866012556899744110

Сегодня малый бизнес во многом пересматривает свои стратегии развития, устанавливает собственные долгосрочные приоритеты, принимая во внимание устойчивость, внедрение инноваций и инвестиций, стремится обеспечить прозрачную отчетность о достигнутых результатах, формируют новые модели взаимоотношений с заинтересованными сторонами. Ассоциация предприятий технических средств безопасности здесь не исключение.

План мероприятий на 2020 г. Рабочей группы по проблемам развития технических средств безопасности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности отражает заинтересованность членов Ассоциации в укреплении безопасности проживания и жизнедеятельности граждан, их информированности по вопросам цифровой экономики, развитии телекоммуникационных систем и сервисов на основе взаимного малого и крупного бизнеса, поддержания добросовестной конкуренции на рынке технических средств безопасности.

Хочется начать с того, что устойчивость развития любой страны определяется в первую очередь её состоянием национальной безопасности, то есть способностью государства противодействовать возникающим вызовам и угрозам. Повышение эффективности реализации органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения играет важную роль. При этом информатизация государственного и муниципального управления является лоскутной. В полной мере это касается и систем обеспечения безопасности жизнедеятельности. Разнородность и независимость этих систем безопасности приводят к проблемам в организации межведомственного и межуровневого взаимодействия, снижению эффективности совместного использования этих систем в процессах управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций. И здесь, в целях координации действий рекомендуется автоматизировать информационный обмен между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и администрациями объектов. По существу, речь идёт о цифровой трансформации антикризисного управления, о формировании единой цифровой экосистемы, к которой предъявляются более жёсткие требования – информативность, устойчивость, безопасность.

По мнению председателя Комиссии по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности Николая Рогожкина: «Вопросы обеспечение безопасности моногородов во всех её проявлениях с использованием современных цифровых систем автоматизации остро стоят на повестки дня. Мы имеем определённый уровень информированности по существующим проблемам, но обобщить, аккумулировать и организовать единое управление пока не под силу никому». Как решать эти проблемы, имеет ли право существование идеи «Института безопасности города», которая способно стать постоянной регулярно работающей структурой по продвижению лучшего опыта? Каким образом умный город может обеспечить две практические задачи – новый уровень коммуникаций и безопасность жителей, попытаемся разобраться ниже.

Конечно, не один город не может квалифицироваться как умный и устойчивый если в нём не обеспечивается определённый уровень безопасности жизнедеятельности его граждан. Идея создания проекта «Институт безопасности города» заключается в обсуждении возможности комбинированного подхода к безопасности городских пространств.

В одном из своих выступлений партнёр Ассоциации, генеральный директор Центра проектирования «Платформа» Алексей Фирсов отметил, что «Ценность безопасности граждан не снижается, а возрастает с каждым годом. Целый ряд структур занимается вопросами безопасности профессионально, к ним относятся региональные, муниципальные власти, силовые ведомства, профильные министерства, бизнес, зарабатывающий на технических системах охраны и прочее. Но, при этом, коммуникации между центрами ответственности слабо связаны между собой и подходы в решении вопросов безопасности не интегрированы. Поэтому основная идея проекта заключается в поиске модели взаимодействия различных участников систем безопасности для того, чтобы аккумулировать их компетенции. Проект платформы «Институт безопасности города» планирует заниматься аналитической работой лучших практик в сфере безопасности, обменом опытом между регионами Российской Федерации, быть транслятором интересных решений моногородов, сбором информации причин и их широкого анализа, которые приводят к серьёзным чрезвычайным ситуациям природного и технологического характера, транслируя их всем участникам рынка, формированием технической и экономической оценки решений, которые предлагаются», - отметил Алексей Владимирович.

Основной целью формирования платформы между участниками рынка стал анализ и обсуждение итогов опроса информированности и отношения жителей к современным процессам цифровизации, обеспечения безопасности проживания, возможным способам и вариантам использования технических средств безопасности непосредственно в местах их проживания. Понимание отношения жителей к существующим системам технической безопасности, уровню их готовности к цифровизации данных систем, а также выявление основных проблем, препятствующих цифровой модернизации.

