В МВД заявили, что намерения возвращаться к тому, чтобы штрафовать водителей за то, что была превышена средняя скорость, нет. Госавтоинспекция данное нарушение регистрировать не стали. Тем не менее, в некоторых средствах массовой информации появились сведения, что скоро эта практика снова будет вводиться в действие. «Коммерсантъ» отправил в ведомство запрос. Там рассказали, что сначала необходимо ликвидировать «правовые пробелы» в законах, разобраться с подсудностью во время оспаривания штрафных санкций. Когда и каким образом это осуществиться, на текущий момент непонятно. У экспертов есть сомнения, насчет того, что это удастся сделать.

За то, что была превышена средняя скорость (определяется путем фиксации между 2-я или больше видеокамерами скорости на определенном дорожном участке) штрафы выписывали во многих регионах, среди которых Московская и Смоленская обл., Татарстан. Но в прошлом году это прекратили. МВД не озвучило причин отмены таких штрафов, но данный факт признали. Перед этим некоторые депутаты и эксперты в данной области поддали критике законность такой процедуры в частности в связи с тем, что понятие «средняя скорость» в правилах отсутствует.

СМИ в январе этого года, ссылаясь на документацию МВД, рассказали о том, что этот вид штрафов возвращается. В соцсетях данное известие обсуждали достаточно интенсивно.

В службе по связям с общественностью МВД указали, что М. Хуснуллин, вице-премьер, весной прошлого года дал поручение Минюсту и полиции заняться проработкой степени ответственности за данное нарушение. Ведомства проанализировали ситуацию и сделали заключение, что в настоящих законах имеются пробелы, которые мешают назначать штрафы. В связи с этим пока рано вести речь о том, чтобы данную санкцию вернуть.

Из ответа ведомства следует, что во время рассмотрения жалоб основной проблемой выступает определения места, где было совершено нарушение, а также территориальной подсудности.

В правоохранительных органах рассказали об одном из решений ВС. В 2019 г. Осенью им было отменено и возвращено на рассмотрение постановление за данное правонарушение в Смоленской обл. ВС указал, что указанный дорожный участок не может считаться местом, где был нарушен скоростной режим, в частности, что на этот конкретный отрезок пути возможно распространение юрисдикции не одного суда.

В. Травин, президент ООО «КПЗ», говорит, что будет необходимо вносить поправки в правила, во множество законов, задействовать иные механизмы оспаривания. Он считает, что заниматься всем этим никто не будет. Г. Шухман, эксперт по видеокамерам наблюдения, поясняет, что сам механизм определения средней скорости не вызывает вопросов, но они есть со стороны организации процесса и правового поля. Он добавил, что в декабре прошлого года ГД приняла проект закона, который предоставляет Дому правительства полномочия устанавливать требования к видеокамерам и их расположению собственным распоряжением или постановлением. На текущий момент это прописано в ГОСТе, который не является обязательным к использованию. Он считает, что в том же документе должны прописываться и условия, касающиеся средней скорости, а все, что касается места нарушения и времени, должно регламентироваться КоАП.

Минюст занимается подготовкой нового проекта КоАП. В последней его версии не было ничего сказано о средней скорости. Из ответа, данного МВД, понятно, что в перспективе будут вестись работы над поправками, но ничего конкретного пока неизвестно.

В ассоциации ОКО указывают, что, согласно отечественному и иностранному опыту, контроль показателя этой скорости существенно уменьшает аварийность на дорогах и смертность в результате ДТП. Что касается пробелов в законах, то их можно исправить путем закрепления требований к расположению участков, где он будет осуществляться.