Авиакомпании получили разрешение заполнять салоны авиатранспорта пассажирами в полном объеме.

Относительно заполняемости салонов воздушного транспорта пассажирами в канун лета были сделаны уступки со стороны Роспотребнадзора авиакомпаниям, а также транспортному правительственному блоку. В настоящее время ведомство не настаивает на том, чтобы билеты продавались только в количестве 50%. Соответственно, у перевозчиков появился шанс окупить, если не все, то хотя бы какой-то процент рейсов при условии резкого роста спроса в июне на авиаперелеты. Но и после отмены этого требования, ряд экспертов уверены, что рекомендации недостаточно адаптированы к организационным особенностям авиарейсов с пассажирами. По их мнению, следует проработать новые и обязательно взять во внимание как мнение авиакомпаний, так и эпидемиологов.

От авиационных компаний Роспотребнадзор больше не требует соблюдения лимитов загрузки транспортных средств только наполовину. В подготовленных рекомендациях отсутствуют ограничения в заполняемости салонов на пятьдесят процентов как заявили в ведомстве, они только согласовали рекомендации, а ответственными за их разработку являются специалисты из Росавиации. 

В рекомендациях, опубликованных 18.05. Роспотребнадзором, указывалось, что все пассажиры самолетов обязаны быть во время полета в масках. Также были требования и относительно расстояния людей – рассаживать их в салоне необходимо было в шахматном порядке. Чтобы появилась возможность выполнить установленные требования, пришлось бы реализовывать билеты не больше, чем на 50 процентов.

Такое положение дел у авиакомпании вызвало резко отрицательную реакцию и это вполне объяснимо. При существующей стоимости билетов для окупаемости совершаемых рейсов загрузка пассажирами самолетов не должна быть менее семидесяти процентов. В обычное время в течении всего зимнего сезона (ноябрь-март) работают себе в убыток. Деньги за реализованные на лето билеты они начинают получать только в марте. В 2020 г. ситуация совершенно другая, так как были остановлены внутренние и международные авиаперевозки. Поэтому спрос на билеты резко снизился, поток пассажиров упал в два последние весенние месяцы. Соответственно, убытки авиаперевозчиков имеют рекордные показатели.

И в Росавиации, и в Минтрансе, эти требования с лимитом загруженности салонов поддержаны не были.

Е. Дитрих, министр Минтранса, сказал, что самые бюджетные билеты в таком варианте продаж будут стоить не менее 70 000 рублей. Что касается самих авиакомпаний, то они заявили, что согласятся с такими требованиями только, если остальные пятьдесят процентов мест будут субсидированы. В правительственных кругах к этому повороту событий не готовы.

Представители S7 рассказали, что при рассадке людей в действующих условиях при бронировании им назначаются места, через одно и через ряд, если загрузка авиатранспорта дает возможность так поступить. Также, введена практика посадки на борт в несколько этапов. Те, кто летит эконом-классом, на гейте будут заходить на посадку небольшими группами. Сначала люди, у которых билеты с местами в хвосте, затем пассажиры с билетами на носовой части. Практика не новая. Еще до начала эпидемии она использовалась многими авиакомпаниями мирового уровня. Это достаточно удобно и люди в салоне могут спокойно, не толкаясь, разместиться.

Также, было сделано уточнение, что меры безопасности людей в аэропорту, а также в самом самолете компания стала применять задолго до того, как рекомендации были опубликованы. Как только стало известно о том, что инфекция распространяется, на рейсах усилили мероприятия по проведению уборки. В аптечку добавили медицинские маски и резиновые перчатки, а пассажирам выдаются салфетки антисептического типа.

Комментировать что-то в «Аэрофлоте» не стали. Но неделю тому они сообщили, что введена новая система обслуживания граждан, которая соответствует утвержденным главным санврачом правилам, а также методичкам, составленным Роспотребнадзором и Росавиацией. Посадка пассажиров предусматривает наличие у них масок и резиновых перчаток. Маски меняются на новые по истечении каждых 3-х часов. Граждане, у которых температура тела выше 37°С, на борт не допускаются. Что касается рассадки пассажиров, то об этом упоминаний нет.

В авиакомпании Nord Wind рассказали, что готовы выполнять предписания. Во всех аэропортах проводится тщательная обработка оборудования и зон, где обслуживаются пассажиры (ленты багажа и интроскопов, регистрационные стойки, терминалы для проведения платежей и не только). Весь персонал работает в средствах индивидуальной защиты и с антисептиками. Перед отправкой в рейс все самолеты тщательно убираются с применением дезинфицирующих веществ и средств противовирусного действия высокой концентрации. После обработки салон обязательно проветривается. Комментариев от представителей АЭВТ не последовало.

Сотрудник одной из самых крупных авиакомпаний РФ уверен, что смягчение ранее опубликованных рекомендаций благоприятно скажется на всей отрасли. Но они не дадут возможности авиаперевозчикам текущим летом работать в прибыль.

Он пояснил, что карантин повлиял на материальное положение российских граждан. Финансы у многих закончились, а это напрямую повлияло и на спрос на авиаперелеты. По самым оптимистическим прогнозам, в прибыль эта сфера сможет начать работать ближе к 2021 г.

Б. Рыбак, руководитель Infomost, отметил, что и после отмены предыдущих требований, связанных с наполнением салонов самолетов, пробелов в рекомендациях еще осталось очень много. Например, далеко не все аэропорта оборудованы телетрапами. До терминала пассажиров будут везти всех вместе в автобусе, где они и могут получить инфекцию. Заразиться можно и при сдаче багажа: достаточно одного человека, у которого есть вирус, чтобы он стал источником распространения. И эти моменты в рекомендациях не оговариваются. По мнению Рыбакова, чтобы организовать полноценное функционирование отрасли, составлять рекомендации необходимо совместно с представителями этой сферы деятельности и врачами-эпидемиологами.