В Общественной палате России состоялись общественные слушания «Штрафы за нарушение ПДД в проекте нового КоАП: анализ и обсуждение».

Открывая заседание, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий представил статистические данные о ситуации на российских дорогах. Он сообщил, что в 2018 году при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в России погибло более 18 тысяч человек, что на тысячу меньше, чем в 2017 году. В целом количество ДТП с пострадавшими, согласно данным официальной статистики, снижается: с 2010 года число таких аварий сократилось на 16 процентов (с 200 до 168 тысяч).

А вот количество выявляемых нарушений скоростного режима, по данным МВД, ежегодно растет. В 2016 году их было зафиксировано более 53 миллионов, в 2017-м — свыше 69 миллионов, 2018-м — уже около 90 миллионов. В 2018-м из-за превышения скорости произошло более 3500 ДТП, в результате которых погибли 668 человек и 4615 пострадали.

С целью сокращения этих и других правонарушений разработан новый проект КоАП, предусматривающий увеличение штрафных санкций для водителей, в частности за превышение скорости, неправильную парковку, вождение в нетрезвом виде, неправильное поведение на железнодорожных путях и многое другое.

Владимир Винницкий напомнил, что правительство поставило целью сокращение аварий на 3,5 процента, и подчеркнул, что достичь этого можно путем улучшения качества дорожного полотна, а не повышения размеров и собираемости штрафов.

«Необходимо правильно организовывать движение и культуру вождения на дорогах. Низкие показатели аварийности на автобанах, где разрешена максимальная скорость вождения, доказывают, что ограничение скорости не является эффективным инструментом для сокращения количества ДТП», — заявил спикер.

Он также обратил внимание слушателей на эффективность использования комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения (фото- и видеокамер), в 2018 году их число на дорогах увеличилось до 11 тысяч, то есть на 20 процентов.

«В местах, где установлены камеры, снижается количество ДТП и тяжесть их последствий, — отметил Винницкий. — По данным ГИБДД, ликвидировано более 1300 аварийно опасных участков благодаря камерам фиксации».

Наряду с этим общественник указал на большое количество жалоб, связанных с работой дорожных камер: автовладельцы упрекают власти в том, что «камеры превратились в источник дохода в казну». Так, доля штрафов, уплаченных на основании данных, полученных с камер, составляет 70–80 процентов от общего числа. В целом по России сумма таких штрафов достигает 68 миллиардов рублей в год.

Кроме того, водители считают, что штрафы, выписанные согласно данным, полученным с камер, не всегда носят правомерный характер, также нарекания вызывают механизмы обжалования штрафов.

Владимир Винницкий выразил уверенность, что такие меры, как создание благоприятных условий езды, совершенствование дорожной инфраструктуры, внедрение фото- и видеофиксации, способны обеспечить снижение числа погибших и пострадавших при ДТП и без увеличения размера штрафов.

Заместитель главы Минюста Денис Новак в своем выступлении сообщил, что штрафы для водителей в проекте нового КоАП будут пересмотрены. Он напомнил, что ранее против ужесточения наказания для водителей выступил премьер-министр Михаил Мишустин.

«Как показала реакция людей на резкое увеличение санкций, запросам общества проект не соответствует. Документ будет изменен», — сказал Новак.

Он напомнил, что предложения по блоку, посвященному нарушениям правил дорожного движения, готовило МВД, разработчики стремились добиться снижения смертности на дорогах. Тем не менее, убежден замминистра, одним лишь усилением наказаний проблему вряд ли можно решить.

Член Общественной палаты Санкт-Петербурга Валерий Солдунов также уверен, что проект КоАП нуждается в доработке.

«К предложениям по существенному увеличению штрафов нельзя относиться формально. Заявленные нововведения не будут способствовать улучшению ситуации в сфере безопасности дорожного движения», — подчеркнул Солдунов, отметив, что сроки принятия этого документа были перенесены с марта на май, поскольку проект нового КоАПа необходимо обсудить с общественностью.

«В Санкт-Петербурге такая работа уже ведется, в настоящий момент мы совместно с Главным управлением Минюста России по нашему городу готовим общественные обсуждения, которые запланированы на начало марта», — добавил общественник.

Валерий Солдунов поддержал инициативу создания общественных советов при управлениях Госавтоинспекции в регионах страны, предложив организовать координационные рабочие группы на площадках региональных общественных палат с широким привлечением общественности и профильных ведомств к вопросам безопасности дорожного движения.

Ссылка на источник