13 декабря 2019 г. на площадке Ассоциации предприятий технических средств безопасности собрались руководители региональных домофонных компаний и представители российских заводов по производству домофонного оборудования. На повестке дня один вопрос: Что ждет рынок, после того, как крупные телекоммуникационные компании стали активно внедрять в жилых домах «умные домофоны», не смотря на то, что особой потребности в них у населения нет.

В формате круглого стола, организатором которого выступила Ассоциация Национальных Компаний Комплексных Систем Безопасности, участники мероприятия отметили, что согласно социологическому опросу, проведённому ЦСО «Платформа» в августе 2019 года, среди жителей Москвы и Московской области по теме безопасности городского пространства, 60 процентов опрошенных граждан Москвы и Подмосковья не слышали таких слов, как цифровая экономика, умный город, безопасный город. В регионах ситуация ещё более аховая.
Да и про «умный домофон» никто бы ничего не узнал, если бы не агрессивный маркетинг крупных телекоммуникационных компаний, которые неожиданно решили поиграть на рынке домофонных систем и предложили жильцам домов сыграть вместе с ними, изгнав, конечно же, из подъездов своих конкурентов - старых и проверенных временем домофонных операторов. Ну, а в качестве награды за сговорчивость поообещали «умный домофон». Он то и столкнул лбами старых и новых участников рынка.

Анализируя и обсуждая итоги опроса информированности и отношения жителей к современным процессам цифровизации, обеспечения безопасности проживания, возможным способам и вариантам использования технических средств безопасности непосредственно в местах их проживания, складывается понимание отношения жителей к существующим системам технической безопасности, уровню их готовности к цифровизации данных систем, а также выявление основных проблем, препятствующих цифровой модернизации.

Как отметил председатель правления «Ассоциация Национальных компаний комплексных систем безопасности» Руслан Сайфутдинов: «Мы не противники умных технологий, которые на сегодняшний день вводятся в повседневную жизнь, но ни для кого не секрет, что когда мы собираемся за круглыми столами, всё чаще наблюдается тенденция, когда порядка 99% процентов тех, кто приходит к нам, в том числе и чиновники разных уровней, не понимают в этой технологии ничего. Вот это самое опасное».

По мнению Руслана Сайфутдинова, нет сомнений, что современный домофон – сложное техническое устройство, программировать и управлять которым можно только с помощью компьютерных технологий. Однако, не стоит забывать, что домофон – это, прежде всего, устройство, задача которого открывать и закрывать входную дверь в подъезд. И подключение такого устройства к глобальной сети интернет сопряжено с большими рисками.

На сегодняшний день нет ни ГОСТов, ни стандартов, которые бы регулировали работоспособность подобных устройств. Большинство такого умного оборудования, поступающего на наш рынок, не сертифицировано и собрано за границей неизвестными производителями. Все это приводит к неконтролируемым сбоям работы подобных умных домофонов, задача которых не открывать или закрывать дверь через интернет, а открывать или закрывать ее в принципе, без сбоев и без условий есть интернет или кто-то за него забыл заплатить. И это на фоне постоянно растущего числа производителей данного оборудования (на сегодняшний день можно считать что на территории Российской Федерации около 10-ти таких производителей), а сколько их за рубежом….И когда мы начинаем задавать вопросы: А как проверить эту технологию на защиту, на уязвимость?- Никто не берёт на себя эту функцию, потому, что не знает глубоко технологии, не владеет проблематикой.

Каким должен быть домофон будущего – это на сегодняшний день и является главным вопросом. Что из современных умных функций ему действительно необходимо, а без чего можно и обойтись, чтобы это не сказывалось на стоимости изделия и не ухудшало его безопасность. И, пожалуй, одним из главных итогов московского круглого стало решение о том, что в России назрело введение единого стандарта для производства и эксплуатации домофонных систем.

Что же касается единого отечественного стандарта работы домофонного оборудования, то на разработку, внедрение и содержание новой платформы нужны очень серьезные инвестиции, выделить которые не в состоянии ни один производитель. Единственный выход – делать это в складчину со всеми заинтересованными в данном процессе участниками рынка.

И еще одно немаловажное решение, принятое на московском круглом столе – это создание единого Торгового Дома, в своем роде центрального склада, на котором в режиме реального времени всегда можно было бы приобрести необходимые устройства и комплектующие любого производителя домофонного оборудования.

Кстати, по мнению участников круглого слова неплохо было бы, чтобы Ассоциация Национальных Компаний Комплексных Систем Безопасности представляла интересы не только операторов по обслуживанию домофонов, но и производителей этих устройств. На нестабильном рынке в защите нуждаются и те и другие. И тем более в тот момент, когда новые игроки рынка пока еще не понимают, что подъездный домофон – это не только кнопочная вызывная панель с блоком управления.

Взаимодействие с новыми игроками рынка – крупными телекомами, это еще одна проблема, которую необходимо решать всем участникам московского круглого стола. С их появлением на рынке оказания домофонных услуг резко обострилась конкурентная война. Начался массовый демпинг цен и, как следствие, борьба за выживание. И это на фоне резкого снижения покупательной способности россиян, когда на счету у людей каждая копейка. А так как в Москве цены на домофоны не повышались на протяжении последних семи лет, то бизнес по обслуживанию домофонов находится на грани нерентабельности.

Повысить рентабельность и удержаться на рынке – сейчас главная задача для любого оператора по обслуживанию домофонных систем. Производителям оборудования в этом отводится особая роль. Новые домофоны должны быть такими же надежными, как и прежде, в меру, умными, чтобы удовлетворять основные запросы пользователей, без ухудшения таких основных параметров как безопасность и стоимость. Если производители домофонов смогут изготовить для членов Ассоциации такой домофон, от этого выиграют все. И операторы, которые сохранят свои позиции на рынке, и производители, получающие заказ на поточное производство этого оборудования.

По мнению председателя правления «Ассоциации Национальных Компаний Комплексных Систем Безопасности Руслана Сайфутдинова, отечественным производителям, которые сейчас выбрали выжидательную позицию и наблюдают, кто победит - новые умные технологии или надежные старые, отсидеться в стороне уже не получится. Только тесное взаимодействие и сотрудничество сможет обеспечить всем участникам уверенность в завтрашнем дне, что при обострившейся конкурентной борьбе на рынке технических средств безопасности - уже большое дело! И здесь, важно преодолеть разрыв между сложившимися стереотипами, как обеспечивается безопасность жителей и теми изменениями в цифровой среде, которые происходят.