Настоящая статья призвана определённым образом сориентировать сотрудников СБ коммерческих компаний в таком слабо освещённом в профессиональной среде вопросе, как оказание противодействия недобросовестным конкурентам, действующим методами промышленной агентурной разведки.
Тема эта, действительно, освещена весьма слабо, хотя по рынку то тут, то там пробегают сообщения об инсайдерских утечках критичной для бизнесов информации. В подобных случаях их хозяева предпочитают не заявлять громко о понесённых потерях – сам сюжет кажется им слишком щепетильным Многие руководители предпочитают скрыть обидный прокол – такова психология отечественного предпринимателя. Так, или иначе, но проблема объективно существует и, значит, есть необходимость в её решении.
Сегодня стандартный подход к защите коммерческой тайны в компании обычно сводится к ограничениям доступа персонала в использовании корпоративных сетей, а также запрету применения сменных электронных носителей. По умолчанию считается, что если нельзя скопировать важные документы на флешку, или отправить их «наружу» по электронной почте, задача защиты коммерческой тайны на фирме выполнена.
С этой целью нередко закупаются специальные системы контроля и слежения, набирается персонал для анализа попадающей в них информации и т.д, Подобным «движениям» способствует и постоянная реклама упомянутых выше систем, (ведь их продавцы заинтересованы в процветании своих бизнесов), проведение обучающих семинаров и куча материалов по этой тематике на любой вкус. Да и отчитаться перед руководством службе безопасности по проделанной работе не так уж сложно. Вот, мол, посмотрите – всё фиксируем, кто куда и что пересылает, какие данные и как используются. Вот отчёт, вот графики-таблицы, вот загрузка наших сотрудников. Короче, всё под контролем, враг не пройдет…
Ну и конечно не забываем про людей. При приёме новых сотрудников на работу берем с них подписки и, может быть, даже иногда знакомим с полиграфом. После этого опять пишем отчёты, докладываем, все довольны В принципе всё.
А потом неожиданно узнаем, что критичная для нас информация оказалась в распоряжении конкурентов! – Проводим расследование, как правило без уверенного результата, или же с наказанием случайных людей, снова пишем отчёты, уже без уверенности, что подобное не повторится вновь.
В руководстве СБ появляется малоприятное ощущение, что их периметр зоны их ответственности имеет «дыры». Начинается лихорадочный поиск мер, которые помогли бы эти «дыры» залатать. Или хоть как-то уменьшить их размер.
Забегая вперёд, скажу, что универсального способа предотвратить работу «казачка» на конкурентов пока не придумано и, похоже, придумано не будет никогда. В целом, разнообразие подходов к персоналу интересующей компании не имеет ограничений.
Способы и методы привлечения (назовём так этот специфический вид активности homo sapiens) изобретаются и совершенствуются в течение, без преувеличения, столетий. И, как показывает практика, конкретный метод работы «привлеченца» является, своего рода, функцией от его личности. Сколько «привлеченцев», столько и методов. Ясно, например, что женщина будет работать совсем не так, как мужчина. А если они действуют в паре? – Как это делал знаменитый Рихард Зорге в Китае. – Да именно в Китае, а не в Японии Зорге работал в паре с американской журналисткой Агнес Смедли, которая знакомилась с перспективными людьми и проводила их первичный отбор, а сам Зорге – завершал привлечение. Ну, и так далее.
Таким образом, можно лишь затруднить развитие такой ситуации или сделать её маловероятной. Работа эта объёмная, сложная, однако, тем не менее, – необходимая.
А необходимая ли? Правильным будет честно ответить себе на поставленный вопрос; «Стоит ли уделять организации подобного противодействия столь значительное внимание?»
