Эксперты считают, что рыночных условий для появления беспилотного транспорта пока нет

Лидеры разработок беспилотных автомобилей, такие как российский "Яндекс" или американская Waymo, технически готовы к запуску беспилотных такси и торопят власти с принятием соответствующего законодательства. В России беспилотным автомобилям могут разрешить свободно передвигаться по дорогам общего пользования не ранее 2022 года, после завершения правительственного эксперимента по тестированию технологий, рассказали порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, в пресс-службе НТИ "Автонет" (куратор проекта по тестированию беспилотных автомобилей). Чиновники подчеркивают, что сначала необходимо решить вопросы безопасности, а эксперты говорят о маловероятной массовой выгоде беспилотных авто.

По оценке компании "Яндекс", полностью беспилотное такси технологически уже возможно, но нормативная база не позволяет таким машинам находиться на дорогах общего пользования без инженера, а также оплачивать подобные услуги. При этом в США (в пригороде города Феникс, штат Аризона) уже запущен подобный сервис без инженера в салоне. Как подчеркнули в "Яндексе", "важно, чтобы регулирование шло в ногу с технологией, а еще лучше — создавало среду, способствующую ее развитию".

Российская дорожная карта

Принятие соответствующего законодательства возможно после 2022 года, "когда завершится правовой эксперимент", отмечают в НТИ "Автонет".

В конце 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о проведении эксперимента по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования Москвы и Татарстана. Эксперимент продлится до 1 марта 2022 года, его результатом должно стать подтверждение возможности эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования, а также выработка технических требований к ним и разработка нормативных документов.

"Законодательные инициативы НТИ "Автонет" уделяют особое внимание вопросам безопасности всех участников дорожного движения, мы работаем в тесном взаимодействии с Минпромторгом и МВД. Беспилотный автомобиль проходит сертификацию ведущей российской лаборатории ФГУП "НАМИ", - отмечает представитель НТИ "Автонет". - Мы идем в ногу с технологическими решениями, которые в настоящий момент разработаны и тестируются в условиях российских реалий". Кроме того, все автомобили в рамках эксперимента должны быть застрахованы, а в салоне при этом должен находится опытный пилот-инженер.

Не отстают и российские чиновники. Как рассказали в Минтрансе России, ведомство представило на Глобальном форуме по безопасности дорожного движения (проводится под эгидой ЕЭК ООН) изменения в Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года. "Они направлены на обеспечение движения высокоавтоматизированных транспортных средств по дорогам общего пользования", - пояснили в ведомстве. Именно на площадке форума разработана и принята резолюция, содержащая рекомендации для государств, разрабатывающих и тестирующих технологии беспилотного управления транспортными средствами. Кроме того, в России уже подготовлен проект концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования.

В США уже произошло несколько ДТП со смертельным исходом с участием высокоавтоматизированных автомобилей. "Чтобы не создавать экстремальных ситуаций, необходимо и дальше тестировать технологии, подключать новых разработчиков и постепенно расширять географию тестирования высокоавтоматизированных ТС, в том числе на те регионы, где такие разработки имеются: Санкт-Петербург, Владимирская область, Краснодарский край и другие", - подчеркивают в НТИ "Автонет".

Есть ли выгода

При этом в НТИ "Автонет" отмечают, что пока рыночных условий для появления беспилотных автомобилей на дорогах нет. "Нет понимания экономических выгод беспилотного транспорта, и говорить о необходимости спешки здесь нельзя", - поясняют в "Автонете".

Высокоавтоматизированные технологии позволяют делать процессы качественней и быстрей, но они всегда дороже, чем человеческий труд, добавляет гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. "Нет ни одной индустрии, где бы человек оказался дороже, чем робот, - отмечает он. - С появлением роботов цепочки производства только дорожают".

При этом, беспилотные технологии для автомобилей в городе будут дороже, чем для грузового или рельсового движения на ограниченных территориях, и появления последних стоит ждать раньше. Но не случайно беспилотные технологии активней продвигают интернет-компании, а не традиционные автопроизводители, говорит Безбородов - водитель, пересевший в беспилотник, становится потребителем контента.

Неоднозначной может оказаться и выгода для государства в целом. "Всех высвободившихся в случае автоматизации водителей, а это одна из самых массовых профессий, надо будет чем-то занять, - указывает Безбородов. - А связанные с этим социальные вопросы не решены даже в более легко автоматизируемой профессии охранника".

Отстаем ли от США

Компания Waymo (американский производитель технологий для беспилотников, "дочка" компании Alphabet) в конце прошлого года объявила о запуске коммерческого беспилотного такси в пригороде Феникса, штат Аризона. Однако на сайте самой компании отмечается, что в машине находится инженер, а само приложение доступно только ограниченному кругу волонтеров-тестировщиков. Кроме того, компания первой среди конкурентов летом этого года получила от властей штата Калифорния разрешение на перевозки пассажиров в беспилотных такси. Но речь идет об участии в пилотном проекте, при проведении которого в автомобиле должен находится водитель-инструктор, а за поездки не взимается плата. Ограничена при этом и сама пилотная зона. В отчете компании властям штата отмечается, что услуга вызова беспилотного такси через приложение доступна только сотрудникам, которые могут взять в поездку гостей. А несколько поездок без инженера в машине выполнены в образовательных целях.

Ссылка на источник