С текущего месяца в России начинает действовать новый документ, который будет регламентировать деятельность сотрудников ГИБДД и их отношения с водителями. Несмотря на то, что новый документ, фактически, является улучшенной версией административного регламента, он имеет ряд интересных нововведений, в которых решили разобраться журналисты портала «74.ру».

Особая скрытность

Новый документ предоставит сотрудникам ДПС возможность скрытого патрулирования. До недавнего времени, они имели право проводить патрулирование на автомобиле, без опознавательных знаков, но должны были находиться в форменной одежде. Теперь, для лучшей маскировки, они могут одевать обычную одежду, что обеспечит дополнительную скрытность.

Однако, чтобы обезопасить водителей, законодатель предусмотрел несколько нюансов:

- сотрудники ДПС не могут самостоятельно принимать решение о скрытых патрулях, им для этого потребуется приказ начальника;

- не допускается создание условий для провокации водителя к нарушению ПДД;

- находящиеся в скрытом патруле сотрудники ДПС не могут самостоятельно остановить водителя, а должны «передать» его своим коллегам.

Фиксация нарушений будет производиться при помощи широкого спектра устройств, включая смартфоны и квадрокоптеры. В числе новых потенциальных нарушений, которые смогут выявлять скрытые патрули, появится и «опасное вождение». Сейчас оно не является наказуемым, но в новом КоАП за него предусмотрен штраф в 5 тысяч рублей.

По нынешним правилам, сотрудникам ДПС запрещено располагать патрульный автомобиль в местах с ограниченной видимостью. Новые правила позволят осуществлять подобные маневры на участках, которые отличаются особенной аварийностью.

Среди решенных вопросов, эксперты отметили нюанс, связанный с остановкой водителей для проверки документов. По старому регламенту, сотрудники ДПС должны были иметь основания для проверки, которые были четко регламентированы. В результате грамотные водители устраивали споры и конфликтные ситуации с сотрудниками, поскольку те не всегда могли обосновать остановку. По новым правилам, водителя можно остановить для проверки документов без объективных причин.

Сокращенный регламент

Новый регламент, который уже вступил в силу, потерял в объеме почти половину. По словам Юрия Панченко, который является автомобильным экспертом, причиной тому послужило разделение надзора на две сферы: контроль за соблюдением ПДД и безопасностью дорожного движения.

Причиной такого разделения послужило отсутствие юридического обоснования полномочий сотрудников ДПС, связанных с контролем за соблюдением водителями правил. В прошлом году, после реформы, безопасность дорожного движения была отрегулирована специальным законом, а вот сотрудников ДПС нормативным правовым актом обделили. Сейчас законодатели устранили этот парадокс и заполнили образовавшийся пробел.

«Коррупционный» технический осмотр

Несмотря на то, что обязательный техосмотр отменили, коррупционная его составляющая никуда не делась. Теперь сотрудники ДПС могут самостоятельно проверять техническое состояние автомобиля, что дает водителю дополнительную возможность «договориться» с инспектором.

Эксперт Панченко рекомендует водителям, которые часто пользуются автомобилем, самостоятельно пройти технический осмотр и получить диагностическую карту. Ее наличие сократит до минимума вероятность, что инспектор ДПС станет «копаться» в вашем автомобиле, чтобы выявить неисправности.

Инспекторы из народа и конфискация

На протяжении многих лет в ГИБДД пытаются привлечь граждан к выявлению нарушений ПДД. В Москве уже есть удачный опыт использования специального приложения, который хотят распространить на всю Россию. В большинстве случаев, россияне сообщают о нарушении правил стоянки, что позволяет освободить проезды для «Скорой помощи» или места «Для инвалидов».

В настоящий момент видеофиксацию правонарушений контролирует ГИБДД, что создает определенные трудности и проволочки. Депутаты Госдумы РФ пытаются переложить эти полномочия на федеральные власти, предоставив возможность подписывать постановления «гражданским» специалистам.

Особого внимания заслуживает законопроект, который предусматривает конфискацию ТС у водителей без прав. На протяжении многих лет его обсуждают, пытаются ужесточить, но пока это только проект.

Депутаты предложили ужесточить меры для тех, кто садится за руль без прав. За повторное нарушение следует арестовать водителя до 15-ти суток или обязать его к принудительным работам. Размер штрафа за третье подобное нарушение может достигнуть 100 тысяч рублей. Очередное нарушение, четвертое по счету, может стать основанием для привлечения к уголовной ответственности, с лишением свободы на 1 год. Конфискация имущества, по мнению депутатов, допустима лишь в тех случаях, когда в результате нарушения пострадали люди.