Как провести эвакуацию из машины людей, поможет разобраться QR-код

Карты спасения появятся в РФ. Они дадут возможность ускоренными темпами эвакуировать находящихся в разбитых в ДТП автомобилях людей. Там будет отмечено, в каких местах и как разрешается резать транспортное средство, где в машине находятся аккумуляторы и другие комплектующие. По мнению спасателей, такие инструкции помогут им при выполнении задач. Эксперты считают, что в первую очередь это касается электрокаров и гибридных авто. Журналисты «Известий» разбирались, в чем польза этого нововведения.

Схема устройства

На сайте ВНИИ ГОЧС МЧС РФ сказано, что в РФ утвержден ГОСТ, касающийся карты спасения. Созданием нового документа занималась именно данная организация.

Документ начнет действовать с 01.02.2023 г. В нем говорится о необходимости создания специальных карт спасения, которые представляют собой схемы машин разных моделей. На них указываются расположение всех основных составляющих и комплектующих машины, а также места, в которых можно ее разрезать и вскрывать. Благодаря этим сведениям, спасатели смогут разобраться в тонкостях строения попавшего в ДТП авто, что важно во время извлечения водителя и пассажиров. Также, они смогут не подвергать себя и потерпевших рискам при выполнении работ с автомобилями, функционирующими на различных энергетических источниках, в частности на альтернативных.

В. Мошков, замначальника ВНИИ ГОЧС, указал, что этот документ позволяет максимально разобраться в конструкции ТС. В случае аварии на дороге данные знания особо актуальны. Имея нужную информацию, спасатели смогут быстро и эффективно оказать помощь пострадавшим и не подвергать опасности себя.

Чем полезен QR-код

Создатели ГОСТа говорят, что разработкой документов по своей воле займутся автопроизводители. Действовать они будут в соответствии с едиными правилами и стандартом.

ВНИИ ГОЧС сообщает, что каждый, эксплуатируемый в РФ, автомобиль с созданной на него картой будет оснащен кодом. Благодаря ему машину можно будет идентифицировать, а также перейти по ссылке, где есть вся информация по описанным документам.

Предположительно сведения будут иметь вид QR-кода, находящегося на кузове авто. разработчики ГОСТа говорят, что достаточно отсканировать код, чтобы вся информация к схеме ТС стала доступна.

Позаботятся о безопасности

Спасатели утверждают, что этот документ будет отличной помощью. А. Гежи, бывший начальник нерюнгринского поисково-спасательного отряда, указал, что, на сколько операция по спасению будет успешной и безопасной для пассажиров, водителей и спасателей, зависит от объема полученной информации.

Если в ДТП попадают машины более старых моделей, то, как правило, все понятно. Специалисты хорошо понимают, где нужно разрезать ТС, чтобы извлечь из него людей. А вот с последними моделями бывают трудности.

Более того, если о машине нет необходимой спасателям информации, для спасателей это нередко большой риск. А. Гежа рассказал о случае из своей практики, когда, извлекая человека из перевернувшегося авто, он с другими спасателями чудом избежали серьезных ожогов химического характера.

Он пояснил, что тогда был дождь и они просто не увидели, что из поврежденного аккумулятора, находящегося в непривычном месте, просачивается кислота. Благодаря спецодежде никто не пострадал.

Он добавил, что спасателям важно понимать, где находятся в автомобиле бак с топливом, на каком именно топливе работает ТС. Что касается машин гибридного типа, то важно знать, где установлен электродвигатель, аккумуляторы, какого они типа.

Электромобили

По мнению экспертов, прежде всего карты принесут спасателям в том случае, если им придется иметь дело с электрокарами. М. Кадаков, главред «За рулем», говорит, что, когда речь идет о конструкции машин с традиционным двигателям, то, независимо от модели, существенной разницы нет, так как расположение комплектующих у них одинаковое.

С гибридами и электрокарами ситуация иная. Батареи в разных моделях авто могут быть в разных местах: в багажнике, под полом и так далее. Если спасатели будут знать все особенности конструкции, им будет гораздо легче справиться с работой и с поставленной задачей. В любом случае хуже от наличия такого документа не будет.

И. Моржаретто, партнер агентства аналитики «Автостат», с ним солидарен во мнении. Он говорит, что новый документ будет для спасателей чем-то вроде учебного пособия.

Он говорит, что в случае автомобильной аварии, участником которой выступает электромобиль, сведения о местонахождении в нем батареи и способах тушения возможного возгорания способны принести немалую пользу специалистам.

Эксперты, также, подчеркнули, что ГОСТ – дело добровольное. Дело в том, что разработка документа для каждой отдельной модели, последующая маркировка авто, создание нужной для функционирования электроники – это финансовые, административные и человеческие ресурсы, которые ложатся на плечи автопроизводителей.

На Западе проблемы уже существуют

В европейских странах и в Америке количество электрокаров на трассах значительно больше, чем на российских дорогах. Спасатели этих стран уже испытали на себе некоторые сложности при работе с этими автомобилями.

Один из инцидентов произошел поблизости Хьюстона. Загоревшуюся в результате аварии Tesla S было сложно потушить. Понадобилось более ста тонн воды, чтобы ликвидировать огонь на батареи. В Филадельфии по истечении некоторого времени произошел подобный случай. Чтобы потушить электромобиль, понадобилось приблизительно три часа. Огнеборцы в Копенгагене для этой цели сделали специальный контейнер. В него помещают машину и таким образом тушат.

В отчете HTSB США сказано, что в инструкциях к авто этого типа зачастую не указаны тонкости по устранению возможных возгораний. Также, отмечается, что спасатели не знают, как в подобных ситуациях тушить пламя.