Итак, как это бывает:
- весьма нередко бывает, что конкурент через своих «инсайдеров» получает доступ к вашей клиентской базе, объёмам отгрузок и ценам поставок за период. Факт, может быть, и не критичный сам по себе, но безусловно неприятный. Поскольку борьба за сбыт ведётся за конечное число клиентов, только малое число из которых крупные, конкуренту достаточно лишь ненамного снизить цену предложения в сравнении с вашим, ставшим ему известным, - и ваша фирма «выбывет из пробега»;
- ещё более неприятным событием может стать «обнародование» конкретного технологического решения, используемого на ваших предприятиях. Производственники очень хорошо знают, как долго такие решения вынашиваются и внедряются. И какие деньги эти технологические «секретики» могут принести конкуренту;
- другой пример из конкретной жизни. Мы строим новые производственные мощности, уже заявили, что в этом году займем новую долю рынка, ну и клиентов демпингом начали привлекать. Конечно, конкуренты не в восторге, но куда же им деваться, придется планы производства пересмотреть и тоже на какое-то время цены подопустить. И тут у нас что-то пошло не так. Ну, бывает, стройка ведь. Опаздываем на год, а то и на два. А теперь подумайте, сколько эта информация может стоить для конкурентов, если она получена вовремя! Да они просто цены оставят прежними, как бы покупатели их не уговаривали, что вот-вот купят у вас, хотя могли бы их уронить и проиграть на этом. И в планах производства учтут. А вам нужно, во-первых, догадаться, что это они узнали от «своего» человека, а во-вторых, найти его;
- наконец (тоже из жизни) – собственник хочет продать часть бизнеса. Понятно, что для этого нужно «показать товар лицом». Это творческая задача для оценщиков и финансистов, которые сделку данного собственника сопровождают. Однако, всем этим усилиям грош цена, если у потенциального покупателя есть достоверная информация о реальном состоянии дел, полученном через «своего человека». В данном случае потери продавца трудно переоценить.
Список «вариантов» можно было бы продолжить, но тенденция уже ясна.
Итак, давайте признаем: конкурент усматривает целесообразность в получении инсайда из вашей компании, а потери, которые могут вследствие этого у вас возникнуть, способны иметь внушительный, даже критический характер. – Надо защищаться.
Чтобы предотвратить появление «казачка» на объекте защиты, полезно понимать тактику действий противника, предпринимаемую им в таких случаях. А тактика эта заключается в том, чтобы либо установить знакомство с уже работающим на вашей фирме сотрудником (что чаще всего), либо внедрить своего человека к вам на вакантное место (что более объёмно по усилиям, дороже и сложнее). При этом ошибочно полагать, что главное внимание «интересантов» будут привлекать топ-менеджеры, как основные носители критичной информации. На практике использование данной категории сотрудников для получения системного инсайда весьма ограничено. Этому имеется ряд причин специального характера.
В частности, «классика жанра» предусматривает, что для результативной работы источника на регулярной основе ему необходимо выплачивать денежное вознаграждение, примерно равное размеру его зарплаты по основному месту работы. В таком подходе заложена определённая «философия»: человек идентифицирует своё место в обществе в т.ч. по позиции в системе трудовых отношений и деньгам, которые он на данной позиции зарабатывает. Это – его визитная карточка перед остальными членами общества. И, если человек длительное время трудится на одном месте, принимает вознаграждение на нём как адекватное для себя, – значит, по умолчанию он соглашается с его оценкой и позицией на иерархической лестнице социума. А увеличение в денежном выражении размера данной оценки вдвое воспринимается им как значительный прогресс.
Фантазии же определённой части «перспективных сотрудников» относительно заоблачных гонораров в этом бизнесе, почерпнутые из детективных фильмов, - иллюзия, не более.
Таким образом, можно с определённой степенью уверенности утверждать, что денежный порог, с которого топ-менеджер подвинется на инсайд, очень высок – ведь его денежное вознаграждение немалое. На выплату таких средств заказчики информации пойдут вряд ли – ломается бизнес-модель. Может, лишь в единичных и исключительных случаях.
Кроме того, любому квалифицированному сотруднику СБ хорошо известно, что большая часть топ-менеджмента активно использует своё служебное положение в целях личного обогащения. Несмотря на высокие зарплаты и премии, они, как правило, создают параллельные товарно-денежные потоки, не брезгуют принимать денежные «призы» от клиентов и т.д. Одним словом, народ этот – со средствами, способный заработать и на «других направлениях». Как этому противодействовать – совсем другая история. Пока же целесообразно уяснить, что топ-менеджмент это малоперспективная категория для системного использования конкурентами. Итак, остаётся «обычный» персонал.
А вот возможности рядовых сотрудников могут быть очень интересны для конкурентов. Даже простой дежурный электрик или охранник способны быть весьма ценными источниками, поскольку имеют доступ в помещения фирмы, зачастую и в нерабочее время. Обычно люди, желающие заработать, склонны к проявлению большой творческой инициативы.
Таким образом, главное у такого человека – готовность на подобный шаг, наличие мотива сотрудничества. И мотив этот очень часто имеется.
Было бы банальным и скучным пространно говорить о том, что в современном российском обществе процветает философия потребления. Потреблять призывают сотни источников информации и рекламы, делая это грубо, прямо, скрыто, завуалированно, тонко и т.д. Даже системы просвещения и образования нынче убеждают, что активное потребление – естественно и достойно современного человека.
Без оценки последствий такого подхода, кратко фиксируем данный факт в приложении к рассматриваемому нами вопросу. Таким образом, мотив к зарабатыванию денег даже ценой риска у наших сограждан зачастую имеется.