Мониторинг (проведенный ЦСО «Платформа» в августе 2019 года, среди жителей Москвы и Московской области по теме безопасности городского пространства) показал, что комфортная среда – один из основных запросов жителей на безопасность. Поиск инструментов «прозрачного города» не должен упираться в механические средства защиты, такие как ограждения и шлагбаумы. Смещение фокуса в восприятии безопасности – с угроз на комфорт, выражен запросом на защищённость от посторонних, контроль за происходящим на территории, хорошую освещённость, видеонаблюдение 24/7. И здесь, важно преодолеть разрыв между сложившимися стереотипами, как обеспечивается безопасность и теми изменениями в цифровой среде, которые происходят.

Президент АПС, член Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности Сергей Любименко уверен, что «Безопасность, прежде всего, рассматривается для рядовых горожан, как возможность находиться в любое время суток на улице и оставлять детей одних на придомовой территории. Доверие граждан к техническим средствам охраны, будь то видеонаблюдение или доступ по распознаванию лиц, уже сравнилось с доверием к человеческому контролю».

- В силу сказанного, идея «Института безопасности города» должна обеспечить совместное функционирование, как цифровой экосистемы обеспечения безопасности жизнедеятельности, так и цифровой экосистемы управления городскими экоресурсами. Для проекта «Умный город» актуальным является создание муниципальной цифровой платформы обеспечения безопасности жизнедеятельности, в функции которой входит взаимодействие с цифровыми платформами городских экоресурсов. Эти системы обязаны обеспечить современный уровень городской безопасности. Городские власти, при этом, должны использовать платформенную стратегию, основанную на принципах открытости, стандартизации и совместимости используемых информационных технологий, - уверен ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России Алексей Попов.

Представляя своё техническое решение в рамках проекта «Институт безопасности города», способствующее безопасности и коммуникации в городской среде, продакт-менеджер ООО "Инпрайс Дистрибуция" Сергей Домнин, отметил, что 66 процентов жителей России проживают в крупных городах с населением более 100 тыс. человек. На сегодняшний день, идёт активный процесс улучшения качества жизни граждан. При этом одно из благ, которую нельзя обеспечить себе отдельно от общества – это безопасность! По мнению эксперта платформа умного города - это новый уровень современных цифровых интерактивных коммуникаций с безупречной интеграцией в современные инфраструктуры моногородов, которые поддерживают в части реализации определённых функций единый стандарт для удовлетворения потребностей жителей, основная цель которого – закрепить цифровое единство.

В прениях о дальнейших путях развития проекта «Институт Безопасности Города» в урбанистическом, социологическом, техническом и юридическом направлениях, в том числе относительно развития малого бизнеса, цифровизации, внедрения инноваций и инвестиций в сферу безопасного проживания жителей многоквартирных домов и ЖКХ принял участие первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Генерал-полковник внутренней службы Александр Чуприян:

- Сегодня, уже утверждена государственная программа г. Москвы «Безопасный город», а значит есть видимость построения межведомственного взаимодействия структур, но, к сожалению, не на всём теле субъектов Российской Федерации. Существует более 160 систем, связанных в той или иной мере с безопасностью, и это абсолютное лоскутное одеяло. Наша задача подвести всё это к информационной интеграционной платформе, - отметил Александр Петрович.

В заключении хочется отметить, что большинство участников рынка поддерживают идею создания и выработки механизмов эффективного взаимодействия жителей, органов власти, государственной и негосударственной сферы обеспечения национальной и общественной безопасности, малого бизнеса, крупных телекоммуникационных и управляющих компаний. По результатам нашей деятельности принят проект Резолюции, который был направлен всем заинтересованным сторонам, в том числе в адрес государственных органов Российской Федерации, Москвы и Московской области. Уверен, что выполнение мер, изложенных в данной Резолюции возможно только при условии взаимной заинтересованности жителей, власти и бизнеса в их реализации.