки машины. Поэтому, лишь после того, как вы убедитесь, что вам ничего не угрожает, пересекайте проезжую часть. Очень важно понять одну простую вещь – автомобиль не в состоянии остановится моментально.

Действия автоводителей и передвигающихся пешим ходом на дороге зимой, когда особенно часто наблюдается гололед – это отдельное и крайне важное правило. Рекомендуется, по возможности, передвигаться исключительно по тем дорожным участкам, которые предварительно были посыпаны песком. Переходить автотрассу следует исключительно на переходе и на зеленый. Авто может появиться совершенно внезапно, а по скользкой дороге слишком быстро не побежишь. Риск аварии увеличивается в разы.

Если исполнять эти несложные правила, появляется возможность снизить вероятность возникновения ДТП. Каждый человек обязан всегда помнить, что от его сознательности и дисциплины зависит не только его безопасность, но и тех, кто в этот момент тоже является участником движения.

Для сотрудников ГИБДД профилактическая работа, направленная на предупреждение аварийных ситуаций, в которых задействованы пешеходы – это приоритетное направление. Дело в том, что практически каждое 3-е ДТП с пострадавшими или погибшими не обходится без пешеходов.

Люди, передвигающиеся пешим ходом, считаются одним из наиболее слабозащищенных звеньев общей цепочки движения на дорогах. Если провести сравнительный анализ между всеми участниками, то они совершенно не защищены с физической точки зрения. Соответственно, в ДТП с их участием, в большинстве ситуаций без трагедии не обходится. В лучшем случае – это сложные травмы, требующие длительного лечения. Часто, после аварии такой человек остается инвалидом, а нередко все заканчивается для него летальным исходом. Также, часто именно пешеход является провокатором аварии, так как он либо не знал ПДД, либо просто игнорировал их.

На пешехода возложена слишком большая ответственность. Движение на дороге – процесс сложный и безопасность зависит от каждого участника без исключения и от пешеходов тоже. Каждый из нас обязан строго выполнять правила, следить за собственным поведением на улице, во время пересечения автотрассы.

Правила безопасного поведения на дороге

  1. Передвигаться необходимо исключительно по тротуару, велодорожке или дорожке для пешеходов. Если они отсутствуют, то по обочине и обязательно по направлению навстречу транспорту.
  2. На участках, где установлены светофоры, пересекать автотрассу необходимо только тогда, когда загорится зеленый свет.
  3. Там, где не предусмотрена установка светофоров, шоссе следует пересекать по специальному переходу, в том числе и оборудованному под землей. Если же таких нет, то переходить следует по «зебре».
  4. В случае отсутствия переходов для пешеходов, нужно дойти до перекрестка, расположенного ближе всего. При условии, что ничего из перечисленного в зоне досягаемости нет, переходить на противоположную сторону следует по самому короткому маршруту в там, где не установлены спецограждения и есть хороший двусторонний обзор. Смотреть нужно и справа от себя, и слева очень внимательно.
  5. Ступать на проезжую часть можно только в том случае, когда есть полная уверенность, что все транспортные средства остановились и пропускают пешехода.
  6. Во время пересечения дороги все время важно следить за тем, что на ней происходит.
  7. Запрещено перелезать спецограждения.
  8. При условии, что автотрасса широкая и пересечь ее за один раз не получается, можно этот момент переждать. Для этого предусмотрены специальные «островки безопасности».
  9. Нельзя играть ни на тротуаре, ни, тем более, на дороге. Это слишком опасно. Ни в коем случае нельзя выходить на трассу из-за стоящих авто, деревьев, прочих объектов, являющихся для автоводителя помехой и не позволяющих своевременно вас увидеть.
  10. Если приходится идти вдоль трассы в темноте, важно позаботиться о наличии на одежде, обуви или в руках светоотражающих элементов.
  11. Запрещено останавливаться или на какое-то время задерживаться на шоссе по ходу его пересечения, в частности на разметке, которая разделяет потоки транспорта – делать это можно только на специальных островках.
  12. Если приближается транспорт с мигающими маячками, запрещено переходить автотрассу. Тем, кто в этот момент находится на дороге, необходимо уйти с нее в срочном порядке с соблюдением всех мер безопасности.
  13. Если дорогу нужно пересечь сразу после выхода из автобуса, не стоит спешить. Рекомендуется подождать, пока автобус отъедет. Еще один вариант для пешехода – пройти до перехода. Это может быть пешеходный переход со светофорами или специальными знаками. Так будет намного безопаснее.
  14. Внимательным и ответственным следует оставаться всегда, даже в тех местах, где автомобили и другие транспортные средства ездят редко. Прежде, чем переходить с одной стороны дороги на другую, следует посмотреть по сторонам. Машина в любую секунду может выехать из-за поворота, дома и так далее.
  15. В ожидании общественного или другого транспорта, стоять необходимо исключительно на посадочных спецплощадках, обочине или тротуаре.

От дисциплины и ответственности на дороге каждого из нас зависит наша безопасность, а нередко и жизнь, а также безопасность всех, кто нас окружает.