Выше было сказано, что способы подходов к персоналу компании могут быть крайне разнообразными. Тем не менее, «привлеченцы» вовсе не супергерои и в своей рутинной деятельности склонны к действиям по уже проверенному ими на практике методу, другими словами, шаблону. Некоторые из таких шаблонов чрезвычайно типичны.
Например, распространённым способом поиска перспективных лиц является работа с открытыми базами данных соискателей в поисках трудоустройства. Тут направлений действий два: человек собирается уходить с представляющего интерес объекта (очень часто по материальным соображениям), или объективно может быть туда трудоустроен из числа соискателей из смежной отрасли. Что важно – в таких резюме обычно указаны сведения о кандидате, которые опытному человеку многое говорят и позволяют выйти на контакт. Последующие шаги – дело техники.
Что же можно противопоставить на конкретном объекте защиты перечисленным выше угрозам? Некоторые действия предпринять можно. А именно, ими являются:
- формирование в трудовом коллективе атмосферы справедливости, доверия, взаимного уважения, чувства локтя. Звучит, конечно, весьма пафосно. Проще говоря – нужно добиться такого положения вещей, чтобы сотрудник не чувствовал себя на работе изгоем. Конечно, это задача не уровня СБ, это вопрос высшего руководства компании. Непросто, однако – хорошая прививка от «движений влево»;
- наличие в среде персонала компании друзей службы безопасности. Эти люди необходимы. В том числе, для того, чтобы вовремя сигнализировать о тревожном поведении кого-то из коллег.
Дело в том, что человек, начавший работать на «другую сторону», будет вынужден интересующую его заказчика информацию добывать. Это не так просто – USB-порты компьютеров нынче, как правило, заглушены, за обменами данными в корпоративной сети следит специальная программа и т.д. Значит, человек будет стараться задержаться на работе, чтобы сфотографировать экран с информацией или сделать записи от руки. Кроме того, интерес заказчика, как правило, шире круга профессиональных обязанностей привлечённого и последний будет искать нужные ему сведения в соседних подразделениях. Рано, или поздно эта активность попадёт в поле зрения кого-то из коллег;
Так вот, необходимо, чтобы данный факт дошёл до СБ. Нужны друзья. Они же,кстати, хорошо помогают при выявлении рутинных хищений;
- проведение глубоко осмысленной, ответственной кадровой политики в компании. В этой области необходима очень внимательная работа. В том числе, и прежде всего, это нужно собственнику. Контроль СБ в данном вопросе незаменим, не принципиально, в каком виде, – непосредственно на штатной должности в подразделении HR, или же дистанционно, через утверждение кандидатур новых сотрудников в СБ. В любом случае, СБ должна обладать в этом вопросе правом «вето» и пропускать через фильтр своего профессионального опыта всех принимаемых на работу сотрудников;
- конкретно в качестве контрмеры к названному выше подходу с использованием баз данных соискателей работы – Если кандидат в вашу компанию ранее работал у конкурентов, риски перевешивают пользу от его приёма. Лучше не рисковать, если только это не уникальный специалист. Любой новый сотрудник, даже если он пришел из совершенно другой сферы бизнеса, должен находиться под пристальным вниманием. Анализируйте, насколько он общителен с другими сотрудниками. Если у него нет доступа к важным коммерческим секретам, то должны настораживать случаи появления у него неформальных связей в подразделениях, не связанных непосредственно с работой. И пусть вас не успокаивают факты, что это связано с общим хобби или просто душевной симпатией. Учтите, что первые месяцы он никак не проявит себя во вред компании.
В заключении данной статьи обязательно нужно было бы сказать, что все описанные выше подходы и решения актуальны преимущественно для бизнесов, ведущих реальную борьбу в конкурентном поле, т.е. крупных, лишь иногда средних игроков. Именно им, каждодневно работающим над совершенствованием своих производственных цепочек и иных производственно-хозяйственных потоков по плечу реализация недешёвой бизнес-модели промышленной разведки. Связано это с тем, что именно для крупных масштабов деятельности каждое, даже небольшое реальное усовершенствование даёт ощутимый финансовый результат.
Ожидать же «атак» со стороны мелких конкурентов нецелесообразно – они просто «не потянут» денежную нагрузку подобной «атаки».
Возможно, данное замечание нужно было бы поместить во вводной части. Ну, как получилось…
Успехов всем прочитавшим эту статью в деле защиты ваших бизнесов!
Примечание: все факты, ссылки и примеры, изложенные в данной статье, являются обезличенными событиями, почерпнутыми из практики давно ушедших лет.
Автор: Афанасьев А.А.