Пандемия коронавируса привела к значительным потерям в авиационной отрасли. По информации, озвученной представителем профильного профсоюза, госкорпорации рассматривают вопрос о массовом сокращении работников, чтобы снизить убытки, о чем сообщают «Известия».

Сергей Ковалев, который возглавляет профильную профсоюзную организацию, подготовил письмо на имя Президента Российской Федерации Владимира Путина. В письме он обратил внимание на то, что госкорпорация, обеспечивающая воздушное движение и находящаяся в подведомственном подчинении Росавиации, заявляет о необходимости сокращения порядка 800 своих сотрудников. В списки сокращений попали авиадиспетчеры и другие лица, которые отвечают за безопасность полетов. Ковалев отмечает, что на подготовку одного такого специалиста тратится не меньше 5 лет, и еще 5 лет требуется для приобретения необходимого опыта. Массовые сокращения среди этих сотрудников могут привести к значительному снижению уровня безопасности полетов в гражданской авиации России.

Стоит отметить, что это не первое обращение представителей профсоюза к российским чиновникам. Несколько месяцев назад два аналогичных письма были направлены на имя премьер-министра России Михаила Мишустина. Второе письмо отравили представители профсоюза, обеспечивающие соблюдение правовых гарантий для сотрудников по радионавигации и связи. Во всех письмах отмечено, что госкорпорация нуждается в бюджетной поддержке, без которой трудовой коллектив может лишиться профессиональных кадров.

В письме также говорится о тяжелом финансовом положении государственной корпорации. Сообщается, что пандемия привела к сокращению доходов на 60 процентов. В настоящий момент наблюдается постепенное восстановление международных и внутренних рейсов, но ситуация остается крайне сложной. Каждый месяц компания теряет около 2 миллиардов рублей.

Отмечается, что в начале 2020-го года у компании имелся резерв в виде 80 миллиардов рублей, который позволял обеспечивать постоянную работу всех сотрудников и выполнять взятые на себя обязательства, по соблюдению необходимого уровня безопасности полетов. В начале прошлого года компания имела всего 35 миллиардов рублей запаса, потеряв около 45 миллиардов чистым убытком.

В письме также отмечается, что за все время пандемии компания не получала государственной поддержки, в отличие от аэропортов, которые получили порядка 10 миллиардов дотаций, а также авиакомпаний, получивших более 23 миллиардов рублей компенсации своих расходов.

В это время, госкорпорация только тратила средства, в том числе и на инвестиционные программы, которые так и не принесли прибыли. На эти нужды было потрачено более 20 миллиардов рублей.

Невозможность пересмотра

Представители профсоюза отметили, что еще в середине 2021-го года Росавиация предоставила предписание о необходимости сокращения фонда оплаты труда для сотрудников компании, не менее чем на 10 процентов.

По мнению членов профсоюза, это предписание является прямым принуждением руководства компании к увольнению своих сотрудников, сокращению социальной поддержки и снижению зарплат сотрудников. Авиадиспетчеры лишились различных доплат, не получают премий и надбавок. Социальный пакет значительно сократился.

В ПАРРиС сообщили о том, что их ждет еще более серьезное сокращение. Из 30 тысяч сотрудников, в штате должны остаться не более 80-85 процентов. Под сокращение попадут как авиадиспетчеры, так и обслуживающий персонал.

Ковалев в письме также отметил, что в штате компании работает очень много высоко квалифицированных кадров, которые могут лишиться своей работы. Как только количество полетов вернется к прежнему значению и потребуется восстановление системы сопровождения, отрасль может столкнуться с серьезной нехваткой квалифицированных кадров, на поиск и подготовку которых могут уйти годы.

Представителем Росавиации выступил Дмитрий Ярдов, который отметил, что в текущем финансовом положении, ранее принятое предписание, пересмотреть невозможно. Фонд оплаты труда на 10 процентов будет сокращен в любом случае.

Он также отметил, что в новом году изменится размер ставок аэронавигационных сборов, который оставался стабильным на протяжении последних 12 лет. Причиной для такого повышения в ФАС называют сложную финансовую обстановку во всей отрасли. Стоит отметить, что это может привести лишь к усугублению финансовых проблем компании, о чем заявляют представители профсоюза.

На протяжении 10 лет аэронавигационные компании постепенно приближались к тому, чтобы получать порядка 2 процентов из стоимости билета. Однако, последние изменения и значительный рост цен на перевозки, привели к тому, что сейчас аэронавигационные компании получают с каждого билета меньше 1 процента. Решение ФАС о повышении ставок, приведет к еще большему проседанию.

Сергей Ковалев от имени всех членов профсоюза заключил, что единственной возможностью для восстановления финансового положения компании, является компенсация убытков за счет бюджета, а также обнуление аэронавигационных ставок, что позволит компании значительно сократить свои затраты и отказаться от выполнения инвестиционных программ, навязанных государством.