После начала специальной военной операции заметно вырос уровень угроз совершения терактов на транспортных объектах. По данным экспертов информационно-аналитического журнала «RUБЕЖ» меняется и характер возникающих угроз, что провоцирует необходимость перестраивать мероприятия, направленные на защиту объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ).
Сегодня целью террористических атак может стать любой ОТИ: грузовой терминал, остановка общественного транспорта, вокзал, путепровод или мост. Угроза совершения террористических ударов повышается не только в регионах, непосредственно граничащих с зоной проведения СВО, но и в центральных районах страны.
Основная угроза исходит от агентов, завербованным иностранными, в том числе и украинскими спецслужбами, а также диверсионных групп, имеющих специальную подготовку. Для ударов, прежде всего, будут использоваться взрывные устройства, доставка которых может осуществляться и посредством транспорта, как это произошло при ударе по Крымскому мосту.
Эксперты считают необходимым увеличить количество досмотров не только транспортных средств, но и пассажиров. Следует повысить число сотрудников служб безопасности, обеспечивающих охрану ОТИ. Зафиксированные происшествия показали, что далеко не все транспортные объекты имеют технические средства, необходимые для пресечения подобных угроз. Кроме того, вызывает определенные вопросы квалификация сотрудников, реализующих подобные мероприятия.
В связи с регулярными угрозами со стороны Киева, касающимися использования «грязной бомбы», необходимо усилить контроль за перевозкой радиоактивных материалов, а также повысить уровень мониторинга радиационного фона на ОТИ. Поскольку «радиационный терроризм» может стать причиной гибели тысяч людей, а негативные последствия будут ощущаться десятилетиями, уровень защиты от подобных угроз должен быть повышен до максимально возможных значений.
Эксперты отмечают, что сегодня в России достаточно технических средств, способных обеспечить химический и радиационный контроль. Отечественные производители обеспечивают изготовление приборов, которые по своим параметрам не уступают западным аналогам. Однако одного оборудования мало, поэтому необходимо предусмотреть программы подготовки для сотрудников, которым предстоит работать с этими техническими средствами.
В век информационных технологий еще одной угрозой для ОТИ становятся хакерские атаки. Сегодня множество транспортных вопросов решается в автоматическом режиме при помощи искусственного интеллекта. Несанкционированное вмешательство в его работу может иметь серьезные последствия. Банальное отключение системы бронирования билетов на междугородние маршруты, спровоцировало серьезные трудности. Пришлось переходить на отечественные аналоги.
На фоне растущих угроз необходимо повышать и общий уровень защиты ОТИ от террористических атак. С этой целью представителям Ространснадзора следует проводить дополнительные практические мероприятия.
Сегодня продолжается активное использование оборудования иностранного производства для обеспечения безопасности на ОТИ. В нынешних санкционных условиях, его дальнейшее обслуживание вызывает определенные трудности, поэтому следует рассмотреть возможность замены на современные отечественные аналоги. Кроме того, нынешние реалии показали необходимость повышения уровня защиты от использования беспилотных летательных аппаратов, представляющих собой огромную опасность. При возникновении различных угроз, персонал ОТИ должен уметь реагировать должным образом, чтобы предотвратить серьезные последствия. Для этого с сотрудниками следует проводить дополнительные занятия и практические мероприятия.
Эксперты отмечают, что в последующие несколько лет угрозы терактов на ОТИ будут только усиливаться. Особенно остро данные проблемы будут стоять на территории субъектов, недавно ставших частью России. Для построения грамотной и эффективной системы транспортной безопасности требуется дополнительное время, поэтому начинать подобное строительство следует уже сейчас.
Методы поддержания безопасности на ОТИ должны носить комплексный характер. Для этого следует рассмотреть создание единой площадки, которая позволит оперативно обмениваться опытом и мнениями, для формирования максимально эффективных мер противодействия террористическим угрозам. Основу этой платформы следует сформировать из экспертов и представителей транспортной безопасности.