Одной из главных причин ДТП в России является наезд автотранспорта на пешехода. Несмотря на то, что за 5 последних лет количество подобных аварий снизилось, но ¼ от всего объема происшествий, как и раньше принадлежит к этой категории. Для сбившего на пешеходном переходе человека водителя возможна уголовная ответственность. К тому же, в подобных ситуациях, как правило, суды принимают сторону пострадавшего, а именно пешехода. Что касается пешехода, даже, если виновен он, так как является нарушителям правил дорожного движения, то ему назначается всего лишь штраф.

Наезд на пешехода, согласно информации МВД, считается одним из наиболее часто встречающихся видов дорожных аварий. В прошлом году за 9 месяцев таких ДТП было совершено 24 159 (от общего объема 25,1%. За период с начала этого года по сентябрь в столице в дорожных происшествиях погибло 50 граждан, и еще 556 человек были травмированы. При этом все аварии произошли по вине пешеходов в связи с несоблюдением ими правил. Такие данные представляет «Агентство городских новостей». Главное нарушение – это, когда человек переходит проезжую часть в неположенном месте, например, поблизости от зебры, но не по ней. В этом же году в Якутии, в Республике Саха зарегистрировано 157 ДТП, в ходе которых был наезд на пешехода. Там погибло десять граждан, травмированы 155, среди которых 33 человека – это дети. Именно такие цифры приводит SakhaLife.

Согласно статистике, за 5 истекших лет ситуация изменилась в лучшую сторону. Число таких аварий сократилось, но, тем не менее, составляют ¼ от всего количества происшествий на дорогах.

ПДД для пешеходов и владельцев автотранспортных средств

Обе категории в ходе движения обязаны следовать светофорным сигналам либо тем сигналам, которые подает регулировщик, о чем сказано в ПДД в п. 4 и п. 14. Водителю же необходимо подождать, пока человек пересечет автотрассу, даже в том случае, когда включился красный свет. Аналогичная ситуация и с переходами для пешеходов, которые не регулируются. Если по дороге идет человек, то его в обязательном порядке следует пропустить.

В таком месте человеку нужно выходить на дорогу, внимательно посмотрев, что к нему не приближаются автомобили. Недопустима задержка на автотрассе во время ее пересечения. Для того, чтобы машину пропустить, человек может стать на разделительной линии между потоками автомобилей, движущихся в разные стороны, либо выбрать для этого островок безопасности.

Что должен предпринимать водитель ТС

  1. Не выезжать на переход.
  2. В том случае, когда пешеход незрячий, о чем сигнализирует палкой белого цвета, его необходимо пропустить не только на переходе, но и вне его.
  3. Необходимо пропустить пешеходов, направляющихся к маршрутным ТС или от них на занимающей автодорогу остановке.

ПДД на пешеходном переходе

  1. При пересечении проезжей части не по зебре следует не выходить на нее из-за машины, которая стоит и перекрывает обзор.
  2. Если на улице не очень хорошая видимость или темно, люди должны позаботиться о наличии предметов одежды и так далее, на которых имеются специальные элементы, отражающие свет. В загородной зоне это обязательное требование.
  3. Во всех случаях нужно пропускать автомобили скорой помощи, полицейские и пожарные машины.

Судебная практика

К. Гуревич из МГКА «Бюро адвокатов «Де-юре», отметил, что водитель, если он не будет соблюдать правила при пересечении пешеходного перехода, понесет наказание, которое может быть гражданским, административным или уголовным. Насколько тяжелым оно в итоге будет, зависит от размера ущерба, причиненного в ходе происшествия. Назначено наказание может быть и в том случае, когда дорогу человек пересекал там, где делать это не разрешается.

На пешеходе одежда темного цвета

С.-Петербургский Выборгский районный суд в 2019 г. Признал виновным водителя автомобиля по ч. 3 ст. 264 УК. В материалах дела говорится, что водитель авто Mitsubishi ехал с приблизительной скоростью 60 километров в час в то время, как перестраивался в другую полосу, в правую, сбил пешехода, движущегося между двумя полосами, правой и левой, навстречу транспортному движению. Пострадавший умер. Водитель получил условный срок 2 года. Также ему была назначена выплата моральной компенсации родственникам человека, погибшего в ДТП человека, в размере 400 тысяч рублей. Такое разъяснение по делу № 1-74/2019 предоставляет объединенная служба по связям с общественностью С.-Петербургских судов.

Подсудимый с решением суда был не согласен. Он его обжаловал, к тому же, с успехом, так как апелляционная инстанция дело направила на пересмотр. В итоге С.-Петербургский Выборгский районный суд в этом году предыдущее собственное решение изменил. Водитель был оправдан, а также за ним было признано право на дальнейшую реабилитацию. Об этом рассказали представители объединенной службы по связям с общественностью С.-Петербурга. Водитель на судебном заседании рассказал, что решил перестроиться, соответственно, включил поворот, после чего глянул в зеркало. Так как расстояние к другим автомобилям было безопасное, он стал проводить нужный ему маневр. Уже после выезда на требуемую полосу, он увидел на расстоянии от себя в 5 м человека, резко затормозил, только остановиться уже не успел. Он понял, что пешехода сбил, вышел и старался оказать помощь.

Со слов свидетеля следует, что он по данному дорожному участку передвигается часто. Переходов на нем нет, как и пешеходы практически никогда не встречаются. До момента аварии потерпевшего он не видел на трассе. Еще один свидетель, находившийся в машине, ставшей участницей ДТП, также пояснил, что не было видно человека на трассе. И. Харченко, судья, изучила видеосъемку, сделанную на месте аварии. Там видно, что по газону, который находится за пределами ограждения, движется человек, одетый в одежду темного цвета. Потом он перелезает через это ограждение и пытается остановить автомобиль, подняв правую руку. Дальше человек выходит на проезжую часть, правую полосу, и идет по направлению навстречу транспортному потоку. Дальше видно, как он дошел до середины трассы. Больше его в кадре нет. В ходе судебного заседания была назначена еще одна специальная экспертиза. По ее результатам стало понятно, что избежать наезда у водителя не было никакой возможности.

Судья отметила, что в деле отсутствуют доказательства того, что водитель мог разглядеть во время маневра человека. В момент движения преимущество принадлежало непосредственно водителю автомобиля.

Гуревич говорит, что в большинстве случаев суды принимают именно сторону того, кто движется пешком. Что касается водителей, то им в такой ситуации необходимо еще доказать, что они не виновны, даже тогда, когда именно пешеход является нарушителем правил дорожного движения. Еще один отрицательный момент для водителя заключается в том, что добиться по подобным делам автотехнической экспертизы достаточно непросто. Особенно, если здоровью человека был нанесен легкий или средней тяжести вред. Чтобы не попадать в столь печальные ситуации, водителю следует сбрасывать скорость и ждать, пока человек пройдет проезжую часть.

Согласно ст. 12.18 КоАП, водителю, который не пропустит пешехода, могут назначить штраф административного порядка до двух с половиной тысяч рублей. Например, одному из водителей автомобиля Mitsubishi, который проходил по делу № 12-14/2022, за то, что не пропустил пешехода, переходившего на нерегулируемом переходе дорогу, но был соответствующий дорожный знак, назначили штраф в сумме полторы тысячи рублей. Штраф инспектором Госавтоинспекции был выписан в связи с нарушением водителем п. 14.1 ПДД. В суде штраф был водителем обжалован, но ему было отказано двумя инстанциями.

Если в ходе дорожно-транспортного происшествия человеку, передвигающемуся пешком, был нанесен вред, пострадавший имеет полное право на подачу гражданского иска с целью возмещения убытков. При рассмотрении иска судебная инстанция может обязать автовладельца оплатить пострадавшему лечение вместе с дальнейшей реабилитации, а также назначить выплату моральной компенсации. В случае нанесения здоровью человека вреда тяжелой степени водителя ждет уголовное наказание. Водитель автомобиля Hyundai Solaris при ограничении скоростного режима 60 километров в час ехал с более высокой скоростью, а именно 88,4 километра в час. На пешеходном нерегулируемом переходе он не пропустил женщину, совершив на нее наезд. Смерть пострадавшей наступила сразу. В итоге водитель был привлечен по ч. 3 ст. 264 УК к уголовной ответственности. Суд назначил ему 2,6 года заключения в колонии-поселении. Кроме этого, по решению суда, он не может работать на должности, подразумевающей вождение ТС на протяжении 2-х лет. В ходе рассмотрения дела № 1-266/2021 был подан сыном погибшей в ДТП женщины иск, касающийся компенсации морального ущерба. Суд принял сторону заявителя и назначил виновному в аварии выплатить родственникам погибшей сумму в размере 1 000 000 рублей.

В Московском городском суде подтвердили вынесенный студентке, которая сбила 3-х детей, приговор

В прошлом году в столице России произошло дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом. Восемнадцатилетняя девушка, управляющая Mazda, на зебре сбила семью – 3-х детей, их мать, а также бабушку. В результате погибло двое детей. Во время расследования было установлено, что девушка двигалась на скорости до 40-50 километров в час. При этом она смотрела в смартфон.

Виновница смертельного происшествия позже разъяснила, что авария произошла потому, что ей помешали грузовик и ярко светившее солнце. В связи с этим пешеходов она увидела слишком поздно. Девушка была осуждена по ч. 5 ст. 264 УК. Столичный Солнцевский районный суд назначил ей заключение в колонии-поселении сроком на 5 лет.

Не настолько серьезное наказание ждет пешеходов за то, что они нарушили ПДД во время движения по зебре. Им, согласно ст. 12.29 КоАП, могут выписать предупреждение либо небольшой штраф – 500 рублей. Одному из пешеходов, который переходил проезжую часть не по зебре, но та была в поле его видимости и там стояли соответствующие знаки, назначили штраф в размере пятисот рублей.